Вопрос 2. Основные сведения по технологии уборки городских улиц в летний период


Вопрос 1. Общие требования к машинам для городского коммунального хозяйства.

Машина— это устройство, совершающее полезную работу с пре­образованием одного вида энергии в другой. Машина состоит из не­скольких механизмов, объединенных общим корпусом, рамой или станиной и предназначенных для выполнения определенной работы.

Машины, применяемые в городском коммунальном хозяйстве, должны обеспечивать необходимую производительность, перемещаться по дорогам с покрытием и без покрытия в любую погоду и в любое время года, иметь возмож­ность работать в стесненных условиях, быть экологически безопас­ными. Все требования, предъявляемые к этим машинам, можно под­разделить на конструктивные, технологические, эксплуатационные, экономические, патенто-правовые и социальные.

Специфика производства работ в городских условиях предъявля­ет серьезные требования к таким характеристикам машин, как рабо­чие и транспортные скорости, маневренность, мобильность и устой­чивость.

Современные тенденции развития машин, применяемых в городском коммунальном хозяйстве, охватывают все перечисленные выше требования.

Основную технологическую операцию летней уборки выполняют подметально-уборочные машины.

Работы по летней уборке городских улиц, проездов и площадей подразделяют на основные (выполняемые систематически) и вспомогательные (выполняемые периодически).

К основным работам относятся: удаление загрязнений, систематически накапливающихся на дорожных покрытиях, поливка в целях снижения запыленности воздуха и улучшения микроклимата.

Периодические работы включают: удаление с дорожных покрытий грунтовых отложений, образующихся в межсезонный период года, во время дождей ливневого характера, а также на участках, прилегающих к строительным площадкам, уборку опавших листьев в период листопада, очистку отстойников и прочистку ливневой канализации.

ПОДМЕТАНИЕ дорожных покрытий сопровождается самозабором смета в бункер машины. В связи с этим подметают в первую очередь те улицы, в которых отсутствует ливневая канализация. Подметание является основной операцией по уборке лотков – мест скопления засорений при интенсивном движении транспортных средств, а также дорожных покрытий, занятых под резервную зону. Непосредственно перед подметанием следует убрать тротуары, чтобы исключить повторное засорение лотков. Подметать лотки целесообразно начинать в ранние утренние часы, когда у тротуаров еще не стоят легковые автомобили, но после высыхания луж, образованных при ночной мойке покрытий.

При МОЙКЕ обработка дороги производится наклоненными к поверхности дороги плоскими струями воды, отделяющими засорения и транспортирующими их к бордюрному камню. Потоки воды, образующиеся у бордюрного камня, стекают в колодцы ливневой канализации, унося с собой наиболее легкоподвижную часть засорений, составляющую около половины от их общего количества. Поэтому мойка производится только на улицах с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, имеющих ливневую канализацию, обеспечивающую надежный сток воды с тем, чтобы не образовывались лужи. В дождливые периоды, если дождь не носит ливневого характера, мойка применяется в качестве единственной уборочной операции, независимо от принятого технологического порядка, сразу же после окончания дождя.

Мойку лотков производят с помощью специальной насадки, которой укомплектована поливомоечная машина. Лотки промывают только на улицах, имеющих ливневую канализацию, продольные уклоны 0,5% и более, а также хорошо спрофилированное поперечное сечение с уклоном к бордюрному камню. Мойку проездов шириной до 12 м выполняют одной машиной: сначала промывают одну сторону, затем другую. Улицы шириной проезжей части более 12 м моют одной машиной с возвратом машины к началу убираемой территории, причем полоса, вымытая машиной при первом проходе, перекрывается следующим проходом на 0,7 – 1 м. Если городские дороги имеют уклон, то мойку рекомендуется производить под уклон, что обеспечивает ее наибольшую эффективность.

ПОЛИВКУ выполняют с помощью веерообразно расположенных плоских струй, что обеспечивает снижение запыленности воздуха и улучшение микроклимата. Поливать можно городские дороги с любым видом покрытий. Изменение запыленности и микроклимата, достигаемое при поливке, сохраняется в течение 1 – 1,5 часов. В связи с этим поливать следует с интервалом не более 1,0 – 1,5 часов в наиболее жаркое время дня (с 11 до 16 часов). Поливку рекомендуется производить в первую очередь на улицах, отличающихся повышенной запыленностью и микроклиматом. К таким улицам относятся улицы с усовершенствованным или твердым дорожным покрытием, но недостаточным уровнем благоустройства (отсутствием зеленых насаждений, повышенной запыленностью, неплотностью швов покрытия и т.д.).

Уборку межсезонных грунтовых наносов осуществляют после того, как установится положительная дневная температура. Грунтовые наносы, возникающие после ливневых дождей, следует убирать после их окончания. После удаления грунтовых наносов уборку необходимо выполнять в соответствии с предельно допустимыми нормами загрязнений. Способы механизированной уборки систематически накапливаемых загрязнений и периодичность выполнения операций для соблюдения допустимых норм засоренности установлены в зависимости от значимости улиц, интенсивности движения транспортных средств, наличия ливневой канализации и уклонов.

Уборка труднодоступных мест связана, в первую очередь, с содержанием остановок городского транспорта. Труднодоступными местами на остановках являются: площади, покрытые навесами, участки под скамейками для ожидающих транспорт пассажиров, поверхность грунта под решетками деревьев, расположенных на остановках и т.д. Кроме того, возникает необходимость опорожнения урн или различных мусоросборников, а также уборки куч мусора и опавших листьев. Эти работы можно выполнять при помощи всасывающего шланга, являющегося принадлежностью подметально-уборочных машин с пневматическим транспортированием смета.

В отстойниках ливневой канализации накапливаются силовые отложения, которые состоят из частиц, транспортируемых потоками воды при мойке дорожных покрытий или во время дождей, поэтому количество ила в отстойниках зависит от многих факторов: технологии уборки улиц, интенсивности движения транспорта, благоустройства района, вида загрязнений и т.д. Для обеспечения надлежащей работы ливневой канализации производят очистку отстойников в весенний период года. Последующую очистку выполняют по мере заполнения отстойников илом. По усредненным данным необходима двукратная очистка колодцев в период года с положительными температурами.

Вопрос 3. Классификация машин для летнего содержания городских улиц и дорог.

По назначению и виду выполняемых работ машины для ре­монта и содержания дорог могут быть разделены на машины для ремонта, летнего и зимнего содержания.

При ремонте повреждений и неисправностей дорог выпол­няются следующие работы: заделка трещин и ремонт швов; при­готовление и транспортирование асфальтобетонных, цементобетонных и полимербетонных смесей; распределение и укладка строительных материалов; сушка, разогрев и выравнивание ас­фальтобетонных покрытий; подъем неисправных плит; повышение шероховатости покрытий и др. Для этих работ применяют асфальторазогреватели, дорожные ремонтеры, распределители, авто­гудронаторы, катки, заливщики швов и трещин, поливомоечные машины, асфальтоукладчики и др.

Для выполнения работ по летнему содержанию дорог приме­няют поливочно-моечные и подметально-уборочные машины, до­рожные щетки, машины для маркировки покрытий и окраски обстановки, канавоочистители, машины для скашивания травы, оборудование для подрезки кустарников и деревьев, для окан­товки обочин, а также для рытья ям под посадки зеленых наса­ждений.

Вопрос 4. Назначение и классификация поливомоечных машин.

Поливомоечные машины предназначены для мойки асфаль­то- и цементобетонных дорожных покрытий с помощью веерообразных плоских струй, направленных в сторону от машины по направлению к прилотковой полосе.

После смывания на прилотковой полосе задерживается около 50% отделенных загрязнений, а вода с наиболее мелкими фракциями загрязнений поступает в колодцы водосточной сети. Таким образом, машина не убирает загрязнения, а только отделяет частицы от поверхности дорожного покрытия и перемещает их на прилотковую полосу. Кроме того, машину применяют при наличии уклонов и правильной про­филировке поперечного сечения дороги для смывания в колодцы водо­сточной сети загрязнений, расположенных в прилотковой полосе. Как правило, конструкция машины позволяет поливать дорожные покры­тия, чем обеспечивается снижение запыленности придорожных слоев воздуха, и изменять показатели микроклимата придорожной зоны. Эти машины также можно использовать для полива зеленых насаждений и тушения пожаров. В зимнее вре­мя машины оснащают плужно-щеточным оборудованием и исполь­зуют для снегоуборочных работ.

Классификация поливомоечных машин приведена на рисунке 1.

По назначению поливомоечные машины разделяют на специализированные поливочные и моечные и универсальные поливоч­но-моечные. По способу передвижения поливочно-моечные маши­ны бывают самоходные (на автомобильном или тракторном колес­ном шасси), полуприцепные и прицепные.

По типу насосной установки поливомоечные машины мож­но разделить на машины с низким (до 1,0 МПа) и с высоким давлением воды (более 1,0 МПа). Повышенное давление воды при мойке до­рожных покрытий позволяет уменьшить расход воды на единицу пло­щади покрытия вследствие более высокой кинетической энергии во­дяных струй, однако требует дополнительных конструктивных мер, предупреждающих преждевременное дробление этих струй и их аэро­динамическое торможение.

 

Рис. 1. Классификация поливомоечных машин

Вопрос 5. Конструктивная схема и основные показатели поливомоечных машин.

Поливомоечное оборудование комбинированных дорожных машин мо­дели МКДС (ЭКОМТЕХ-РАРЗ) устанавливается на шасси автомобиля КамАЗ или МАЗ. Навесное оборудование представляет со­бой установленные на раме пластмассовые емкости (баки) для воды. В задней части оборудования находится насосный агрегат. Рама явля­ется сварной каркасной конструкцией, служит для размещения на ней пластиковых баков и насосного агрегата. В передней и задней частях рамы предусмотрены места для монтажа всего оборудования на опо­ры, постоянно установленные на лонжеронах шасси. На раме предусмотрены места для установки съемных опор. В состав оборудования входят пластмассовые баки емкостью по 1 500 или 1 800 литров. Каждый пластмассовый бак имеет заливную горловину в верхней части и штуцер в нижней. Баки соединены между собой по принципу сообща­ющихся сосудов. Заливные горловины закрываются крышками. Для поддержания атмосферного давления внутри баков в конструкции кры­шек предусмотрены сапуны.

Водяной насос и гидромотор установлены на раме поливомоечного оборудования и служат для подачи воды из всасывающей магистрали в напорную под давлением. Водяной насос приводится в действие гидромотором через компенсационную муфту. Компенсационная муфта закрыта защитным кожухом. Водяной насос имеет фланцы для под­ключения к всасывающей и напорной водяным магистралям, а также выход для подключения байпасной водяной магистрали. Водяная система поливомоечного оборудования состоит из четырех ма­гистралей: всасывающей, которая служит для фильтрации и транспор­тировки воды из баков к насосу и состоит из водяного фильтра, запор­ного крана и подводящих шлангов и трубопроводов; напорной, слу­жащей для соединения водяного насоса с потребителем воды высоко­го давления и состоящей из напорного отвода с напорной головкой на конце; дренажной для слива воды из баков, а также для заполнения баков водой под давлением из стационарных и мобильных источни­ков, состоит из запорного крана с напорной головкой, подводящих шлангов и трубопроводов и байпасной магистрали, которая соединя­ет напорный выход водяного насоса баков, служит для контроля рабо­ты водяного насоса. Байпасная магистраль состоит из запорного кра­на, места подключения манометра, шлангов и трубопроводов.

Моечное оборудование является навесным и служит для создания плоских направленных веерообразных струй воды высокого давления. Ос­новными узлами навесного моечного оборудования являются, рама, механизм подъема/опускания, гребенка, боковые форсунки, кол­лектор. Рама навесного моечного оборудования представляет собой, ба­лочную сварную конструкцию, которая является несущим элементом узлов оборудования. На раме расположены два крюка, а также пазы, посредством которых поливомоечное оборудование крепится к монтаж­ным элементам на бампере машины.

По заказу навесное моечное оборудование комплектуется моечным пистолетом Он предназначен для ручной мойки различных поверхнос­тей струей воды высокого давления и представляет собой трубку с писто­летной рукояткой, оканчивающуюся форсункой. На рукоятке пистолета имеется кнопка спуска, при нажатии на которую открывается клапан, рас­положенный внутри рукоятки, и происходит подача воды. Пистолет под­ключается через гибкий трубопровод к отводу, расположенному на верти­кальном трубопроводе в передней части оборудования. Для подготовки к работе (мойке) необходимо: опустить гребенку в рабочее положение, от­регулировав винтом так, чтобы расстояние от форсунок до поверхности дороги составляло не более 200 мм (меньшая высота - для более грязной дороги); на гребенке отрегулировать (при необходимости) угол атаки cтруи воды. Рекомендуемые значения - от 30 до 45°. Управление осуществляет­ся с пульта управления, находящегося в кабине.

Гидросистема предназначена для привода исполнительных механиз­мов машины . Коробка отбора мощности (КОМ) служит для пе­редачи крутящего момента от двигателя к насосу, крепится на боковом лючке коробки перемены передач (КПП). В КОМ расположен блок ше­стерен, находящийся в постоянном зацеплении с одной из шестерен КПП. Включение КОМ производится выключателем, который располо­жен на панели приборов в кабине. Привод включения КОМ — пневма­тический. Для смазки КОМ используется масло, находящееся в коробке перемены передач автомобиля. На машине установлены два проблеско­вых маячка: один — на кабине шасси, а другой — на цистерне в задней ее части. На задней стенке цистерны установлены две фары красного цвета для освещения рабочей зоны. Электропитание к маячкам и фарам подается от аккумуляторной батареи через выключатели (тумблеры) и плавкие предохранители. Выключатели установлены на щитке прибо­ров в кабине водителя и снабжены пиктограммами с обозначением фун­кций. Включение коробки отбора мощности и насосов гидросистемы производится при помощи выключателя, установленного на щитке при­боров в кабине автомобиля. Управление спецоборудованием осуществ­ляется с пульта системы автоматического управления.

Система автоматического управления (САУ) предназначена для автоматического и ручного управления процессом распределения жидких реа­гентов и ручного управления навесным оборудованием с гидроприводом. САУ состоит из пульта управления, установленного в кабине водителя, двух блоков в шкафу гидрооборудования и одного в заднем отсеке, датчика скорости автомобиля, датчика распределяющего диска, датчика вала химичес­кого насоса, центрального пневмоклапана подачи реагента, пропор­циональных регуляторов расхода, электрогидравлических распределителей.

Основные показатели:

· эксплуатационная производительность поливомоечной машины;

· энергетические показатели: - удельная энергоемкость

- расход топлива на единицу

полезного продукта, единицу

времени работы, на 100 км пробега.