ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДВИЖЕНИЯМ.

Принцип оздоровительной направленности.

- физические нагрузки делать адекватно возрасту, полу, уровню физического развития и состоянию здоровья;

- сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами;

- включать элементы дыхательной гимнастики;

- повышать двигательную активность, осуществляя медицинский контроль;

- обеспечить рациональный и двигательный режим в д/у;

- создавать оптимальные условия для игр и занятий детей.

Метод– система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.

Наглядный метод (здесь будут использоваться приемы как часть метода).

Наглядно-зрительные приёмы:

а) показ физических упражнений;

б) использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);

в) имитация (подражание);

г) зрительные ориентиры (предметы, разметка поля).

Наглядно-слуховые приёмы: музыка, песни.

Тактильно-мышечные приёмы: непосредственная помощь воспитателя.

Словесный метод:

а) объяснения, б) пояснения, в) указания, г) подача команд, распоряжений, сигналов, д) вопросы к детям, е) образный сюжетный рассказ, ж) беседа, з) словесная инструкция.

Практический метод:

- повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- проведение упражнений в игровой форме;

- проведение упражнений в соревновательной форме.


Тема: РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Формы организации физического воспитания в детском саду ст. 80.

2. Структура и содержание физкультурного занятия.

3. Методы и приёмы обеспечения результативности занятий ст.81.

4. Основные движения и их характеристика ст. 122.

Литература:

1. Осокина Т. И. Физическая культура в детских садах. – М., 1986.

2. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум для студентов педагогических вузов. – М., 1999.

3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.

 

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

- Физкультурные занятия;

- Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

- Активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);

- Самостоятельная двигательная деятельность;

- Домашние задания по физкультуре;

- Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

- Секционно-кружковые занятия;

- Профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.

При этом каждая из форм физического воспитания имеет свое специфическое назначение:

Занятия по физкультуре – обучающее;

Утренняя гимнастика – организационное;

Физкультминутка – стимулирование умственной работоспособности и т. д.

Физкультурные занятия проводятся, начиная со второго года жизни, сначала по подгруппам, а затем со всей возрастной группой детей.

Содержание каждого занятия должно отвечать идее комплексности нагрузки, упражнения должны сочетаться по физическим, психическим, эмоциональным и организационным характеристикам.

Стержнем типового физического занятия являются основные движения. Именно основные движения определяют педагогическую направленность занятия. В соответствии с двигательными характеристиками самого трудного (технически сложного или нового) основного движения подбирается комплекс общеразвивающих упражнений, призванный обеспечить не только общую, но и специальную подготовку определенных групп мышц. Основные движения и следующая за ними подвижная игра должны согласовываться по двигательному содержанию и доминирующим физическим качествам. После скоростного движения трудно выполнять задания, требующие точности, после замедленного движения - необходимы действия более динамичные. Если в занятия включаются новые задания, их должно быть не более 1/3. После выполнения упражнений, связанных со значительным физическим и психологическим напряжением, должны следовать эмоционально насыщенные задания, обеспечивающие раскованность, вариативность исполнения (бег с кружением и остановкой по сигналу, игры с веселой перекличкой, музыкально – ритмические движения и др.) Воспитателю следует продумывать аспекты занятия. Всякое однообразие снижает двигательную активность детей (не стоит включать в основную часть физических занятий в младших группах игры с построением в круг, т.к. во вводной части дети идут по кругу).

Итак, упражнения (в частности основные виды движений) должны сочетаться по двигательному содержанию, сложности, динамичности, эмоциональности, организации детей.