Понятие сетевой экономики. Основные направления развития сетевой экономики


 

. В докладе Европейской комиссии по стратегическим исследованиям сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовольствия.

В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:

· 1). Электронный бизнес

· 2). Банковские и другие расчеты

· 3). Дистанционное обучение и выполнение работ.

Электронный бизнесможно определить, как использование информационных технологий и общедоступных информационных сетей в сфере купли-продажи. Если электронный бизнес ориентирован на удовлетворение потребностей конечного пользователя, то он называется Business to Customers (B2C), если на бизнес–партнера - Business to Business (B2B).

В области электронного бизнеса B2B выделяют следующие компоненты: электронное управление закупками, электронный аукцион, электронная биржа, порталы.

Причина развития электронного управления закупками – потребность в сокращении затрат, связанных с приобретением сырья, оборудования, материалов и т.д. Снижение таких затрат возможно за счет объединения заказчиков с помощью сети Интернет. Реализация электронного управления закупками осуществляется тремя путями:

- использование электронных каталогов;

- поиск встречных заявок;

- проведение электронных тендеров.

Электронные аукционы позволяют пользователям приобрести товары по сниженным ценам, а продавцам – сократить время оборота товара – типичный пример организации электронного бизнеса вида B2B. Для участия в электронном аукционе, как продавец, так и покупатель должен предварительно зарегистрироваться на информационном сервере, разместив там необходимую информацию о товаре и свои данные.

Электронная биржа – более сложная форма посредничества. Участники электронной биржи проходят предварительный отбор. Торговля на бирже обычно анонимная.

Порталы предоставляют информацию из Интернета или корпоративной сети в том виде, в каком она нужна пользователю. Порталы делятся на следующие группы:

Второе направление – совершенствование банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернета. Типовые процедуры платежной системы такого рода следующие:

- обработка запросов с целью авторизации;

- перечисления на расчетные счета денежных средств за товары и услуги;

- переправка документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделки.

Все электронные платежные системы делятся на кредитные и дебетовые. Кредитные системы построены на использовании кредитных карт для осуществления электронных расчетов с привлечением дополнительных мер безопасности: цифровая подпись, использование криптограмм и т.д. Все системы такого рода требуют подтверждения кредитоспособности клиента. Дебетовые системы основаны на использовании электронных эквивалентов наличных денег. Они не требуют подтверждения авторизации уполномоченной для этого финансовой структурой.

Под дистанционным образованием понимают образовательную систему, обеспечивающую получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии предоставляют доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.