Вопрос №34. Гегель. Философия истории.


Вопрос № 33.Диалектика как метод. Основные принципы диалектики.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика – метод мышления, основанный на выделении противоположных сторон в исследуемом объекте.

Принципы диалектики:

1.принцип саморазвития

2. принцип единства исторического и логического

3. принцип перехода от конкретного к абстрактному

1. принцип саморазвития – источник развития находится в самом развивающемся процессе. Поэтому любое развитие это всегда саморазвитие.

2. принцип единства исторического и логического – Гегель называл логику историей, очищенной от случайностей. Кант и Гегель утверждали: «Необходимо изучать историю, чтобы обобщить совершенные в ней ошибки и в дальнейшем их не повторять». Речь идет о выявлении логики исторического процесса, который должен руководствоваться исторической логикой («Философская история»). С т.з. Гегеля, субъект, намеренный оказать на некоторый исторически развивающийся процесс должен руководствоваться в своих действиях логикой предшествующего развития этого процесса. Только в этом случае его деятельность (вмешательство) будет выступать органичной стороной саморазвития данного процесса и только тогда его деятельность будет успешной.

Это имеет прямое отношение к философии права. С т.з. Гегеля предметом философии права является логика истории развития права, разворачивающаяся в правовом мышлении как способ объективизации человеческих смыслов в институционально-предметных отраслях права. Данный принцип очень важен для реформирования законодательства.

 

1.в истории действуют некоторые объективные тенденции. Эти тенденции Гегель описывал как замыслы мирового духа (можно стать грязью на сапогах мирового духа, но его ход нельзя остановить). Идею об объективности действующих в истории тенденций Маркс развил в учение «Об объективных исторических закономерностях» (смена общественно-экономических формаций)

2.Гегель писал о «хитрости мирового духа». Если кто-нибудь попытается разгадать замысел мирового духа и действовать от его имени, то мировой дух отойдет в сторону и оставит его в дураках.

3.Гегель пользовался теоретическими метафорами и в его «Философской истории» можно обнаружить следы христианского спиритуализма, мистицизма. Этим можно объяснить гегелевскую модель истории. Абсолютная идея переселяется из одной цивилизации в другую. Когда она присутствует – цивилизация переживает расцвет, когда она уходит – наступает кризис.

4.прогресс в истории – прогресс развития идеи свободы: свободен 1 – свободны некоторые – свободны все.

5.каждый народ должен пройти все исторические ступени, если какой-то народ в своем историческом развитии перескочит через ступень, то он обязательно вернется назад.