V. Ценовая политика на предприятии. Методы ценообразования.
Наиболее важным при выборе ценовой политики является установление цели, преимущественных для предприятия. К ним могут относиться:
ü завоевание лидерства на рынке;
ü сохранение положения на рынке при умеренной рентабельности;
ü получение сверх прибыли (снятие сливок);
ü обеспечение выживаемости и предотвращение банкротства;
ü внедрение на рынок новой продукции и услуг;
ü завоевание лидирующих позиций по качеству.
Каждая из выбранных стратегий имеет свои положительные и отрицательные характеристики. Однако, если допустить ситуацию неопределенности в ценах, далее это скажется в несогласованности принятия решения различными службами, следовательно, ослабить позиции.
В общем виде, процесс ценообразования может быть представлен этапами:
a) выбор стратегии (цели);
b) определение спроса на данный вид продукции или услуг;
c) анализ цен и товаров конкурентов;
d) оценка издержек, производства и обращения и выявление возможных допустимых пределов регулируемой цены;
e) выбор метода ценообразования;
f) расчет исходной цены;
g) учет воздействия дополнительных факторов;
h) установление окончательной цены.
Делая выбор стратегии, предприятие отдает предпочтение тому или иному варианту развития. Иногда возможно совмещение нескольких целей. Однако важно, что стратегия это догма, и она должна пересматриваться при изменении ситуации на рынке. Для эффективной реализации стратегии необходимо определить рынки сбыта. Здесь учитывают:
o территориальную географию;
o сферы деятельности (внешний и внутренний рынок разница, как в условиях деятельности, так и в нормативной базе);
o особенности рынка текущего и потенциального спроса;
o особенности городского и сельского рынка.
Методы ценообразования. На практике в зависимости от конкретных целей и условий, предприятие может пользоваться различными методами расчета цены реализации на продукцию. Но все эти методы объединяются в две группы:
1) На затратном подходе. Отличается простатой расчетов. Их основной принцип в прибавлении к издержкам на производстве (в общественном питании к составляющей стоимости сырья) определенной суммы прибыли, которая планирует получить предприятию. Имеется несколько разновидностей этого метода:
♪ метод «полных затрат» (в калькуляцию процесса производства включают переменные и постоянные затраты). Размер прибыли может быть как фиксированный, так и переменный. При образовании цен по этому методу предполагается, что учет условий требования рынка не имеет большого значения и фирма уверена в реализации своего товара. В основном применяется в отраслях, в которых цена устанавливается в ходе выполнения контракта ориентиром для размеров прибыли, служит средняя ставка ссудного процента;
♪ метод усредненных затрат – при установлении цен в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы готовой продукции;
♪ метод стандартных издержек производства рассчитываются до начала процесса производства. Калькуляционная себестоимость идет на основе установленных нормативов расхода сырья и материалов.
2) На целевом ценообразовании. Издержки производства и обращения также является исходным элементом, но в отличие от затратного метода прибыль устанавливается не в процентах соответствии к издержкам, а является величиной индивидуальной для каждого конкретного товара.
В основе этой методики лежит принцип безубыточности производства. Оно достигается путем сопоставления издержек с ожидаемым объемом продаж. В данном случае пользуются формулой:
где, ОП – объем продаж;
И – издержки;
Ц – цена;
П – прибыль.