Тантризм и шиваитские сампрадаи


 

Ортодоксальные шиваиты-миряне – а ои составляют подавляющее большинство шиваитов, - надеются г.о. на место в раю Шивы и хорошее перерождение. Они почитают авторитет вед и пуран, поклоняются Шиве путем совершения традиционного индуистского ритуала пуджа – подношений Богу и чтения мантр, строго следуют ведийским принципам варна-дхармы и нормам соблюдения ритуальной чистоты. Параллельно с ними в рамках шиваизма (так же как и в вишнуизме), существуют десятки мирских и аскетических сект (сампрадая), членами которых становятся люди, прошедшие специальный обряд посвящения (дикша).

Священными текстами шиваитских сампрадай являются тантры, а изложенное в них учение называется тантризмом. Тантры были составлены на санскрите в основном в 8-10 вв., а самые ранние – в 6 в. Ведийская шиваитская ортодоксия не признает тантры божественным откровением (шрути), однако тантристы (тантрики) - последователи мистического учения, изложенного в тантрах, - считают их вершиной вед и тайной доктриной высшей святости, открытой святым риши непосредственно самим Шивой, которая передается от учителя к ученику, прошедшему обряд посвящения.

За небольшим исключением, тантры составлены в форме диалога между Шивой и Парвати, которая, как ученица, задает вопросы и получает на них ответы. Традиционно тантры освещают четыре основных вопроса, т.е. «стоят на четырех ногах (пада)» - это метафизическая доктрина (видья, или джняна-пада), ритуал (крия-пада), йога (йога-пада) и нравственная дисциплина (чарья-пада). Помимо этого, они содержат материал и по другим темам, например, учат искусству овладения сверхъестественными магическими силами (сиддхи) и достижению удовольствия (бхога) в высших мирах, что рассматривается как часть духовного пути.

Хотя между тантрами существуют значительные концептуальные расхождения, их общие положения относительно сущности общих духовных практик (садхана), посвящения (дикша) и занятия йогой в целом идентичны. Тантрическая духовная практика – вне зависимости от практического механизма ее реализации и существующих сектантских различий, включает в себя:

 

- очищение тела и создание божественного «я» посредством чтения мантр;

- внутреннюю визуализацию Бога;

- ритуал (пуджа), включающий в себя определенные положения рук и жесты (мудра) и чтение мантр;

- использование священных диаграмм – янтр и мандал.

 

Существенной частью эзотерической тантрической теории и практики является также сознательное самопогружение в состояние одержимости (авеша). Тантристы ряда шиваитских сект призывают Шиву войти в их тело (авеша мам, «войди в меня»), а затем стремятся контролировать присутствие божественного внутри себя и таким путем обрести невероятные сверхъестественные силы и магическую власть над людьми, духами, пространством и временем.

Тантризм включает в себя как рафинированные метафизические доктрины и высокие нравственные постулаты, так и потрясающие непристойности и извращенные ритуальные практики, которые осуждаются индусами как нечто «самое ужасное и отвратительное, что только можно себе представить». В целом число последователей тантризма сравнительно невелико, и при этом их большая часть открыто практикует преданную любовь к Богу (бхакти), не имеющую ничего общего с ритуальным сексом, некрофилией и прочими извращениями левых тантристов, которые приемлемы только для людей с явными психическими отклонениями.

Именно левый тантризм (в отличие от правого) известен своими эротическими и антиномианистскими элементами. Антиномианизм (букв. «противозаконие») – это учение, согласно которому человек, идущий по пути постижения Бога, на определенном этапе перестает быть скованным устоявшимися нравственными нормами и ограничениями; в своем духовном развитии он может достичь такого возвышенного состояния абсолютного благородства и святости, что они ему просто больше не нужны, а потому и не существуют для него.

В индуизме идеология антиномианизма сформлирована в концепции нирдхармы («против дхармы», «вопреки нравственному закону»), которая обосновывает правомерность сознательного нарушения общественных, религиозных и нравственных императивов. Такие антиномианистские секты называются в индуизме «левыми» (вама) или «левой руки» по той причине, что в индуистской культуре правая рука отличается от левой: «чистой» (шуддха) правой рукой принимают пищу, делают подношения богам и совершают все другие «чистые действия»; «нечистая» (ашуддха) левая рука предназначена для «нечистых» действий, включая уборку нечистот, убийство животных, подмывание и т.д. Тот, кто следует левым путем, не делает различия между «чистым» и «нечистым» - для него «нечистого» не существует в принципе. То, что оскверняет других (нарушение ортодоксальных норм, кровь, трупы, нечистоты и пр.), помогает ему достичь своей цели.

Этимология термина вполне может быть связана и с Богиней (Дэви), которая является госпожой левой части тела (ваманги), т.к. сексуальный мистицизм играет в левых тантрических сектах весьма существенную роль. Например, одним из положений «левого пути» является «мукти посредством букти» («освобождение через чувственность») и «йога посредством бхоги» («единство с Богом через сексуальное удовольствие»).

Теоретическое обоснование и оправдание нирдхармы встречается не только в тантрах, но и в других священных текстах индуизма. Так, Брихадараньяка-упанишада, говорит, что «тот, кто обладает высшим знанием, остается чистым и становится бессмертным, даже если он совершит величайшее злодеяние». Создатель классической системы йоги Патанджали утвержал, что сверхъестественные йогические способности (сиддхи) и освобождение души могут быть достигнуты быстрее и помощью употребления наркотиков. В Куларнава-тантре мы встречаемся с тезисом, что «те поступки, которые обрекают обычного человека на горение в аду, приносят йогу освобождение».

Влияние тантрийской идеологии распространилось не только на массовое сознание, но и на брахманскую элиту, которая, отказавшись от левых крайностей, несовместимых с принципами ведийской варна-дхармы и нормами ритуальной чистоты, сумела трансформировать тантризм в респектабельную религиозную традицию для высших каст.

Начиная с 12 в. влияние тантризма в Северной и Центральной Индии стало резко падать, во многом в результате прихода мусульман и создания Делийского султаната (1206-1526). Однако на юге страны, вне пределов исламского господства, тантризм продолжал сохранять свои позиции, особенно в Тамилнаде и Керале.

 

ПАШУПАТА. Старейшими из шиваитских тантрических сект являлись Пашупата и ее ответвление Лакула. Первые упоминания о секте Пашупата встречаются в махабхарате. Пураны расшифровывают термин пашупата как «Господин (пати), помогающий своим существам (пашу) освободиться от оков (паша) этого мира и достичь освобождения». В культах этих аскетичеких сект Шива Пашупати выступает в благожелательной форме Пастыря всех существ, доброго друга, надежного помощника и защитника.

Основателем секты считается легендарный Лакулиша, признанный впоследствии своими последователями в качестве последней земной инкарнации Шивы. Некоторые исторические факты указывают на то, что Лакулиша вполне мог быть исторической фигурой и жить примерно в начале 2 в. Обычно он изображается голым и итифалличным. Его эмблемой является булава (лакута), символизирующая фаллос.

По одной из мифологических версий, Шива вошел в труп брахмана на месте кремации под Бародой, в Гуджарате. Восстав из мертвых, он (Лакулиша) стал странствующим аскетом, собравшим вокруг себя группу последователей своего учения. Лакулише приписывается авторство Пашупата-сутры – главного текста секты, в котором излагаются правила совершения ритуалов и основы дисциплины. Четыре ближайших ученика Лакулиши основали после его смерти четыре ответвления секты пашупата в Гуджарате и Раджпутане; расцвет их деятельности пришелся на 7-11 вв.

Конечной целью членов секты являлось освобождение (мокша) и достижение вечного единства с Шивой. Аскетом (садху) этой секты мог стать только мужчина-брахман, прошедший церемонию инвеституры священного шнура дваждырожденного (упанаяна). Он должен был соблюдать обет целомудрия и не общаться с членами низших каст и женщинами – искусительницами аскетов. В отличие от многих других левых шиваитских сект, пашупаты никогда не отвергали полностью ведийские ценности поддержания ритуальной чистоты.

Пашупаты принимали обет (врата) строго исполнять духовные практики (садхана) в трех последовательных стадиях:

 

- сначала жить и работать при шиваитском храме; трижды в день покрывать тело священным пеплом; поклоняться Шиве посредством экстатических танцев, пения, смеха рычания, как бык; входить в состояние одержимости (авеша) и медитировать на пяти священных мантрах;

- затем через какое-то время покинуть храм, стать странствующим аскетом и вести себя на людях самым вызывающим обазом (или как безумный) – делать неприличные жесты женщинам, притворяться пьяным, кричать, размахивать руками, громко зевать и т.д. Цель такого безобразного, аномальноо поведения – сознательно спровоцировать по отношению к себе брезгливость, отвращение и оскорбления со стороны ортодоксальных индусов (хотя Шива и предупреждал о недопустимости унижения своих последователей). Это, в свою очередь, нивелирует негативную карму аскета и передает ему религиозные заслуги (пунья) тех, кто издевается и потешается над ним. Кроме того, недостойное поведение является действенным средством, отторгающим аскета от общества и формирующим у него устойчиво спокойное отчуждение от мира;

- впоследствии одиноко жить чем придется в заброшенном доме или пещере, а затем на местах кремации, предаваясь медитации и йогическим практикам, и в кнце концов умереть там, добившись единства с Шивой.

 

ЛАКУЛА. Члены секты Лакула – подразделения Пашупаты, отличались крайним экстремизмом и антиномианизмом и полностью отрицали ведийские нормы. Лакулы были странствующими аскетами с длинными, свалявшимися волосами, их голые тела были покрыты пеплом, на шее висели гирлянды из человеческих костей. Их непременными атриутами были посох с привязанным к нему человеческим черепом и еще один человеческий череп, используемый в качестве миски для еды.

Лакулы имитировали поведение Бхайравы, отрубившего голову Брахме и несшего долгий обет покаяния до тех пор, пока череп (капала) Брахмы не отпал от его руки в священном г. Варанаси. Дхарма-шастры учат, что человек, непреднамеренно убивший брахмана, должен в течение 20 лет жить отшельником в лесной хижине и носить с собой череп убитого им человека.

Ритуальные практики лакулов постепенно вырождались, становясь все более непристойными. Они заслужили в обществе дурную славу извращенцев, колдунов, наркоманов, левых оккультистов, убийц и даже каннибалов. В своих ритуалах они имитировали жестами соитие, поклонялись собственному фаллосу в состоянии эрекции, покрывали тела пеплом трупов с мест кремации, на которых они жили, питались остатками не догоревших трупов и использвали человеческие черепа в качестве посуды. Все это должно было постоянно напоминать им о бренности и эфемерности человеческой жизни.

 

КАПАЛИКА И АГХОРА. В 12-13 вв. получили распространение экстремальные тантрическе секты Капалика и Каламукха. Есть основания полагать, что они тоже отпочковались от Пашупаты. Судя по обнаруженным надписям и литературным ссылкам, капалики появились ок. 6 в. в Декане и Южной Индии. В 7 в. их влияние стало распространяться на север, но уже к 14 в. они там практически исчезли.

Капалики («носящие черепа») поклонялись устрашающим аспектам Шивы и Бхайраве – воплощению темных тайн космоса и устрашающих, непостижимых загадок бытия: боли рождения, страхов и опасностей жизни и ужасающей неопределености смерти. Основным текстом у капаликов была Бхайрава-тантра.

Капалики изначально практиковали аскезу на местах кремации и, так же как и лакулы, носили с собой человеческий череп – как бы покаяние за убийство брахмана. Они отличались не только полным пренебрежением к ортодоксальным нормам индуизма, но и их преднамеренным нарушением – отрицали авторитет вед и кастовые различия, ходили голые или в одной набедренной повязке, тело покрывали трупным пеплом и не мылись в страхе смыть якобы мощную ауру своего тела. Более того, стремясь усилить ее, они втирали свой пот в тело и дополнительно обмазывали его собственной спермой.

Они ели мясо, пили спиртное, употребляли наркотики и практиковали ритуальный секс как средство реализации единства с Шивой. Некоторые из них с этой целью странствовали с женщинами, которых они использвали для совершения магических ритуалов совокупления. Их йогические техники включали долгое пребывание в медитации с членом в состоянии эрекции или в йони своей спутницы. Считалось, что это придает им невероятные оккультыне силы.

Часть капаликов ела собственные фекалии, полагая, что, как удобрение повышает плодородие почвы, так и они повышают их умственную силу, что это своего рода «умственный тоник» и лекарство, обладающее огромной силой. Кроме того, капалики были приверженцами некрофилии (шававада) и ели плоть не полностью сгоревших трупов на местах кремации и приносимых ими человеческих жертв.

Основной целью капаликов являлось обретение магических сил через усердные занятия йогой, магией и нарушение всех социальных и религиозных табу. Экстремальные практики этой секты базировались на представлении, что аскет не является абсолютно свободным до тех пор, пока им не преодолены ограничения закона и этики. Ортодоксальные индусы относились к ним с отвращением, страхом и ужасом – даже один вид их считался оскверняющим.

Капалики полностью исчезли в Индии в середине 18 в., если не считать очень незначительного числа последователей отпочковавшегося от них схожего левого экстремистского культа Агхора, обитающих в основном в Варанаси и его окрестностях. Их численность за последние полвека резко сократилась. Сейчас их осталось настолько мало, что случайно встретиться с ними практически невозможно.

Агхори следуют самой экстремальной форме аскетизма. Они преднамеренно нарушают все законы и нормы индуистского общества, для них не существует ничего запретного. Они считают, что для того чтобы добиться окончательного освобождения души, необходимо прежде всего освободиться от диктата установленных религиозных и социальных норм, т.е. от дхармы.

Агхори живут только в местах кремации, пьют и едят исключительно из человеческих черепов (из врехней части мужского черепа, который служит им в качестве миски). Череп используется не только вместо посуды, он служит средством достижения определенных магических целей. Для агхори прием пищи из черепа является магическим актом потребления жизненной силы умершего человека, которая не была выпущена на свободу путем разбивания черепа перед кремацией или погребением. Считается, что посредством чтения особых магических заклинаний агхори контролируют дух умершего, черепом которого они завладели, и по необходимости используют его как своего «раба». В Западной Бенгалии агхори, поклоняющиеся супруге Шивы богине Кали, путем заклинаний и колдовства пытаются не только контролировать духа умерших, но и оживлять трупов.

В прошлом агхори совершали человеческие жертвоприношения. Если среди них находился доброволец на эту роль, он тут же обожествлялся, и все его желания исполнялись в течение определеного времени, по истечении которого жертву убивали (отрубали голову или перерезали горло), пили его кровь и ели его плоть. Самой жертве якобы было обеспечено место в раю.

У агхори не существует абсолютно никаких пищевых запретов, они пьют собственную мочу, едят свои фекалии и даже плоть человеческих трупов (самым вкусным считается мозг) – не каждый день, конечно, но при инициации, как правило, хоть кусочек. Единственное табу для них – это конина (неизвестно почему так сложилось, возможно, потому, что гхора означает «конь», а они называются а-гхори).

Агхори разрешено просить подаяние только в домах мусорщиков, мясников, проституток и прочих отверженных и неприкасаемых, находящихся вне рамок ортодоксального кастового общества.

Агхори наносят на тело пепел человеческих трупов, который у них всегда под рукой, т.к. они живут на местах кремации. Раньше они ходили обнаженными, теперь или обматывают вокруг пояса и пропускают между ног толстую веревку, или надевают тугую набедренную повязку из ткани или коры деревьев, или носят черную одежду – символ смерти.

Все агхори принадлежат к тайному ордену Агхора пантха, который держит в строгом секрете от посторонних свой обяд посвящения и ритуалы. Р. Беди пишет, что инициация в орден начинается с гудения в раковину и громкой музыки. Потом гуру смешивает в человеческом черепе особый состав и выливает его на наголо обритую голову неофита под чтение особых заклинаний. Затем гуру шепчет ему в ухо гуру-мантру. После этого неофиту предлалают пищу, собранную как подаяние в домах низших каст и неприкасаемых, или кусочек человеческой плоти. В заключение ритуала ему на шею вешают ожерелье из костей животных. Затем неофит в течение 12 лет проходит испытытельный срок и только после этого становится полноправным членом секты.

После инициации неофит должен пробыть 41 день на месте кремации. Он не имеет права разговаривать и отлучаться со своего места; все эти дни он питается исключительно подаянием родственников умерших, чьи тела тут же и кремируются, и только после того, как все уйдут. Этот 41-дневный ритуал называется мауна-садхана.

По его завершении агхори совершает обряд «пробуждения внутреннего света» (алакха-джагана), который заключается в совершении молитвы перед погребальным костром с последующей концентрацией сознания на одной точке; в результате внутри адепта возникает свет, призывающий Шиву войти в тело, и при его «вхождении» тело аскета содрогается и сводится к мучительным судорогам.

Как правило, агхори непрерырвно странствуют, не задерживаясь на одном месте кремации больше 6 месяцев. При этом между неофитом и его гуру якобы постоянно существует некая мистическая связь, и в случае нарушения им своего обета, гуру в состоянии силой своих мантр уничтожить результаты духовных усилий ученика и разбить череп-миску, без которого невозможно совершение ритуалов.

Все ритуалы агхори совершают только в местах кремации и в основном под покровом ночи или вечером, сразу же после захода солнца. Помимо важнейшего ритуала агьяри-пуджа, который проводится в течение 9 ночей, начиная с новолуния, и состоит в подношении огню гвоздики, камфоры и горчичного масла, агхори предаются медитации, в том числе и сидя на трупе (шава-садхана).

Понятно, что это самая непопулярная форма аскетизма, и агхори находятся далеко за пределами ортодоксального индуистского общества. Сознательно вызвать к себе отвращение и ужас – это один из самых мучительных путей к Богу, тем более, что для большинства индуистских аскетов, добровольно лишивших себя дома, семейных радостей и мирских привязанностей, уважение – это единственная земная награда, которую они еще ценят.

 

НАТХА, или КАНПХАТА. Левая аскетическая секта-орден (от натх — господин, повелитель). Она возникла на северо-востоке Бенгалии, а затем переместилась в другие области Индии. Ее адепты встречаются в Пенджабе, Махараштре, Гуджарате, Уттар Прадеше, на севере Декана и в Непале. Второе название, «Канпхата», секта получила по отличительному знаку ее йогов – рассеченным ушным раковинам (кан – «ухо», пхата – «разрезанный»), в которых они носят огромные серьги-кольца из агата, кости, стекла или глины. Этот крайне болезненный обряд рассечения ушной раковины (до 6 мм) обоюдоострым «ножом Бхайравы» и вставление серьги производится при инициации в секту. Натхи/канпхаты считают, что ушной разрез открывает один из мистических каналов (нади) тонкого тела и т.о. стимулирует развитие йогических сил адепта.

Происхождение этой секты неясно. Известно только, что в 9 в. ее идеологию и деятельность организовал святой Горакха-натх, соединивший в новом учении элементы тантризма и йоги. Считается, что он обладал невероятными магическими способностями и алхимическими познаниями. Последователи секты почитают Горакха-натха как земное воплощение Шивы. По одной из легенд, он родился из пролившегося на землю семени Шивы во время его анального совокупления с коровой.

Аскеты-натхи называют себя горокханатхи (последователи Горакха-натха) и канпхаты (с надрезанными ушами).

Сами натхи считают свое учение одним из древнейших и приписывают его создание легендарному риши Даттатрейе, имя которого упоминается в Бхагавата-пуране, Махабхарате и в самых ранних Упанишадах. Учение натхов, как и у всех тантриков левой руки, держится в глубокой тайне и постигается неофитом в общении с наставником — гуру. Культ секты основан на оккультизме и вере в возможность обретения сверхъестественных способностей, но главной целью является достижение физического бессмертия. В прошлом некоторые ритуалы натхи носили крайне извращенный характер и включали в себя некрофилию, зоофилию, гомосексуализм и ритуальные совокупления на местах кремации.

Все ритуальные действия натхов направлены на то, чтобы максимально сберечь в своем теле прану, которая понимается и как дыхание, и как некая метафизическая мистическая субстанция, "жизненная энергия", и таким образом достичь состояния равновесия и покоя, при котором человеческое тело не подвластно времени, старению и смерти. Для этого натхи практикуют хатха- и кундалини йогу, мысленную медитацию и повторение мантр, что помогает им контролировать физиологические и психические процессы в своем теле. Однако йога у натхов — это только техническое средство для достижения бессмертия, и лишено философского содержания, характерного для системы Патанджали.

Ритуальная практика натхов осуществляется под знаком регрессии, движения назад, противоположного естественному ходу развития в космосе и природе, где все движется от возникновения (рождения) до исчезновения (смерти). Они как бы пытаются возвратиться в состояние покоя, неизменяемости космоса, до акта божественного творения. Жизненная энергия (прана) на физиологическом уровне понимается как половая энергия, мужское семя, трата которого ведет к смерти, отсюда требование к натхам-аскетам строго соблюдать обет аскетизма и целомудрия. Характерно, что все ритуалы совершаются каждым адептом индивидуально, независимо от других членов секты. У натхов отсутствует практика групповых молебнов, они не совершают жертвоприношений в храмах и не участвуют в религиозных празднествах. Отрицая поклонение божествам и их изображениям, натхи подчеркивают, что соединение с Божественным Абсолютом как с Высшей Реальностю может осуществляться только в сердце.

В учении натхов Божественный Абсолют именуется Ади-Натха (Изначальный Господь), а его божественная супруга (Шакти) - Кетака, или Манаса; она родила Брахму, Вишну и Шиву. Шива (и прежде всего его манифестация йога-аскета) является единственным божеством индуистского пантеона, которого почитают натхи. Йоги-натхи считают, что ведут линию преемственности своего учения непосредственно от Шивы и чтят его как создателя и первоучителя (ади-гуру) йоги, который передал “великое знание” о бессмертии девяти первым натха-гуру: 1. Мина (Матьсиендра)-натху – первому наставнику среди людей; 2. Горакха-натху – основателю ордена натхов; 3. Джаландхар-натху; 4. Канти-натху; 5. Гахини-натху; 6. Бхартри-натху; 7. Ревана-натху; 8. Чарпат-натху ; и 9. Нага-натху.

Члены секты не соблюдают никаких кастовых ограничений, устав разрешает им употребление наркотиков и спиртного; кроме того, те йоги-натхи, кто не принимают полных обетов аскета, имеют право жениться.

Йогов этой секты после смерти не кремируют, а хоронят в позе медитативного транса (самадхи), поэтому их могилы получили название самадхи. По аналогии, места кремации рядовых членов и захоронений великих подвижников секты тоже называются самадхи.

В средние века учение, и особенно поэзия натхов получили весьма широкое распространение не только в Бенгалии и Ассаме, но и во всей Северной Индии, хотя долгое время йоги-натхи и их последователи были вне иерархии феодально-кастового общества. Считалось, что они утратили право принадлежать к своей касте, так как не придерживались установлений ортодоксального индуизма. Среди поэтических произведений натхов наиболее известной является поэма Шекх Пхойджуллы «Победа Горокхо» (Гораксавиджая), которая по праву считается жемчужиной средневековой бенгальской литературы (переведена на русский язык И. А. Товстых и опубликована в 1988 г.).

В 18 в. секта Натха находилась под высочайшим патронатом королей Непала, и сам Горакх-натх почитался родовым божеством династии Горкхов, объединивших Непал. В настоящее время число ее последователей секты сравнительно невелико.