Военная политика и военная доктрина России.


Под военной политикой понимается - военная форма реализации национальных интересов, включающую в себя применение или угрозу применения военной силы, а также мероприятия по предотвращению войн.

Военная политика как составляющая общей политики и концепции национальной безопасности России определяется политическим руководством страны.

Руководит военной политикой, как и всей внутренней и внешней политикой, определяет основные направления президент страны. Он является Главнокомандующим ВС, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование ВС, вводит в случае агрессии военное положение с сообщением Федеральному собранию.

Важные вопросы войны и мира, статуса и защиты государственных границ, утверждение военного положения на территории России или ее части решает Федеральное Собрание. На раздельных заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, Совет Федерации решает вопрос о возможности использования ВС за пределами России.

Правительство РФ, в соответствии Конституцией, осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности. Речь идет о народнохозяйственных мероприятиях, финансировании военной и других отраслей промышленности, снабжении ВС и других формирований, обеспечивающих безопасность оружием, боевой техникой, боеприпасами, инструментами, амуницией и т.д.

Иногда в военно-политической литературе, когда заходит речь о военной политике, говорят о военно-политическом руководстве страны, об органах такого руководства, в которые включают МО, Генштаб и др.

Чтобы разобраться в этом вопросе вспомним: кому принадлежит власть, суверенитет в демократическом государстве? Народу. И только народ путем выборов передает определенные прерогативы власти избранному лицу или органу. Таким образом в современной России формируется президентская власть и Федеральное Собрание. Только они от имени народа имеет право издавать законы, определять основные направления и руководить внутренней и внешней политикой страны, в том числе военной политикой. Никакой другой отдельной военной политики не существует.

А каково место ВС и его руководства в осуществлении военной политики РФ?

ВС занимают важное место в политической системе и играют ведущую роль в осуществлении внешней политике. Они являются орудием внешней и военной политики. Поэтому Президент РФ является Главнокомандующим ВС, он же назначает и смещает высшее командование ВС, которое ответственно перед Президентом (а в его лице и перед народом) за состояние боевой готовности, боевую подготовку военнослужащих. В этом смысле, т.е. не в политическом, а в военном, военно-техническом можно говорить о политике военного руководства. Кроме того, руководящие органы ВС - МО, Генеральный штаб, другие органы - разведка, академии и военные институты участвуют в формировании военной политики.

Конкретным проявлением этого участия стало создание военной доктрины РФ, которая была одобрена на заседании Совета Безопасности и утверждена Указом Президента Российской Федерации №706 от 21 апреля 2000 года. Этот документ наряду с "Основными положениями концепции внешней политики РФ", Законом РФ "Об обороне", Концепцией национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ №1300 от 17.12.1997 г.) служит законодательной базой военной политики РФ.

Рассмотрим подробнее военную доктрину РФ. В общем плане под доктриной понимается система научно обоснованных и официально принятых в государстве взглядов, положений определяющих военную политику.

Военная доктрина согласована с концепциями внешней политики и национальной безопасности России. Она представляет собой совокупность официаль­ных взглядов (установок), определяющих, военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации, системы международных отношений.

В Военной доктрине развиваются основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в её положениях последовательной приверженности миру с твердой реши­мостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и её союзников.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной, доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применении военной организации государства

Реализация военной доктрины достигается за счет централизации государственного н военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономи­ческих, социальных, информационных, правовых, поенных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации н её союзников,

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооружённых конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твёрдое выполнение Военной доктрины.