Гражданская оборона


Режимы функционирования РСЧС

Различают следующие режимы функционирования РСЧС:

Повседневной деятельности— при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий.

Повышенной готовности — при ухудшении нормальной обстановки и при получении прогноза о возникновении ЧС.

Чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС. Каждому режиму соответствует перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС. При этом основными мероприятиями, выполняемыми в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, являются:

1) в режиме повышенной готовности — принятие соответствующими комиссиями по ЧС на себя непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС;

2) в режиме чрезвычайной ситуации — организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС; организация ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному обеспечению пострадавшего населения; непрерывный контроль состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС за счет их бюджетов и в определяемой ими номенклатуре создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Гражданская оборона- система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Служба гражданской обороны- служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны -формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне -территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

3. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

4. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

5. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

6. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

7. борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

8. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

9. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер» направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.


Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

1. вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;

2. принимать решение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет; женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 №738 "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС"

2. Федеральный закон " О гражданской обороне"

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 " О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера"

4. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. для вузов/ В.Ю. Микрюков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 557 с.

5. Королюк, Э.В. и др. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) [Текст]: учебное пособие для студ. вузов/ Э.В. Королюк, Л Л Просандоом, В.А. Уморон, А.В. Ишмуратов. - Ижевск, изд-во «АНК», - 2003

6. Гражданские организации гражданской обороны: создание, комплектование, обучение, материально-техническое оснащение, финансирование [Текст]: учеб.-метод.пособие / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: под общ. ред. М.И. Фалеева. –М.: Институт риска и безопасности, 2003. 344 с.

7. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Текст]: уч.пособие для преподавателей и слушателей: УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений / Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Институт риска и безопасности, 2005. – 512 с