Факторы, влияющие на стратегию


Факторы, которые могут иметь для фирмы решающее значение в будущем, на­зываются стратегическими. По мнению одного из ведущих западных специалистов, Б. Карлофа, они, влияя на стратегию любой организации, придают ей специ­фические свойства.

К таким факторам относятся:

1) миссия, отражающая философию фирмы, ее предназначение. При пересмотре миссии, происходящем в результате изменения общественных приоритетов и потребностей, стратегия должна корректироваться. Степень соответствия стратегии миссии и целям организации получила название ревалентность (последняя может быть полной, частичной или вообще отсутствовать);

2) конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние);

3) характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы;

4) организационные факторы, среди которых выделяется внутренняя структура компании и ее ожидаемые изменения, система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов;

5) располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые и пр). Для разработки и реализации стратегии огромное значение имеют структурные, информационные и интеллектуальные ресурсы.

6) потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности, расширения масштабов, роста деловой активности, инноваций;

6) культура, философия, этические воззрения и компетентность управленцев, уровень их притязаний и предприимчивости, способность к лидерству, внутренний климат в коллективе.

Кроме моментов, перечисляемых Б. Карлофом, на стратегию также влияют:

8) степень рискованности деятельности. Склонные к риску фирмы предпочитают краткосрочные стратегии, приносящие высокие текущие прибыли; не склонные — долгосрочные с не столь высоким, но гарантированным доходом;

9) зависимость организации от ранее принятых на себя обязательств;

10) уровень подготовки персонала, наличие опыта в соответствующей сфере дея­тельности. Знающие и современно мыслящие работники могут осуществлять при прочих равных условиях новаторскую и смелую стратегию, интегрирующую последние достижения науки и практики;

11) привлекательность отрасли и условия конкуренции в ней;

12) характер внешних возможностей и угроз. С помощью стратегии используют­ся возможности и нейтрализуются угрозы;

13) национальные особенности и традиции предпринимательства.

14) интересы контактных групп, к которым относятся: акционеры, поставщики, правительство, потребители, кредиторы, местные власти.

Стратегия организации включает в себя несколько элементов и является основой для стратегического управления.

Стратегическое управление включает разработку и совершенствование миссии компании, ее долгосрочных целей и стратегий, планов и прогнозов, методов управления и хозяйствования, принятие стратегических решений, в рамках организационной структуры, комплекс бизнес процессов и реализацию стратегических действий компании, в условиях неопределенности и конкуренции.

Стратегическое управление основывается на прогнозировании тенденций рыночных отношений, стратегическом анализе факторов внешней рыночной среды и потребительских предпочтений, их изменений в будущем.