Тема 2. Основные понятия


В каждой социальной системе деятельность журналистики как функци­онирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учреди­тель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «массовая аудитория») определяется закономерностями, раскрытием и «описанием» которых занимается наука с помощью своего понятийного аппарата. Сре­ди множества понятий, составляющих ткань научного знания, выделяются .основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Че­рез категории раскрывается суть предмета и содержания науки.

В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «принципы», «эф­фективность» и др. Эти и другие категории и раскрывающие, детализиру­ющие их содержание более конкретные понятия («актуальность», «инте­рес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между со­бой, ограничиваясь указанием только на то, что все они относятся к полю знания о журналистике. Для построения системы категорий прежде всего необходимо опреде­лить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней.

Роль центральной категории может сыграть лишь такое общее поня­тие, которое раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета - журналистики, а потому является характеристич­ным как для журналистики в целом, так и для всех сторон, шагов деятель­ности в ней.

Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным си­нонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средст­ва массовой информации». Иногда к этому словосочетанию добавляют «... и пропаганды» - это свидетельствует лишь о том, что термин «инфор­мация», к сожалению, употребляется не только в научно-специальном значении, но и в традиционном узкожурналистском смысле (как обозна­чение кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях и соответствующих жанров - заметки, отчета, интервью, репортажа, час­то именуемых «информационными»).

Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информа­ции составляет специфику журналистской деятельности во всех ее прояв­лениях, и этой деятельности подчинены все организационные, техничес­кие, творческие и другие структуры журналистики. При этом «информация» - это и самое простое, общепонятное явле­ние в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой информации). И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности, так как высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством ком­ментирования, но и зависит также от высокого качества работы с аудито­рией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «до­стигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение.

Когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а имен­но массовую информацию. Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. ко всем, или к большинству, или к большей части (народа, социального слоя или группы, жителей региона), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной ин­формации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью. Другими словами, массовая информа­ция обращена к массовому сознанию. Готовя информацию, необходимо из­бегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлека­тельного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журна­листа, проявляющейся в информационной политике канала массовой ин­формации. «Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих поня­тий.

Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ - функция - аудитория - функционирование - результативность.

Вторая - дает представление специальной направленности методо­логических основах деятельности в журналистике: МИ - социальная пози­ция в журналистике - СМИ как социальный институт - социальные типы журналистики - исторические типы журналистики.

Третья - описывает субъективную сторону функционирования журна­листики: МИ - свобода журналистики - журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) - ка­чества журналистов как профессионалов.

Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ - средства коммуника­ции - каналы и типы изданий и программ - система и взаимодействие - распространение.

Пятая - дает характеристику творческих форм массово-информаци­онной деятельности: МИ - информационная политика - типы творчества - творческие формы - методологическая культура.

Наглядно представить систему категорий науки о журналистике можно с помощью приведенной ниже схемы.

Таково обобщенное представление о системе категорий (основных понятий) науки о журналистике. При детальном рассмотрении каждое из этих понятий должно быть раскрыто теоретически и рассмотрено приме­нительно к его бытию в конкретно-исторических условиях (например, оп­ределив понятие «Свобода журналистики», следует проследить, как ос­мысливается и реализуется идея свободы в различных ситуациях общественной жизни).

Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического). Много­численные частные научные дисциплины (такие, как теория творчества или история журналистского права и др.) обращаются не ко всей системе кате­горий, а к ограниченному кругу специфически значимых, хотя специалисты должны представлять место частного знания в общей системе науки.

Без обращения к теоретически сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обойтись нельзя. Упрощенное, облегченное изложение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практическом смысле. Поэтому вводить студен­тов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, ра­зумеется, учитывая уровень их подготовленности. Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности самого предмета без упрощения, но максимально доступно.

Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся предстоит ввести во всю систему категориального знания о журналистике и таким обра­зом заложить фундамент всего здания университетской подготовки жур­налистов. Важно те­оретически «упредить» и конкретные журналистские курсы, и практиче­скую деятельность студентов, которая будет проходить уже во втором се­местре. В том и другом случае надо быть вооруженным системой общетеоретических «вводящих» знаний, создающих фон овладения кон­кретными знаниями и выполнения практических заданий для редакций. Без этого фона повседневные практические акции (определение темы, сбор фактов, разработка концепции произведения и т.д.) будут лишены важнейших принципиальных ориентиров и обречены на случайность и неопределенность решений. Не зная, «зачем» журналист создает свои произведения (а это вопрос о функциях СМИ), можно увлечься чистым описательством увиденного автором, заинтересовавшего его, без пони­мания значения изложенного материала для аудитории и т.д. Не пони­мая, что такое истинная свобода творчества, можно творить произвол над материалом жизни. Без твердого знания, что же такое патриотизм, легко соскользнуть на путь националистического подхода в освещении той или иной проблемы. Чтобы избежать серьезных ошибок уже на пер­вых шагах практической деятельности, и необходимо овладевать систе­мой общетеоретических знаний глубоко и творчески.

В целом же задачи курса носят теоретический характер. Входя в мир теории, надо быть готовым к тому, что некоторые привычные утверждения так называемого «здравого смысла» (например, о свободе как возможности делать «что хочешь») придется решительно отвергнуть. Значит, уже с самого начала курс должен помо­гать перестраиваться на научно-теоретический тип мышления, требую­щий точной постановки вопросов, строгого употребления терминов, пол­ноценной аргументации, системного подхода к изучаемым проблемам, умения разбираться в фактах жизни журналистики, чтобы за внешними и порой обманчивыми очертаниями увидеть их истинный смысл. И очень важно научиться сомневаться - не для того, чтобы руководствоваться всеразъедающим нигилистическим скепсисом, а чтобы через сомнения и критику идти к максимально верным, убедительным и ясным теоретичес­ким выводам, становящимся благодаря этой «работе души» личной пози­цией в журналистике.

Наконец, следует помнить, что профессиональная деятельность жур­налиста будет протекать в изданиях или программах разных идейно-по­литических направлений, что так или иначе связано с различиями в кон­цептуальных представлениях о журналистике. Так, курс «Основы теории журналистики» решает еще одну зада­чу, свойственную всем университетским курсам, - «учить учиться», а не осваивать готовые знания.