Вопрос №7. Методика расчета моющего насадка.
Для упрощения производства машины и ее эксплуатации обычно насадки изготовляют одинаковой конструкции независимо от их размещения на машине. Поэтому через каждый из насадков должна подаваться на дорогу половина всего расхода воды, т. е. Q= 2Qh.
Суммарный расход через насадки Q = BqvM, где q - удельный расход воды при мойке или поливе, л/м2; В - ширина захвата, м.
Расход воды через насадок, м3/с
где μ - коэффициент расхода воды через насадок; S — площадь выходного отверстия насадка, м2.
В зависимости от конструкции насадка значение коэффициента расхода колеблется в пределах 0,85...0,95. При этом площадь выходного отверстия, м2
.
Положение линий встречи рабочей струи при выполнении мойки или поливки показано на рис. 4. Отдельные струйки одинакового поперечного сечения обрабатывают дорожное покрытие различной ширины. В связи с этим, а также с учетом того, что сила удара рабочей струи пропорциональна расходу воды через насадок, можно сделать вывод: количество энергии и количество воды в каждой струйке должны быть переменными, зависящими от обрабатываемой площади. При поливке дорог необходимо, чтобы покрытие смачивалось одинаковым количеством воды, зависящим от удерживающей способности поверхности дорожного покрытия. Поливка дорог должна производиться из распылителя, расположенного спереди, или из двух распылителей, смонтированных по бокам машины. Каждая струйка, ограниченная центральным углом δ, обрабатывает при поливке участок дороги протяженностью АО. Причем по мере приближения к границам струи при постоянном δ участок АО будет уменьшаться. Чтобы количество подаваемой воды соответствовало размерам обрабатываемой площади, высота hщели должна быть переменной:
h= h sin(α + nδ),
uде h — постоянная высота выходного сечения распылителя.
В это выражение входят величины h и δ: h = S / l1; δ = θ / п, где l1 -длина основания щели распылителя; θ - центральный угол распылителя.
Рис. 4. Схема водяной струи:
а - при поливке; 6 - при мойке и поливке; в - примойке
Если поливка производится двумя распылителями, то переменная высота hщели равна:
h= h cos β / sin (α - β + п δ).
При мойке дорог или прилотковой полосы двумя насадками (схема на рис. 4, в) струйка, ограниченная центральным углом θ, имеющим постоянную величину, будет промывать полосу дороги АС, ширина которой зависит от положения этой полосы на дорожном покрытии. Переменная высота hщели, при которой количество воды, подаваемой каждой струйкой на дорожное покрытие, будет постоянной и определяется выражением
h= h cos β / sin (α + β + п δ).
Вопрос №8. Схема взаимодействия струи с поверхностью покрытия при мойке.
Взаимодействие моющих секторов с дорожным покрытием (рис. 5) происходит по прямой (реже ломаной) линии C1D2, участок С2 D1 которой определяет необходимое минимальное перекрытие моющих секторов. Центральный угол каждого моющего сектора φ =50...60° определяется рацинальной конструкцией моющих насадков. Вдоль линии встречи C1D2 образуется водяной вал, который движется поступательно со скоростью, равной скорости машины vM, и одновременно смещается вдоль этой линии встречи со скоростью v=vм sin β (β — угол между линией встречи и перпендикуляром к направлению движения машины). Свободно лежащие на дороге загрязнения захватываются и уносятся водяным валом.
Рис.5. Схема взаимодействия моечного оборудования с дорожным покрытием
В установившемся режиме мойки равновесие линии встречи C1D2 определяется равенством количества движения насыщенного загрязнениями водяного вала в направлении векторов vм и vм sin β и проекций на эти направления результирующих количества движения моющих секторов, которые в наиболее простом случае направлены вдоль биссектрисы А1Е1 и А2Е2 каждого моющего сектора и равны
0,5mvстр (1 + cosα)
где т — масса расходуемой воды через соответствующий насадок в течение времени t; vстр — скорость элементарной водяной струи в каждом моющем секторе; α — угол наклона биссектрис А1Е1 и А2Е2 к горизонтали.
Необходимо учитывать, что скорость гц, значительно меньше начальной скорости струи (v0, м/с) в критическом сечении насадка.
Снижение скорости vстр, обусловлено увеличением площади моющего сектора, перпендикулярной его биссектрисе АЕ, пропорционально удлинению этой биссектрисы. В направлении движения машины скорость vстр геометрически суммируются со скоростью vм = 3...6 м/с. Условие равновесия количества движения воды по линии встреч C1D2 позволяет определить оптимальный угол поворота этой линии:
,
где δ — угол биссектрисы моющего сектора относительно направления движения машины.
На рис. 6 показана схема действия струи на поливомоечной машине с высоким давлением воды.
Рис. 6. схема действия струи на покрытие: 1 – рампа; 2 – форсунка; 3 – водяной вал