Факторы, влияющие на стратегию
Факторы, которые могут иметь для фирмы решающее значение в будущем, называются стратегическими. По мнению одного из ведущих западных специалистов, Б. Карлофа, они, влияя на стратегию любой организации, придают ей специфические свойства.
К таким факторам относятся:
1) миссия, отражающая философию фирмы, ее предназначение. При пересмотре миссии, происходящем в результате изменения общественных приоритетов и потребностей, стратегия должна корректироваться. Степень соответствия стратегии миссии и целям организации получила название ревалентность (последняя может быть полной, частичной или вообще отсутствовать);
2) конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние);
3) характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы;
4) организационные факторы, среди которых выделяется внутренняя структура компании и ее ожидаемые изменения, система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов;
5) располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые и пр). Для разработки и реализации стратегии огромное значение имеют структурные, информационные и интеллектуальные ресурсы.
6) потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности, расширения масштабов, роста деловой активности, инноваций;
6) культура, философия, этические воззрения и компетентность управленцев, уровень их притязаний и предприимчивости, способность к лидерству, внутренний климат в коллективе.
Кроме моментов, перечисляемых Б. Карлофом, на стратегию также влияют:
8) степень рискованности деятельности. Склонные к риску фирмы предпочитают краткосрочные стратегии, приносящие высокие текущие прибыли; не склонные — долгосрочные с не столь высоким, но гарантированным доходом;
9) зависимость организации от ранее принятых на себя обязательств;
10) уровень подготовки персонала, наличие опыта в соответствующей сфере деятельности. Знающие и современно мыслящие работники могут осуществлять при прочих равных условиях новаторскую и смелую стратегию, интегрирующую последние достижения науки и практики;
11) привлекательность отрасли и условия конкуренции в ней;
12) характер внешних возможностей и угроз. С помощью стратегии используются возможности и нейтрализуются угрозы;
13) национальные особенности и традиции предпринимательства.
14) интересы контактных групп, к которым относятся: акционеры, поставщики, правительство, потребители, кредиторы, местные власти.
Стратегия организации включает в себя несколько элементов и является основой для стратегического управления.
Стратегическое управление включает разработку и совершенствование миссии компании, ее долгосрочных целей и стратегий, планов и прогнозов, методов управления и хозяйствования, принятие стратегических решений, в рамках организационной структуры, комплекс бизнес процессов и реализацию стратегических действий компании, в условиях неопределенности и конкуренции.
Стратегическое управление основывается на прогнозировании тенденций рыночных отношений, стратегическом анализе факторов внешней рыночной среды и потребительских предпочтений, их изменений в будущем.