СИКХИЗМ


 

Сикхизм (от санскр. шишья – «ученик») входит в число самых молодых религий в мире – его история насчитывает около 5 веков. Подавляющее большинство последователей сикхизма проживает в Индии, где к 2000 г. насчитывалось около 15 млн. сикхов (2% населения страны). Сикхские общины, объединяющие относительно недавних выходцев из Южной Азии, существуют в Англии, США, Канаде, Афганистане и в других странах.

Родиной сикхизма является штат Пенджаб (перс. пандж аб – «пять рек») – область на северо-востоке Индии, где текут 5 великих притоков реки Инд. Этот район на протяжении многих столетий выступал в качестве буферной зоны в контактах Индии со странами Ближнего и Среднего Востока, а в период Средневековья ему была уготована роль посредника во взаимоотношениях двух цивилизаций и двух культур – индуистской и мусульманской.

Новое учение стало складываться на рубеже 15-16 вв., в переломный период индийского Средневековья, когда подходила к концу эпоха Делийского султаната (1206-1526) и на его месте сложилось новое государственное образование с центром в Дели – империя Великих Моголов (1526-1707). 15-й век был ознаменован недолговременным правлением в Северной Индии последних династий султаната – тюрок-Сайидов (1414-1451), а затем афганцев-Лоди (1451-1526). Водоворот кровопролитных междоусобиц, охвативших страну, разруха и экономический упадок, отсутствие стабильности и сильной центральной власти создавали благоприятные условия для активизации различных религиозно-реформаторских движений.

Это затронуло прежде всего индуизм – религию подавляющего большинства населения Индии. Как раз в это время в его рамках набирало силу североиндийское бхакти, получившее в 15-16 вв. новый импульс в своем развитии. Мы уже говорили о том, что основная идея бхакти – беззаветная и зачастую экстатическая любовь к Богу, - выходила за пределы религиозных, кастовых и имущественных рамок, а потому была доступной каждому человеку. Считая, что для личного спасения человеку достаточно иметь лишь беспредельную любовь к Богу, бхакты отвергали почитание жрецов и выполнение религиозных обрядов. Главным в их учении было то, что оно провозглашало равенство перед Богом всех людей и отрицало кастовое деление.

Ислам, который в Индии был религией преимущественно правящей верхушки, а также некоторых наиболее обездоленных групп средневекового индийского общества, был представлен разными направлениями. В Индии наибольшей популярностью пользовалось мистическое направление в исламе – суфизм, который испытал в странах Ближнего и Среднего Востока гонения со стороны ортодоксальной уммы и ее верхушки. Суфии проповедовали идеи единобожия, любви к Богу и равенства всех перед Богом. Они говорили о бедности как праведном образе жизни в противовес богатству и роскоши, о необходимости любви и братства между людьми разного происхождения и достатка. Эти положения их учения находили живой отклик в кастовом индусском обществе.

Сикхизм зародился в рамках индуизма, синтезировав в себе многие черты учения бхактов и суфиев. Его основателем считается гуру Нанак (1469-1538/39),последователи которого стали называть себя сикхами – «учениками». Нанак родился в Пенджабе, в семье, принаджежавшей к кшатрианской касте беди, и получил прекрасное образование. Помимо пенджаби, он знал персидсткий и арабский языки и много времени посвятил изучению основополагающих идей разных религий. Нанак много путешествовал и, если верить преданиям сикхов, смог посетить все важнейшие индусские, буддийские и мусульманские святыни. Попутно Нанак излагал свои религиозно-философские взгляды, высказывая их в стихах и гимнах, слушать которые собирались толпы людей. Проведя в странствиях почти 30 лет, он вернулся в Пенджаб, где основал общину – Картарпур («Крепость Всевышнего»), в которую стали вступать его многочисленные последователи и ученики. Оставшуюся часть жизни Нанак прожил как простой крестьянин, трудясь на земле и проповедуя свое учение.

Нанак создал свое учение на основе идей бхакти и суфизма, с которыми был знаком через бхактов и натхов в той интерпретации, в какой они бытовали в Пенджабе. Он соединил отдельные положения индуизма с идеями бхакти и ислама (прежде всего суфизма), но при этом никогда не разделял до конца воззрения тех религий, откуда черпал свои идеи. И это позволило учению Нанака в скором времени выделиться в самостоятельную религию.

Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. Бросая вызов многобожию индуизма, Нанак говорил о том, что существует только один Бог, и поэтому важнейшее определение Бога – Эк (Один, Единый, Единственный). Первая мантра («Мул Мантра» - основная, главная мантра), которой открывается священная книга сикхов Ади Грантх («Изначальная Книга»), говорит: «Бог един и вечен. Он имманентно присутствует всюду и одновременно является Творцом всего сущего. Он имманентен в своем сознании. Он лишен страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне смерти и рождения. Он познается милостью гуру».

Бог у Нанака не персонифицирован, его главное состояние – ниргун, т.е. абсолютная сущность, лишенная каких бы то ни было атрибутов и качеств. Но для того чтобы человек мог познать его, он по своей воле превращается в сагуна - «обладающего качествами», что никоим образом не связано с приобретением антропоморфного облика. Он всегда невидим, но существует везде и повсюду, и проявляется через свои деяния - ту свою ипостась, к которой обращается человек в общении с Всевышним, в состоянии медитации и в пении гимнов. И поскольку Бог всегда остается невидимым, невозможно поклоняться его изображению и бессмысленно воздвигать в его честь храмы.

Эк воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качества, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ;
созданный им мир изменчив и невечен, а Бог вечен, он существует
в прошлом, настоящем и будущем сам по себе. Он вне цепи перерождений, вне смерти, и поэтому у него не существует видимых (изменчивых и недолговечных) воплощений - аватар (подобно аватарам божеств индуистского пантеона), он никогда не имеет видимой формы, его невозможно описать, он вне возможностей интеллекта, непознаваем, неописуем и необъясним ни с помощью произнесенного слова, ни с помощью написанного. В то же время он - Сат (Реальность, Истина, Правда).

Нанак говорил, что неважно, какое имя избрать при обращении к Богу, поскольку у него нет собственного имени, и в то же время у него бесконечное множество имен. Он обращался к Богу, используя и индусские, и мусульманские понятия и имена – Хари, Рам, Парамешвар, Гопал, а также Сахиб (Господин), Аллах и т.д.; все они сливаются в едином Божестве. Но чаще всего в гимнах Нанака звучали не имена собственные, а многочисленные эпитеты, отражающие божественную сущность: акал (существующий вне времени - этот эпитет встречается наиболее часто), абинаси (вечный), анади (не имеющий начала), аджуни (не рожденный), амар (бессмертный), аруп (не имеющий формы), анант (бесконечный), апар (бескрайний).

В духовной поэзии сикхов Эк предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются на скитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. И прекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, не аскеза или отшельничество, ни далекие паломничества – т. е. ничто из того, к чему прибегают в своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желанной цели обретения спасения - это добрые дела, которыми очищается душа, преданная Богу.

Путь спасения у сикхов – это любовь к Богу, познание его и слияние с ним – т.е. достижение такого состояния, когда божественная и собственная сущность становятся единым целым. С одной стороны, постижение Божества невозможно никоим образом: он – агочар (вне возможностей интеллекта), абол, аках, алекх (не постижимый ни с помощью написанного слова, ни с помощью произнесенного). Но в то же время слияние с ним возможно и доступно для каждого человека, причем вне зависимости от его происхождения, религии («Для Бога нет индусов и нет мусульман»), касты и общественного положения. Путь спасения и слияния с божественным Абсолютом получил в сикхизме название нам-марг («путь имени») и сахадж-йога. Сикхизм учит, что человек, как высшее из творений Бога, получает исключительную возможность выйти из круга перерождений. Прежде всего, человек должен достичь того, чтобы собственный эгоизм и сосредоточение на самом себе заместить сосредоточением на Боге. Гуру Нанак учил, что преданность Богу имеет большее значение, чем исполнение религиозных обрядов. Преданная любовь к Богу объявляется самой истинной добродетелью, основополагающим условием для того, кто ищет освобождения. Высшая духовная добродетель — это постоянное размышление о Боге, способность концентрироваться на мыслях о Боге, постоянное держание в уме и повторение его имени — симран (нам-смарана, нам-джа-пан). Без этого на пути нам-марг невозможно достичь ничего.

Следует постоянно ощущать присутствие Бога во всем окружающем мире. Преданностью и погружением в имя Бога человек достигает контроля над разумом и духовно эволюционирует до понимания Имени как Абсолюта. Все моральные и духовные добродетели происходят из всепоглощающего действия любви к Богу и сосредоточения на его имени. В этом случае человек, установив связь с Богом и поняв его волю, выполняет ее и таким образом поднимается до высших ступеней сознания. На этом пути к высшей ступени духовного самосовершенствования исключительно велико значение гуру, который указывает правильный путь и ведет по нему своего ученика, т.е. «сикха».

Сикхизм также учит, что служение Богу — это служение его созданиям. Жизнь дает человеку возможность делать добро другим. Не нужен ни уход от мирских дел, ни отшельничество, ни аскетизм; наоборот, человек должен вести полную добродетели трудовую жизнь, соответствующую дхарме домохозяина, и непрестанно размышлять о Боге. «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми», - учил Нанак. Безбрачию, аскетизму, монашеской жизни в сикхизме нет места. Нравственное поведение человека, его активная праведная жизнь имеют главное значение в деле спасения ("Выше истины — жизнь по истине"). Наиболее ценимыми для сикха являются пять качеств: стойкость, воздержанность, самообладание, мудрость и покорность воле Бога. Сикх должен зарабатывать на жизнь собственным трудом и делиться с другими результатами своего труда. Кроме этого, необходимо стремиться к избавлению от пороков, которых тоже насчитывается пять: гнев (кродх), гордыня (ханкар), алчность (лобх), страсть (кам), и привязанность к земным благам (мох). Но все деяния человека будут эффективными только в том случае, если их пронизывает Нам.

Последователям Нанака импонировали провозглашаемые гуру идеи о равенстве всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. Для познания Бога не нужны никакие посредники – ни брахманы с их толкованиями священных книг, церемониалом и обрядами, ни имамы. Именно поэтому новое учение сразу же снискало большое число сторонников, главным образом из числа городских торговцев и ремесленников, а также крестьян.

При Нанаке была введена особая форма богослужения – сангат, что означало совместное присутствие сикхов (вне зависимости от касты) на проповеди гуру и коллективное исполнение ими гимнов. Несколько позже, при третьем гуру Амар Дасе (1552-1574), появилась практика проведения совместных трапез в гуру ди лангар – «трапезных гуру», ключевым моментом которых была передача присутствующими из рук в руки железной чаши и испитие из нее воды. Это символизировало полный отказ от норм индусского кастового общества, в соответствии с которыми вода считается наиболее легко оскверняемым объектом.

После смерти Нанака проповедь его учения продолжили еще девять гуру. По традиции они рассматриваются сикхами как 10 воплощений одного гуру, проповедовавшего единое учение, подобно свечам, загорающимся одна за другой, или пламени одного факела, зажигающего остальные. При первых пяти гуру этот титул не был наследственным и переходил к наиболее достойному члену общины.

Следует отметить, что наставничество гуру является основополагающим элементом в учении сикхизма. Само название сикх («ученик») подразумевает, что сикхи идут вслед за своим гуру, который указывает им верный путь личным примером и наставлениями, как святой праведник,сант — такое звание сикхи дают человеку, имеющему особые заслуги перед общиной, ведущему праведный образ жизни и заслужившему высокий авторитет своей мудростью и благочестием. Все сикхские гуру жили в обществе и вели обычную семейную жизнь, но при этом постоянно занимались духовным развитием своих учеников. Сикхизм учит, что все десять гуру были едины в духе, хотя и имели разные физические тела; в момент смерти гуру светильник духовности переходит к новому гуру, и все они несут людям один свет и одну истину. Их учение едино. Десятый гуру Гобинд Сингх, который осуществил крупнейшую реформу сикхизма, выделил три составляющие власти гуру: персональную, духовную и светскую. Персональная власть сикхских гуру завершилась с десятым гуру. Духовная власть будет существовать всегда в виде священного писания сикхов, поэтому книга "Ади Грантх" считается символическим «представителем» всех десяти гуру. Светскую власть Гобинд Сингх возложил на сикхскую общину: все решения, принятые большинством представителей на собрании сикхов (Сарбат Хальса), становятся обязательными для всех как мнение гуру — гурумата. Считается, что везде, где есть пять сикхов и "Ади Грантх", есть и гуру. На этих принципах построено самоуправление общины в отсутствие живого гуру.

В конце своей жизни Нанак назвал преемником своего лучшего ученика Лахину (1504—1552), которому дал имя Ангад – под этим именем он и упоминается как второй сикхский гуру. В юности Лахина был ревностным шиваитом и ежегодно совершал паломничества в Гималаи. В возрасте 28 лет он услышал проповедь Нанака и настолько проникся идеями гуру, что он остался с ним навсегда. В общине Нанака Ангад выделялся своим благочестием и скромностью, был любимым учеником гуру, корый ценил его настролько, что посчитал более достойным преемником, чем собственные сыновья. Возглавив общину сикхов в 1539 г., Ангад сохранил и развил идеи и традиции, заложенные Нанаком. В своем духовном центре в Кхадуре он проповедовал учение Нанака, лечил больных и учил детей грамоте. Ангад создал по всей Северной Индии манджи – духовные центры, вокруг к-рых создавались общины последователей гуру Нанака. Ангад, как считается в сикхской традиции, изобрел алфавит гурмукхи, священный для сикхов. Этим шрифтом он первым записал все гимны гуру Нанака. Считается, что именно Ангад положил начало письменной литературе сикхов: при нем было составлено первое жизнеописание гуру Нанака "Бала Джанам сакхи". Ангад был талантливым поэтом, и сочиненные им гимны (61) позднее вошли в "Ади Грантх".

Третьим сикхским гуру стал Амар Дас ((1479—1574). Он был учеником гуру Ангада, который назначил его своим преемником несмотря на то, что ученик был старше учителя на целых 25 лет. Амар Дас родился в вишнуитской семье и до зрелых лет был ревностным индуистом. Он возглавил общину сикхов в 1552 г., когда ее центром была деревня Гоиндвал. При Амар Дасе община консолидировалась, и о росте ее влияния свидетельствовали 22 манджи, расположенные в различных частях страны. Стремясь сделать общину хорошо организованной и сплоченной, Амар Дас установил, что дважды в год — весной в месяце байсакх (апр.—май) и осенью на праздник Дивали — вся община собирается возле гуру. Он воспитывал сикхов в духе всеобщего братства независимо от касты, чему способствовали общие трапезы, введенные в обычай еще гуру Нанаком, но ставшие при Аамар Дасе неотъемлемым элементом ритуала. Амар Дас уделял много внимания разработке повседневного сикхского ритуала и традициям общинной жизни, и сделал многое для того, чтобы устранить в общине неравенство женщин. В "Ади Грантх" вошли 907 гимнов, сочиненных Амар Дасом.

Его преемником стал Рам Дас (1534—1581) — четвертый гуру сикхов. Рам Дас родился в индусской семье, но рано вступил в общину Амар Даса и стал его лучшим учеником. Рам Дас был прекрасным знатоком и толкователем сочинений своих предшественников; его авторству приписываются 679 гимнов, включенных в "Ади Грантх". Рам Дас вошел в историю сикхизма как создатель священного города Амритсар. В 1577 г. он купил участок земли и заложил город Гуру Чакк, в центре которого вырыл священный пруд Амритсар ("Океан амриты") — отсюда название выросшего здесь большого города. Рам Дас стал первым назначать в общины масандов - глав манджи, которые отвечали за положение дел в местной общине, проповедовали в ней учение сикхизма и собирали пожертвования и десятину, передавая эти средства гуру дважды в год.

Выдающуюся роль в истории сикхизма сыграл пятый гуру, Арджун (1563 -1606). И жизнь, и мученическая смерть этого великого человека оказали огромное влияние на всю дальнейшую судьбу сикхской общины. Хотя Арджун был младшим из трех сыновей гуру Рам Даса, он рано проявил свои незаурядные способности и настолько отличался благочестием, что отец назначил его своим преемником. Став гуру, Арждун завершил строительство священного пруда в Амритсаре, начатое отцом в 1588 г., и в центре этого пруда заложил храм, который стал одной из главных сикхских святынь — Золотой Храм. Выдающийся вклад Арджуна в развитие сикхизма состоит в том, что именно он дал этой религии Священное Писание — "Ади Грантх", которую он составил с помощью Гурдаса. В Ади Грантх вошли сочинения гуру Нанака, остальных сикхских гуру, в том числе 2216 сочинений самого Арджуна, а также другие священные тексты. Позднее "Ади Грантх" дополнялась, но идея сохранить на века слово гуру была осуществлена именно Арджуном. При гуру Арджуне религия сикхов приобрела законченные формы, а община окрепла и усилилась. Арджун уделял много внимания и социально-экономическим проблемам сикхской общины, поддерживал земледелие и торговлю, ввел систему сбора десятины в пользу общины, заложив прочную экономическую основу ее существования. При Могольском падишахе Акбаре, отличавшемся веротерпимостью, Арждуну удалось получить разрешение оставлять часть земельного налога в пользу общины. Арджун много ездил по стране и проповедовал учение сикхизма. В его правление значительно усилился авторитет и влияние сикхской общины. Но при преемнике Акбара падишахе Джахангире отношения сикхов с Моголами резко ухудшились, а сам Арджун был обвинен в том, что обращает в свою веру мусульман, для чего и составил книгу, якобы порочащую ислам, а также поддерживает мятежного принца Хусро. В мае 1606 г. Арджун был схвачен в Лахоре, его истязали и изощренно пытали. Гибель Арджуна оказалась поворотным моментом в истории сикхизма. Сикхи поняли, что община должна уметь защитить себя, и с этого времени начали уделять особое внимание вопросам военной организации.

После Арджуна власть сикхских гуру стала передаваться по наследству. Шестым гуру стал Хаар Гобинд (1595—1644), сын Арджуна. Xаар Гобинду было всего 11 лет, когда мученически погиб его отец. Но сикхская община сумела сохранить единство и выстоять, а позже и усилить свое влияние. Служение гуру Xаар Гобинда прошло в ситуации противостояния Моголам и необходимости защищаться от все более усиливавшегося религиозного и политического давления центральных властей. Xаар Гобинд стремился всеми силами пробудить у сикхов воинственный дух сикхов и достиг в этом больших успехов. Он был не только образованным человеком, но и отлично подготовленным физически. Став гуру, он начал создавать сикхскую армию и построил крепость Лохгарх для защиты Амритсара, но по приказу падишаха Джахангира был схвачен и заточен в крепость Гвалиор якобы за неуплату налогов. Вернувшись в Пенджаб, Xаар Гобинд стал много ездить и проповедовать сикхизм, чтобы поднять дух своей общины. Военные столкновения с Моголами продолжались, и в 1634 г. уже при Шах Джахане Xаар Гобинд был вынужден покинуть Амритсар. Он поселился в предгорьях Гималаев в г. Киратпуре, который с этого момента стал центром сикхизма. Со всей страны в Киратпур начали прибывать сикхи, которые целиком посвящали себя военной подготовке и изучению вероучения. К концу жизни Xаар Гобинда сикхи уже имели хорошо подготовленную армию, что стало важнейшим фактором в дальнейшей истории общины.

Седьмым гуру стал Хар Раи (1630—1661), внук Хаар Гобинда. Крупных военных конфликтов с Моголами при его правлении не было, но идейное противостояние продолжалось и отличалось крайней напряженностью и драматичностью. Xаар Раи сумел не только сохранить позиции сикхской общины, но и укрепил ее в духовном отношении — он и его ученики вели активную миссионерскую работу, проповедуя учение сикхизма.

Восьмым гуру стал сын Хаар Раи, Хар Кришан (1656—1664). Он был еще маленьким мальчиком, когда стал гуру после смерти отца в 1661 г. Вскоре после Xар Кришан приехал в Дели посетить двор падишаха Аурангзеба, но неожиданно заболел оспой и умер.

Его преемником, девятым гуру, стал Тегх Бахадур (1621—1675), брат деда Xар Кришана – он был младшим из пяти сыновей гуру Хаар Гобинда. Тегх Бахадур получил блестящее образование и воспитание: он хорошо знал классические науки и в совершенстве владел верховой ездой и стрельбой из лука. При этом он был глубоко духовным человеком, склонным к размышлениям и одиночеству. Текх Бахадур был и талантливым поэтом — в Ади Грантхе представлены 118 написанных им гимнов. В юности он принимал участие в военных сражениях рядом с отцом, а позже жил с ним в Киратпуре, где Хаар Гобинд создавал сикхскую общину. Через неск. лет Текх Бахадур уехал с матерью и женой в родную деревню матери Бакала. В 1644 г. он стал сикхским гуру и пользовался огромным уважением и авторитетом современников. Основное внимание он уделял развитию духовной стороны жизни общины, учил сикхов всепрощению. Текх Бахадур заложил новый город Анандпур, который при нем стал главным городом сикхов. При нем была восстановлена связь с отдаленными общинами через масандов. В 1665 г. Текх Бахадур отправился в длительное путешествие на восток — до Дакки и Ассама; он хотел повторить путь Нанака и донести слово гуру до учеников, живущих в самых отдаленных уголках страны. В 1666 в г. Патне у него родился единственный сын Гобинд Дас, которого он впервые увидел уже трехлетним мальчиком по окончании путешествия. Служение Текх Бахадура пришлось на времена правления падишаха Аурангзеба, отличавшегося крайней нетерпимостью к иноверцам. Желая превратить страну в оплот ислама, он жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренных жителей Индии. Текх Бахадур был вынужден вступить с Аурангзебом в открытое противостояние. Понимая, что он обречен на гибель, Текх Бахадур назначил своим преемником сына Гобинд Даса (впоследствии взявщего имя Гобинд Сингх). По приказу Аурангзеба Текх Бахадура более трех месяцев держали закованным в цепи в тюрьме, принуждая отречься от своей веры и принять ислам. Когда Аурангзеб понял, что ему не удастся сломить Текх Бахадура, он повелел посадить его в железную клетку и доставить в Дели, где девятый гуру был публично обезглавлен (это произошло в 1675 г.). Мученическая гибель Текх Бахадура сплотила сикхов в борьбе за выживание. Считается, что своей смертью Текх Бахадур утвердил право всех немусульман Индии на свою религию. Сын и преемник Текх Бахадура гуру Гобинд Сингх радикально реформировал сикхскую общину и сделал ее способной защищать себя.

Гобинд Сингх (1666—1708) — десятый, и последний сикхский гуру, был великим реформатором сикхизма. Ему было 9 лет, когда мученической смертью погиб его отец, гуру Тегх Бахадур. Уже в столь юном возрасте гуру Гобинд Дас (тогда он еще назывался так) выказал беспримерные хладнокровие и силу духа во время трагических для сикхов событий и, как гласит традиция, поклялся, что более ничего подобного с сикхами не повторится. Гобинд Сингх был человеком выдающихся качеств. Современники описывают его как очень красивого, талантливого и энергичного человека. Он был прекрасно образован: знал несколько языков, классическую персидскую и санскритскую литературу, астрономию, географию и другие науки, включая каллиграфию; был выдающимся поэтом, писавшим на брадже, и сочинил множество священных гимнов; в совершенстве владел воинскими искусствами. Он много занимался делами общины, обращая внимание не только на духовное воспитание ее членов, но и на ее боеспособность, которую всесторонне укреплял. В жизни Гобинд Сингха исследователи выделяют относительно спокойный период до 1688 г., который он провел в Сирмуре в Гималаях. В это время открытых столкновений с Моголами не было, и гуру мог спокойно размышлять о судьбах сикхизма. Считается, что уже тогда он задумал провести масштабную реформу общины. Гобинд Сингх теологически обосновал новый подход к проблеме ненасилия, продумал моральный кодекс сикха, ритуал и религ. практику. В его интерпретации Бог получает новый эпитет — Сарблох ("целиком из стали") — наказывающий зло и сокрушающий тиранов. Символом Бога отныне становится меч, и сикхи получают право на самозащиту с помощью меча в качестве крайнего средства в борьбе за правду. Гобинд Сингх учил, что гибель на поле боя за святую цель — это именно тот конец, которого достоин благочестивый сикх. К 1688 г. относительно мирный период во взаимоотношениях с Моголами закончился, противостояние с падишахом Аурангзебом разгорелось вновь и начались открытые военные столкновения: Моголы не хотели допустить усиления сикхов, но покончить с ними им так не удалось. Одержав ряд побед, Гобинд Сингх поселился в г. Анандпуре, где через несколько лет произошло ключевое событие важнейшее в истории сикхов — учреждение военизированной общины, хальсы. Весенний праздник Байсакхи всегда был для сикхов поводом собраться возле гуру и весело встретить Новый год. К празднику 30 марта 1699 г. Гобинд Сингх приказал сделать особые приготовления, повсюду были разосланы приглашения, и всем предлагалось явиться вооруженными. Когда перед собравшимися появился гуру, он держал в руке обнаженный меч. Гуру предложил выйти вперед тем, кто готов принести свою жизнь в жертву за гуру и дхарму. И, как гласит легенда, он увел первого вызвавшегося в шатер, затем вернулся оттуда с окровавленным мечом и повторил свой вопрос. Не все сразу поняли, что происходит, и многие начали в страхе разбегаться. Но вот второй и третий человек вошли вслед за гуру в шатер, и всякий раз он возвращался с окровавленным мечом и повторял свой вопрос. Пятеро, представители разных каст, пошли за гуру безоглядно. И тогда он вывел их шатра всех, живыми и невредимыми. Назвав этих верных людей панч пьяре («пять любимых»), Гобинд Сингх объявил, что посвящает их первыми в хальсу, к-рую сейчас утверждает. Так впервые была проведена церемония "пахул". Потом панч пьяре приняли в хальсу самого Гобинд Сингха. Это событие — конституирование хальсы как воинственного бескастового братства, послужило укреплению всего сообщества сикхов. Враждебная реакция Могольских правителей не замедлила последовать. К 1705 события обострились настолько, что начались военные действия против сикхов по всему Пенджабу, Анандпур был осажден, и через несколько месяцев, когда в городе начался голод, взят Моголами. Большинство сикхов, включая троих из панч пьяре, были убиты в сражениях. Чудовищные испытания выпали и на долю самого Гобинд Сингха. В бою погибли его два старших сына (18 и 14 лет), которые храбро сражались рядом с отцом. Были захваченны в плен и мученически погибли и его младшие сыновья (9 и 7 лет) – они были заживо замурованы в стену в Сирхинде. От горя скончалась мать Гобинд Сингха. К этому времени относится знаменитое письмо гуру падишаху Аурангзебу — так называемое "Послание о победе" ("Зафарнама"). В нем Гобинд Сингх обвиняет Аурангзеба в многочисленных нарушениях договоренностей с сикхами. Считается, что после этого письма Аурангзеб решил заключить с сикхами мир, но вскоре умер и все осталось без изменений. В Дели началась борьба за власть, в к-рой победил царевич Муаззам, ставший новым правителем Индии - Бахадур Шахом. Сначала Гобинд Сингх связывал с ним некоторые надежды на заключение мира, но переговоры ни к чему не привели, поскольку религиозный фактор по-прежнему имел огромное влияние на политику Моголов. Приехав для переговоров на Декан, Гобинд Сингх поселился в городе Нандер на берегу р. Годавари. Через некоторое время на него совершили покушение двое фанатиков-мусульман и ранили в грудь. Гобинд Сингх уже начал было выздоравливать, но неосторожно натянул свой огромный лук, рана на груди вскрылась и 7 октября 1708 г. он умер от кровотечения. Согласно преданию, перед смертью Гобинд Сингх созвал сикхов, велел принести "Ади Грантх" и произнес: "Имейте "Ади Грантх" вместо меня". С тех пор сикхи верят, что книга "Ади Грантх" — это их «вечный гуру», т. к. в ней представлено Слово всех гуру.

Так у сикхов прервалась традиция иметь живого гуру. К моменту гибели Гобинд Сингха сикхи практически не имели собственной территории и вели борьбу за выживание. Но созданная десятым гуру хальса крепла, дух ее был несгибаем, и многие победы пришли потом. Сочинения Гобинд Сингха собраны в отдельную книгу, котрая называется Дасван Грантх ("Книга десятого гуру"). Сикхи почитают ее едва ли не наравне с Ади Грантхом, в которой представлен всего один стих Гобинд Сингха.

Территория Пенджаба, особенно в период возникновения и становления там сикхизма, была ареной напряженной междоусобной борьбы, где непрерывно велись ожесточенные и кровопролитные войны. Постоянная необходимость вести борьбу с врагом оказала огромное влияние на весь образ жизни и мысли сикхов, превращая их почти поголовно в солдат.

Однако в начале эпохи Великих Моголов новая религия, тогда еще не отличавшаяся воинственностью и вполне вписывавшаяся в рамки особого течения в индуизме – поначалу именно так она и воспринималась мусульманскими правителями Индии, - не вызывала особого беспокойства со стороны центральной власти. Деомкратический характер нового учения привлекал к нему много сторонников, сикхская община быстро росла и крепла, но на протяжении всего 16 в. она не представляла опасности для Моголов. Сикхи демонстрировали достаточно лояльное отношение к делийским правителям, а те, в особенности падишах Акбар (1556-1605), возведший принцип религиозной терпимости в ранг государственной политики, также пока не выделяли сикхов из числа прочих подданных. Создавая свою синкретическую религию дин-и илахи («божественная вера»), Акбар заимствовал из разных религиозных течений наиболее импонировавшие ему элементы, и учение о безусловной покорности гуру, взятое им у сикхов, было едва ли не одним из важнейших положений его «новой веры».

Отношение падишаха к сикхским лидерам мало отличалось от его взаимоотношений с представителями других религий. Третий гуру Амар Дас, имевший обширные владения в окрестностях города Амритсар, получил от Акбара право на пользование ими в качестве вакфа. Вскоре Амритсар стал главным центром сикхов. При Амар Дасе и его преемнике Рам Дасе (1574-1581) там был вырыт священный водоем и началось строительство Золотого Храма (Хармандир), которое завершил пятый гуру Арджун (1581-1606).

К концу 16 в. в сикхской доктрине и практике произошли заметные изменения. Золотой Храм стал местом паломничества сикхов – вопреки учению Нанака о том, что для почитания Бога не нужны ни храмы, ни его изображения, ни какие-либо иные материальные предметы культа. По приказу гуру Арджуна была составлена священная книга сикхов Ади Грантх («Изначальная Книга», которую также именуют Гуру Грантх – «Книга-Гуру» и Грантх-Сахиб – «Книга-Господин»). В нее вошли стихи и гимны первых пяти, а затем и остальных гуру (авторству Нанака принаджежат 976 гимнов), а также произведения ряда известных идеологов бхакти и суфизма – Джайядева (16 в.), Кабира (15 в.), Намдева (15 в.), Шейха Фарида (Фарид-уддина Ганджишакара – 13 в.). Ади Грантх включает в себя более 6 тыс. стихов. Гимны расположены в соответствии с рагами (ладами) индийской классической музыки, т. к. все они предназначены для чтения нараспев в классическом стиле. Основной текст книги написан на языке, называемом садхбхаша (в котором трудно провести границу между хинди, пенджаби и другими диалектами) со вставками на маратхи, раджастхани и других индийских языках. (Стихи записаны шрифтом гурмукхи). Ади Грантх была помещена на почетное место в Золотой Храм, где находится и по сей день.

С течением времени в сикхской общине стало очевидным существенное расслоение ее членов и феодализация верхушки. Гуру Рам Даса именовали сача бадшах – «истинный падишах»: он обладал богатой казной, в которую поступали добровольные пожертвования и десятина, собираемая его гонцами – масандами и дважды в год передаваемая гуру. В обязанности масандов также вменялось пропагандировать учение сикхов. При гуру Арджуне эти пожертвования приняли форму обязательных налогов, а масанды превратились в настоящих налогосборщиков. У пятого сикхского гуру была своя гвардия и двор, не уступавшие по пышности и убранству владениям мусульманских правителей; ему принадлежали обширные земли.

При Арджуне заметно усилилась тенденция к обожествлению гуру. В учении Нанака понятие гуру – Божественного Наставника, открывающего ученикам дорогу к спасению, - имело множественное толкование. Иногда под гуру понимался сам Бог; иногда было очевидно различие между Богом и гуру, в роли которого мог выступать также голос Бога, с помощью которого людям открывалась Истина; под гуру понималось и Слово (Шабд) – Божественная Истина. Во второй половине 16 в. эти религиозно-философские трактовки понятия гуру были отодвинуты на второй план, и гуру стал восприниматься сикхами не иначе как военный и духовный лидер общины. При Арджуне эта должность стала наследственной.

Провозглашенная сикхскими гуру идея равенства всех людей независимо от касты так и не сумела целиком уничтожить кастовую систему, и к концу 16 в. в сикхской среде уже сформировалась собственные касты. Наиболее ранним источником сведений о достаточно пестром кастовом составе ранней сикхской общины, главенствующая роль в которой принадлежала торговой касте кхатриев, являются произведения Бхаи Гурдаса, относящиеся к началу XVII в. С одной стороны, подобно другим направлениям бхакти, сикхи считают, что путь к спасению равно открыт для представителя любой касты и освобождение достигается благодаря божественной милости (надар) и духовным усилиям индивида (нам-марг). В социальном плане также отвергается идея ритуального осквернения при общении с представителями низших каст. Между тем при выборе брачного партнера, как правило, соблюдаются кастовые предписания, и поэтому каста как устойчивая общность и институт социальной мобилизации у сикхов все же сохраняется. Сохраняется и отвергаемая в идеале кастовая иерархия. Главенствующее положение в ней занимают численно доминирующая земледельческая каста джатов и небольшая по численности, но очень влиятельная торговая каста кхатриев. К кхатриям непосредственно примыкает также небольшая по численности каста арора, представители которой заняты преимущественно в сфере мелкого бизнеса. Далее следуют касты ремесленников рамгархия и рамдаси. Внизу социальной пирамиды находятся мазхаби (рангрета) - бывшие неприкасаемые, основная масса которых перешла в сикхизм в конце XIX — начале XX в. для повышения своего социального статуса.

 

ДЖАТЫ — численно доминирующая и играющая важную роль в сикхской общине земледельческая каста. Предполагают, что предками джатов были пастушеские племена, которые пришли в Пенджаб из Синда через Мультан в VII—IX вв. и расселились на восток по реке Ямуне, становясь земледельцами. Провозглашенное сикхскими гуру равенство всех каст перед Богом как раз целиком соответствовало эгалитарным представлениям джатов, унаследованным от предков. Но начиная с правления третьего гуру Амар Даса и особенно при пятом гуру Арджуне и его преемниках сикхская община быстро пополнялась джатами, которые начали играть в ней значительную роль, повысив при этом свой социальный статус. Именно джаты привнесли в общину сикхов любовь к военным играм, охоте, состязаниям, а также новые традиции и обычаи, изменившие облик общины, например, обычай не стричь волосы, который при десятом гуру стал обязательным для всех сикхов. Джаты не всегда скрупулезно соблюдают рахат — правила поведения сикха, при этом даже курящие или стригущие волосы джаты продолжает считать себя сикхами и остаются таковым для членов своей касты. Помимо земледелия, традиционным занятием джатов является служба в армии, что помогает решить проблему аграрного перенаселения. Среди сикхов-джатов много известных индийских спортсменов.

 

КХАТРИИ — влиятельная торговая каста, претендующая на кшатрианское происхождение. Все десять сикхских гуру были выходцами из кхатриев. В отличие от джатов, кхатрии, прошедшие обряд посвящения, тщательно соблюдают правила поведения сикха (рахат). Остригшего волосы кхатрия члены общины перестают считать сикхом и он сам более таковым себя не считает. У кхатриев больше, чем у джатов, кастовых ограничений на выбор брачного партнера. Кхатрии преимущественно занимаются крупным и средним бизнесом, а также составляют сикхскую интеллектуальную элиту. Большинство ученых, философов, писателей и преподавателей университетов-сикхов принадлежит к касте кхатриев.

 

РАМГАРХИЯ — ремесленная каста. Ее основу составили плотники-таркханы, вошедшие в общину вслед за землевладельцами-джатами, которым они служили. В сикхской общине плотники стали называть себя рамгархия по имени одного из знаменитых представителей своей касты - Джассы Сингха Рамгархии, который командовал крепостью Рамгарх в Амритсаре и прославился своей храбростью в сражениях. В касту рамгархия влились также представители других ремесленных каст, перешедшие в сикхизм: кузнецы (лохар), каменщики (радж), парикмахеры (наи). Рамгархия в значительной степени сохранили свои традиционные занятия, приспосабливаясь к новым условиям. В настоящее время многие из них существенно повысили свой экономический и социальный статус. Большое количество рамгархия эмигрировало в Великобританию и страны Восточной Африки.

 

РАМДАСИ — ремесленная каста, соответствует ткачам (джулаха) в индусской кастовой структуре. Рамдаси считают себя последователями четвертого гуру Рам Даса (отсюда и их название), которому, по преданию, их предки помогали копать священный пруд в Амритсаре. Они особо почитают санта Равидаса, чамара по происхождению (чамары – каста непракасаемых-кожевников), чьи стихи вошли в "Ади Грантх", а гуру Рам Дас, как они утверждают, принял их в сикхизм из уважения к Равидасу.

 

МАЗХАБИ — сикхские "неприкасаемые", занимающие низшую ступень в кастовой иерархии, т. к. их предки принадлежали к кастам мусорщиков и подметальщиков, а сами мазхаби выполняют кожевенные и другие работы, оскверняющие ортодоксальных индусов. В среде мазхаби, исповедующих сикхизм, сохранилось почитание и местных неортодоксальных культов.

 

По мере феодализации общинной верхушки и приобретения общиной все более воинственного характера, отношения последователей учения Нанака с Моголами начали ухудшаться. Эпизодические вооруженные столкновения с войсками Моголов имели место уже в конце 16 в., а после смерти Акбара взаимоотношения сикхов с Дели стали развиваться по принципу «от плохого к худшему». Шестой гуру Хаар Гобинд (1605-1638/45), по преданию, всегда имел при себе 2 меча – один для защиты сикхской веры, другой – для борьбы с Моголами. У него была многотысячная армия, состоявшая из отдельных отрядов, и ее численность неуклонно росла. Независимое и вызывающее поведение сикхов привело к тому, что по приказу падишаха Джахангира (1605-1627) Хаар Гобинд был заточен в крепость, где провел 12 лет. Шах Джахан (1628-1658), стремясь добиться полного подчинения непокорных сикхов, организовал против них ряд карательных походов, но все они закончились неудачей для войск падишаха. Правда, формально сикхи еще принимали «смиренный вид», чтобы не навлекать на себя излишнего гнева центральной власти, и оттачивали в сражениях с могольскими наместниками Пенджаба свое военное мастерство.

Последний из Великих Моголов Аурангзеб (1658-1707), прославившийся своей фанатичностью и беспощадным преследованием иноверцев, люто ненавидел сикхов. К этому времени мощная сикхская община начала предпринимать активные действия, направленные против Дели, и во второй половине 17 – начале 18 вв. Пенджаб оказался охваченным крупнейшим антимогольским движением под знаменем сикхизма. Его основное ядро составили крестьяне из касты джатов, поддержанные городскими торгово-ремесленными слоями. Во главе движения стояла общинная сикхская верхушка, чаяниями которой теперь отвечало создание собственного государства. Отлично вооруженные войска девятого гуру Тег Бахадура (1664-1675) совершали нападения на могольские отряды, заставляли пенджабских богачей-мусульман расставаться с частью своих доходов в пользу сикхов. По приказу Аурангзеба Тег Бахадур был жестоко казнен в Дели вместе со своими пятью соратниками, и это вызвало мощную волну народного протеста.

Расширение социальной базы сикхизма и превращение религиозной идеологии сикхов в воинствующую повстанческую доктрину заставило десятого гуру Гобинда Сингха (1675-1708) ввести ряд существенных изменений в учение Нанака и организацию сикхской общины. В 1699 г. он провозгласил, что отныне высшая духовная и светская власть переходит от гуру к хальсе (от арабск. «чистый»), или пантху – собранию вооруженных общинников: «Гуру – это хальса, а хальса – это гуру»; тем самым был положен конец линии живых гуру. Был избран совет общины из наиболее преданных Гобинду Сингху сикхов (панч пиаре – «пятеро избранных») – выходцев из разных каст. С тех пор все решения, принятые выборными представителями общины в «присутствии» Гуру-Грантха (т. е. "Ади Грантха") и хальсы (пантха), представленной не менее чем пятью сикхами, стали обязательными для исполнения всеми членами общины как гурумата («решение гуру»). Тогда же был ликвидирован ненавистный всем институт масандов.

Отныне вступавшие в хальсу сикхи должны были торжественно отречься от касты и подтвердить только одну свою принадлежность – к общине сикхов. С того времени и по сей день у сикхов существует особая церемония посвящения в общину – пахул, которая символизирует вступление в союз равных. Пахул проводится в присутствии всей общины сразу для многих мальчиков и девочек, достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обряд совершается так, как некогда его провел гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Проводят обряд избранные всеми для этой цели пять особо уважаемых членов общины, которые также называются панч пиаре, — как первые пятеро сикхов, посвященные Гобинд Сингхом и посвятившие его. Обряд проводится перед книгой Ади Грантх. Для церемонии в железном сосуде приготовляется амрита — особый ритуальный напиток, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Произнеся клятвы, каждый посвящаемый пьет пригоршнями амриту, предварительно взболтанную обоюдоострым кинжалом, а посвящающие обрызгивают амритой его лицо и волосы; затем новообращенные пьют амриту из общего сосуда по очереди — в знак того, что стали братьями. Далее посвящаемые вкушают пахаль – особую пасту, приготовленную из муки, масла, сахара и воды. Приняв посвящение, новообращенные сикхи получают титул амритдхари («вкусивший амриту») и наделяются всеми правами члена общины: теперь они могут свободно посещать все святыни и вступать в брак. Все обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по к.-л. причинам (в т. ч. и ритуального характера) выбыл из общины.

Тогда же был введен и особый кодекс, регламентирующий поведение и внешний вид сикхов, который получил название «пять «К». Гобинд Сингх ввел его в практику как видимые знаки принадлежности к хальсе, имея которые человек может быть легко узнанным и ему будет трудно отречься от своей веры. В соответствии с этим кодексом сикхам предписано не стричь волосы, усы и бороду (кеш); носить узкие кожаные шаровары до колен (качха); волосы убирать под тюрбан и скреплять их металлическим гребнем (кангха), который помогает аккуратно их уложить, а не распускать в беспорядке, как это делают порицаемые сикхами аскеты; всегда иметь при себе корткий меч (кирпан) и железный браслет на правом запястье (кара) – при необходимости браслет и гребень могут использоваться в качестве оружия. К имени сикхов, прошедших пахул, стал добавляться воинский титул «сингх» (лев). Т.о., был узаконен военизированный характер общины, о чем говорило и появление нового понятия для обозначения Бога – Сара блох («Весь из стали»). Средством освобождения от кармы становится следование законам общины - хальсы, и дисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа.

С введением пахула община сикхов разделилась на две категории: на посвященных-амритдхари, или кешдхари (собственно хальсу), и непосвященных – сахадждхари, или Нанак-пантхи («следующие путем Нанака»), которые придерживаются учения Нанака, но не принимают новаций десятого гуру, не проходят обряд пахул и поэтому не становятся членами хальсы. Сахадждхари-сикхи и хальса имеют и концептуальные идеологические различия: сахадждхари не приемлют воинственности хальсы, но лояльно относятся к индуистской обрядности. Различия между ними проявляются и во внешнем облике: поскольку сахадждхари не принимают обязательных для членов хальсы знаков отличия, они стригут волосы, бреются и т. д. Большую часть сахадждхари-сикхов составили кхатрии, многие из которых, в отличие от джатов, отказались войти в хальсу гуру Гобинд Сингха. Позже, с развитием движения Сингх сабха (вт. пол. XIX — нач. XX вв.) часть кхатриев из сахадждхари согласилась пройти обряд посвящения в хальсу.

Среди обрядов жизненного цикла помимо пахула важное значение имеет обряд наречения имени, который проводится, когда ребенку исполняется всего несколько дней. Главный момент обряда состоит в том, что священная книга "Ади Грантх" раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Строгих предписаний насчет выбора имен нет: сикхи используют индуистские, мусульманские и даже европейские имена, но наиболее популярными являются имена гуру и других великих людей. Бракосочетание - анандкарадж имеет много общего с индуистской церемонией бракосочетания, но у сикхов нет обычая обязательно давать за невестой приданое. Обряд проводится рано утром на рассвете и начинается с чтения гимнов из "Ади Грантха". Главный содержательный момент свадебного ритуала состоит в том, что жених и невеста четыре раза обходят вокруг "Ади Грантха". В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа. В сикхской традиции не существует запрета на замужество вдов. Умерших сикхи кремируют и все обряды, связанные с этим печальным событием, во многом совпадают с индуистскими. Во время похононных обрядов также читаются гимны из "Ади Грантха". Считается, что на похоронах ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Период траура длится от четырех до десяти дней. Характерно, что сикхизм запрещает совершать традиционные для индусов поминальные жертвоприношения (шраддха).

Центром религиозной и общественной жизни сикхов является храм – гурдвара ("врата гуру"). Многие гурдвары построены в исторических для сикхов местах и связаны с именами десяти гуру. Самая главная из них находится в г. Амритсаре — это Золотой Храм. В каждой гурдваре помещается книга "Ади Грантх", вокруг которой и посредством которой совершаются все сикхские обряды и ритуалы. В настоящее время храмовыми общинами руководят джатхедары — представители общинной организации, которые являются главами отдельной группы верующих. Одновременно гурдвара является и центром общественной жизни общины, т.к. в ней проводятся все важнейшие мероприятия. При гурдварах организуются школы, предоставляется ночлег и пропитание нуждающимся и т.д. Сикхское благочестие подразумевает участие в работах на общественные нужды при гурдваре — строительстве, ремонте, и особенно при работе на общественной кухне. Каждая гурдвара обязательно имеет лангар — общинную трапезную. Совместное принятие пищи в лангаре является важным элементом сикхского ритуала и символизирует равенство и братство сикхов, подчеркивая отрицание ими кастовой иерархии. Особое значение лангары приобрели при гуру Амар Дасе, который требовал, чтобы каждый пришедший к нему обязательно отобедал в лангаре: это в реальности снимало различия в кастовом и общественном положении, что было чрезвычайно важным для установления духа братства и равноправия в сикхской общине. Участие в приготовлении пищи и любых работах на кухне рассматривается как богоугодное дело служения обществу, и благочестивые сикхи должны принимать в ней активное участие. Гурдвары являются и источником значительных материальных средств, складывающихся из пожертвований верующих и доходов от храмовой земельной собственности. В настоящее время контроль за деятельностью практически всех сикхских гурдвар в Индии осуществляет Комитет по управлению гурдварами.

Главной святыней сикхов является Золотой Храм - Харимандир, или Дарбар Сахиб, который находится в г. Амритсаре в центре священного пруда. Его заложил Гуру Арджун в 1588 г. При Моголах храм был разрушен, но затем при основателе независимого государства сикхов Ранджит Сингхе был восстановлен в мраморе и покрыт медными позолоченными пластинками, - отсюда и его название, данное европейцами. Золотой Храм по праву считается шедевром индийской архитектуры. Его комплекс включает несколько храмовых зданий, в т. ч. и храм Акал Тахт – вторую по значению святыню сикхов. С 1604 г. в Золотом Храме хранится оригинал "Ади Грантха", составленный гуру Арджуном. В сокровищнице храма хранятся оружие сикхских гуру и Ранджит Сингха, золотые двери для входов в храм и другие драгоценности, в т. ч. ритуальные предметы, используемые в праздничных богослужениях. В 1984 г. храм сильно пострадал во время операции индийских властей против сикхских экстремистов ("Голубая звезда"), но вскоре был отреставрирован.

Храм Акал Тахт («трон Бессмертного») расположен рядом с Золотым Храмом на западной стороне священного пруда. Акал Тахт и гурдвары в Патне, Анандпуре и Нандере, связанные с именем гуру Гобинд Сингха, считаются особо священными и называются тахт — "троны" гуру. Акал Тахт был возведен в 1606 г. как символ светской власти. Здесь решаются мирские дела общины. На площади перед Акал Тахтом собирается сикхская община на праздники, собрания и т. п.; здесь же проводится и церемония пахул. По традиции "Ади Грантх" на ночь переносится из Золотого Храма в Акал Тахт, а утром торжественно возвращается обратно. В Акал Тахте хранятся драгоценные для сикхов предметы, например, меч гуру Гобинда Сингха; здесь же хранится документация сикхской общины. Акал Тахт является и штаб-квартирой целого ряда сикхских общественных и политических организаций, в т. ч. и ордена нихангов, или акали-сикхов — военизированного аскетического ордена, считающего своей задачей охрану гурдвар. Сначала ниханги играли очень важную роль в хальсе, но со времен Ранджит Сингха потеряли свое исключительное значение. Ниханги подчиняются только своему главе, хорошо вооружены и одеваются в одежды синего цвета. Считается, что «безрассудные ниханги», как их часто называют, всегда готовы пожертвовать собой ради веры. Во время операции 1984 г. Акал Тахт также сильно пострадал, но впоследствии был восстановлен.

При Гобинд Сингхе была канонизирована книга «Ади Грантх», и ее копии стали появляться во всех гурдварах, а также в специально выделенных комнатах в домах состоятельных общинников. С того времени стал активно разрабатываться церемониал, связанный с обожествлением Ади Грантх. Сикхи крайне уважительно относятся к своей священной книге, в соответствии с ритуалом ее обмахивают опахалом в течение всего дня, торжественно выносят во главе праздничных процессий и церемоний, и специальные лица читают из нее тексты.

В итоге к началу 18 в. сикхизм окончательно превратился в самостоятельную религиозную систему. В ходе преобразований, проведенных Гобиндом Сингхом, произошли некоторые изменения в составе самой общины: ее покинули представители высших каст и прежде всего брахманы, которые были крайне недовольны изменением своего статуса, а также масанды, лишенные всех полномочий и привилегий. Но популярность общины росла, и в нее вступали как жители Пенджаба, так и выходцы из отдаленных районов Индии(в частности,это наглядно подтверждает сикхская кастовая группа лабана, представители которой восходят к племенной группе предгорий Гималаев, известной под названием банджара). Крестьяне и ремесленники из Ориссы, Гуджарата и Декана, одержимые идеей борьбы с «царством зла» - с Моголами, стремились принять участие в дхарм юдх – священной войне, объявленной гуру Гобиндом против Аурангзеба.

Войска сикхов нанесли множество поражений армии Моголов, но Аурангзеб, одержимый идеей истребления непокорных, казнил двух сыновей Гобинда Сингха и вынудил его самого бежать. В течение некоторого времени Гобинд Сингх пытался собрать новое войско и продолжить войну с Моголами, но в 1708 г. был убит.

Несмотря на смерть своего предводителя, сикхи продолжали бороться за независимость Пенджаба. Войско возглавил выходец из джатов по имени Банда и до своей гибели в 1716 г. он стоял во главе сикхского движения, носившего в этот период характер крестьянской войны против местных феодалов и ставленников Дели.

В течение всего 18 в. Пенджаб постоянно находился в состоянии борьбы. Крестьянские отряды (джатха – по названию касты), успешно воевавшие против остатков могольских войск, стали в середине 18 в. объединяться в более крупные формирования – мисали, которых насчитывалось порядка 12. Им пришлось отражать натиск афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани (ок. 1721-17773 гг.), который в 1747 г. объявил себя правителем Афганистана и вскоре обратил свой взор на богатые земли Пенджаба. Совместными усилиями сикхи успешно отразили попытки афганцев включить эту область Индии в их владения, и в 1765 г. была провозглашена независимость Пенджаба – так возникло независимое государство сикхов, которое просуществовало до 1849 г. Господствующие позиции в нем принадлежали общинной сикхской верхушке, давно феодализировавшейся и распоряжавшейся колоссальными земельными владениями.

Следующий этап в истории сикхизма и Пенджаба был связан с деятельностью Ранджит Сингха (1780-1839). Вождь одного из мисалей, он вел активную борьбу за объединение земель Пенджаба и, овладев в 1799 г. Лахором, провозгласил себя верховным правителем – махараджей. В течение последовавшего десятилетия он завершил объединение пенджабских земель и стал во главе обширного государства. Он провел ряд преобразований, направленных на укрепление власти и централизацию государства, важнейшим среди которых была военная реформа. Ранджит Сингх отказался от традиционной системы построения армии из разрозненных отрядов землевладельцев-джагирдаров (джагир – условное служебное владение) и реорганизовал свое войско по западному образцу; оно подчинялось единому командиру, в роли которого выступал он сам.

Политические и военные успехи Ранджит Сингха сопровождались дальнейшим отходом от многих важнейших принципов раннего сикхизма. Он не только не выступал против кастовости общества и засилья высших каст, но, напротив, весьма дружелюбно относился к брахманам и нередко прибегал к их услугам. После кончины Ранджита Сингха его 4 жены и 7 служанок совершили сати – обряд, против которого решительно выступали Нанак и его последователи. Были преданы забвению и такие принципы раннего сикхизма, как осуждение неприкасаемости, отказ от антропоморфных изображений Бога, отказ от убиения новорожденных девочек в богатых семьях и т.д. В гурдварах стали появляться изображения божеств индуистского пантеона, интерьер храмов становился все пышнее, появлялись новые и возрождались старые обряды и церемонии, призванные сопровождать человека в повседневной жизни. Дальнейшее развитие получила идея обожествления гуру, ярым противником которой был Нанак.

В сикхских общинах значительно усилилась роль жреческой прослойки – махантов, настоятелей (жрецов) гурдвар. Сначала маханты управляли гурдварами под контролем общины, и тогда храмовые доходы расходовались на общественные нужды, а маханты получали фиксированное жалованье. Но со временем должность махантов стала наследственной, а доходы общины, в том числе и земельные владения, были обращены ими в личную собственность. Кроме того, большинство махантов были последователями удаси – аскетической секты, которую основал старший сын гуру Нанака Шри Чанд (1494—1529). Удаси особо почитают первых гуру и не признают установлений Гобинд Сингха. По своему статусу удаси являются сахадждхари, а по обычаям и обрядности мало отличаются от индуистов. (Удаси существуют и сейчас, но почти не контактируют с хальсой и имеют собственные молитвенные дома (дера) и школы). Именно поэтому в сикхских храмах появились изображения индийских божеств, а ритуальная практика во многом начала совпадать с индуистской.

Эти тенденции стали еще более очевидными во 2-йполовине 19 в., когда в 1849 г. после двух англо-сикхских войн (1845-46 и 1848-49 гг.) Пенджаб был аннексирован англичанами. Не случайно в 1-й половине 19 в. в сикхизме появились группы, члены которых ратовали за возвращение к принципам изначального сикхизма, за очищение религии от наслоений, за нравственное возрождение и совершенствование людей. Это были общины ниранкари (от ниранкар - «не имеющий видимой формы», один из эпитетов Бога в раннем сикхизме) и намдхари («носящий Имя Бога»).

Община ниранкари зародилась как сикхское пуританское движение, начатое с целью возврата к традициям и учению первых гуру. Ниранкари не признавали воинственные традиции хальсы и реформы гуру Гобинд Сингха в целом. Они высоко почитают гуру Нанака и имеют собственных гуру. Основателем движения ниранкари был Дайал Дас (1783—1855), который в 1851 г. создал секту под названием Ниранкари дарбар. Дайал Дас мечтал возродить сикхизм первых гуру; он не принимал нововведений Гобинд Сингха и не прошел посвящения в хальсу. Жил Дайал Дас в Равалпинди, - там он имел свой храм, где проповедовал против почитания идолов и жертвоприношений предкам. Ниранкари почитали его как живого гуру. Учение Дайал Даса издал его сын и преемник — Дарбара Дас в виде "Книги законов" ("Хукмнама"), которую ниранкари почитают наравне с "Ади Грантхом". Во времена Дайал Даса и его ближайших преемников ниранкари не принимали посвящения в хальсу. Дарбара Дас все же ввел в практику ниранкари большинство сикхских ритуалов, в частности, брачный обряд анандкарадж. В 1873 г. в движении ниранкари произошел раскол и ортодоксальные ниранкари остались в незначительном меньшинстве. Есть сведения, что в настоящее время в общине ниранкари достаточно велик процент кастовых индуистов и неприкасаемых, а также мусульман. К концу 70-х гг. конфликты между ниранкари и сикхами, которые обвиняют ниранкари в узурпации их имени и разлагающем влиянии на хальсу, обострились. В 1973 г. верховные жрецы Акал Тахта издали указ, которым объявили ниранкари антирелигиозной группой и предписывали сикхам не иметь с ними никаких отношений. В 1978—1979 гг. произошли открытые столкновения ниранкари и сикхов, а в 1980 г. сикхские экстремисты убили руководителя ниранкари Гурбачан Сингха.

Но наиболее многочисленной была – и является по сей день – община намдхари, начавшая свою деятельность в 30-х гг. 19 в. Она быстро росла за счет крестьян-сикхов, и спустя несколько десятилетий в ней насчитывалось уже около 50 тыс. человек. Намдхари представляют собой хорошо организованную и сплоченную общину. Последователи этой общины имеют и достаточно выразительный внешний вид — они носят белые одежды домотканого полотна и белые тюрбаны, повязанные особым образом, прямо надо лбом, без острых углов. Основатели движения намдхари, Бхагат Джавахар Мал (1799—1862) и его ученик Балак Сингх призывали к очищению от влияния индуизма и возврату к традициям десяти гуру. После аннексии Пенджаба деятельность намдхари объективно стала приобретать все более антибританский характер. Члены секты совершали нападения на владения феодалов, в особенности мусульман, которые пользовались покровительством колонизаторов, и после одной из таких вылазок против крупного мусульманского землевладельца англичане жестоко покарали зачинщиков и разгромили секту, но полностью уничтожить движение им так и не удалось. Намдхари продолжали культивировать чувства неприятия и сопротивления новым правителям и мечтали восстановить сикхскую государственность. Эта политическая направленность стоила намдхари пристального внимания англичан к их дальнейшей деятельности. При Баба Рам Сингхе (1815—1885), преемнике Балак Сингха, движение намдхари приобрело законченные формы. Рам Сингх, сын плотника-рамгархия, в молодости был солдатом, но стал учеником Балак Сингха. В 1857 г., уже имея много последователей, он провел первый обряд посвящения в намдхари, ознаменовав тем самым отделение намдхари от "менее благочестивых" сикхов. Требования к своим последователям он изложил в сочинении "Рахатнама" (1863). Намдхари предписывалось строгое вегетарианство и благочестивая жизнь; в числе этических норм упоминались требования защищать животных, запрет инфантицида (детоубийства) и детских браков. Особо оговаривалось требование не сотрудничать с английским правительством, не учить детей в государственных школах, не обращаться в государственные суды, не пользоваться государственной почтовой связью и иностранными товарами. Намдхари вели активную миссионерскую деятельность, и их число и влияние быстро росло. Намдхари создали собственную торговую сеть, почтовую связь (всадники по эстафете доставляли все очень быстро) и свои храмы. Намдхари придают большое значение чтению молитв и, читая молитвы на протяжении многих часов, они приходят в экстатическое состояние и кричат, за что получили второе название – куки («крикуны»). В 1871 г. намдхари вновь вступили в открытое противостояние с английскими властями на почве неуважения теми религиозных чувств сикхов. Произошло несколько кровавых инцидентов, и в январе 1872 г. англичане казнили без суда 66 намдхари (эпизод этой казни запечатлел выдающийся русский художник В. В. Верещагин на картине "Английская казнь в Индии"). Лидеры движения во главе с Рам Сингхом были арестованы и сосланы в Бирму, где Рам Сингх умер через 13 лет. После высылки Рам Сингха политическая активность движения резко прекратилась. Рам Сингху наследовали его младший брат и его потомки по прямой мужской линии. Новые гуру сосредоточивали свою деятельность в основном на религиозных и общественных делах, хотя намдхари и приняли активное участие в секретной кампании за возвращение Дилип Сингха на престол в 80-х гг. XIX в. После 194