IV. Анализ товарооборота и выпуск продукции предприятия.
Основным показателем в хозяйственной деятельности предприятия является:
v товарооборот;
v Выпуск продукции.
Данные анализа этих показателей позволяют судить о фактическом выполнении планирования товарооборота и выпуска ПСП за предплановый период (базисный), их структуре (товарооборот и выпуск ПСП), темпах роста, динамики в абсолютных показателях, выполнение плана по составу, объем товарооборота, по степени удовлетворения спроса потребителей, анализируемая культура образования и качества пищи, качество и ассортимент выпускаемой продукции, обеспеченность предприятия сырьем.
В результате проводимого анализа вскрываются положительные и отрицательные стороны работы предприятия, выявляются неиспользуемые резервы. Особое внимание уделяется удельному весу ПСП и обеденной продукции. Анализ выполняется в целом по предприятию, по его отдельным филиалам, буфетам и отдельным производственным участкам.
Данные, необходимые для анализа:
· бухгалтерская отчетность;
· статистика об изменении товарооборота;
· данные оперативного учета движения товарооборота (накладные, которые сопровождают движение товара на предприятии);
Таблица №2. Пример расчета товарооборота.
Показатели | Ед. измерения | Прошлый год | Текущий год | Абсолютное отклонение | Ожидаемые выполнения в % к прошлому году | Абсолютное отклонение текущих показателей | ||
план | ожидаемые выполнения | % выполнения | ||||||
1.Розничный т/о | Тыс. руб. | 471,8 | 104,1 | Смотри текст ниже. | 121,2 | Смотри текст ниже. | ||
В т.ч.: Реализация ПСП | Тыс. руб. | 345,3 | 434,8 | 435,7 | 100,2 | 126,2 | ||
Реализация ПТ | Тыс. руб. | 126,5 | 114,2 | 136,2 | 119,1 | 107,0 | ||
2. Удельный вес ПСП (В % к розничному т/о, реализация ПСП) | % | 73,2 | 79,2 | 76,2 | - | - | ||
3. Удельный вес ПТ (реализация ПТ в % к розничному т/о) | % | 26,8 | 20,8 | 23,8 | - | - | ||
4. Продажа на сторону (оптовый т/о) | Тыс. руб. | 64,8 | 67,5 | 68,4 | 101,3 | 105,5 | ||
5. Валовой т/о | Тыс. руб. | 536,6 | 616,5 | 640,4 | 103,7 | 119,2 |
· материалы ревизии. Важно представление данных для анализа в сопоставляемой форме для чего вводятся коррективы при изменении цен. При работе со значениями товарооборота и выпуска ПСП, в целом по предприятию, помимо влияния цены учитываются периоды временных простоев, нарушение сроков ремонта (здания, оборудование), изменение в контингенте потребителей, резкие колебания платежеспособности.
Расчетные формулы:
|
Удельный вес ПТ + удельный вес ПСП =100%
Ожидаемые выполнения: текущий год – отчетный, прошлый год – базисный. Основное правило, которое нужно помнить:
|
| |||
|
При анализе вписывают:
1. Абсолютное отклонение – разница между сравниваемыми показателями ( между отчетным годом и планом или между отчетным годом и прошлым годом). Абсолютное отклонение по розничному товарообороту определяется ( 572-549=23 тыс. руб.).
Динамика удельного веса ПСП по сравнению с планом отрицательная. Абсолютное отклонение при этом - 3%. При заполнении этой колонки учитывают знак ( + или -).
2. Абсолютные отклонения текущих показателей от показателя прошлого года или базисного периода.
Если в условии оговорено, на сколько % произошла инфляция или указан индекс цен, все показатели, которые будут подвергаться сравнению пересчитываются для приведения в сопоставимую форму. В ходе анализа сравнение идет как величина в текущих ценах, так и в сопоставимых, т. е. идет сравнение в абсолютной форме и в натуральной ( физической).
В текущем году ПОП успешно справилось с выполнением плана товарооборота, который перевыполнен на 4,1%. .это перевыполнение произошло как за счет реализации ПСП (0,2 %), так и за счет реализации покупных товаров (19,1 %). Удельный вес ПСП понизился и составил 76,2 % вместо 79,2 %.
Так же произошел рост товарооборота по сравнению с прошлым годом (его прирост составил 21,2 %, по ПСП – 26,2 % и по ПТ – 7 %). Это означает, что темпы прироста оборота ПСП выше темпов прироста ПТ три раза, что является положительным фактором для ПОП. По сравнению с прошлым годом увеличился на 3 % и удельный вес ПСП в общем обороте.
Оптовый отпуск в текущем году составил 68,4 тыс. руб., что на 1,3 % больше, чем предусмотрено планом и на 5,5 % больше, чем в прошлом году. Следовательно, фактический валовой товарооборот составивший 640,4 тыс. руб., опередил плановые значения на 3,7 %, а по сравнению с прошлым годом 19,9 %. Однако, следует отметить, что ПОП в текущем году не увеличивает выпуск продукции, предназначенной для реализации другим предприятием. Вследствие этого темпы роста валового товарооборота не велики. Оптовый отпуск превысил плановые значения на 900 руб., а значение прошлого года 3,8 тыс. руб. Как отмечалось выше более значительными темпами происходил рост розничного товарооборота, хотя рост товарооборота, рассчитанный в ценах, соответствующего года еще не характеризует фактического увеличения физического объема, т.к. рост цен за указанный период мог превышать 20 %.
Как учесть влияние ценового фактора, если дана инфляция?
Годовой план 616,5 тыс. руб.; фактическое выполнение 640,4 тыс. руб., т.е. перевыполнение плана на 3,7 %. Инфляция за период составила 10 %. При пересчете фактической реализации продукции в сопоставимых ценах установлено, что если бы роста цен не происходило, то сумма товарооборота составила бы 582,18 тыс. руб.
640,4 – 110 %
Х – 100% перевод физического объема.
Таким образом, при сравнении вычисленного объема в сопоставимых ценах с планом можно определить его снижение, т.е. не выполнение плана на 5,6 %.
Анализ см. Ефимовой.
При проведении аналитической работы в предприятиях возможна оценка его состава и качества в следующем виде:
1) анализ выполнения производственной программы (см. таблица № 3);
Таблица №3
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Выполнение плана, % | Отклонения | % к прошлому. году | |||||||
Количество | Уд. вес | план | ФАКТ | план | Прошлый год | |||||||
Кол-во | Уд. вес | Кол-во | Уд. вес | Кол-во | Уд. вес | Кол-во | Уд. вес | |||||
1. Группы блюд: | ||||||||||||
Холодные закуски | ||||||||||||
Супы | ||||||||||||
Горячие блюда | ||||||||||||
(мясные, овощные, крупяные, мучные, молочные, прочие.) |
2) при анализе выпуска ПСП особое внимание обращают на место его реализации, возможностью динамики и отклонения от плановых значений. Схема анализа такая же:
§ выпуск ПСП всего (в том числе обеденной продукции, прочей продукции);
§ реализовано в обеденном зале, буфете;
§ отпущено на дом;
§ произведен развоз;
3) анализ культуры обслуживания и качества пищи имеет специфические особенности и опирается на расчет:
§ коэффициента соблюдения ассортимента продукции. Основывается на проведении проверок о реальном наличии позиций, указанных в меню и обработке результатов этих проверок по формуле:
§ коэффициента уровня качества. Так же определяется на основании предварительного исследования качества выпускаемых блюд по 5 бальной шкале, на основании органолептической оценки.
При анализе влияния различных факторов на товарооборот особо выделяют:
ü расчет влияния суммы средних товарных запасов и скорость их оборачиваемости;
ü расчет влияния на товарооборот численности и производительности;
ü расчет влияния на изменение товарооборота эффективности использования оборотных средств.
Материально-техническая база и основные фонды предприятия.
I. Понятие и структура основных фондов.
II. Виды стоимостных оценок основных средств.
III. Физический и моральный износ показателей.
IV. Воспроизводство основных фондов.
V. Использование основных фондов.
VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.
Показатели см. Ефимову.