Информационные технологии и тенденции их развития
Классификация эинформации
Технологические операции сбора, передачи, хранения, контроля и обработки данных
Тема 1.1. Информация, ее свойства и способы измерения
1.1.1 Информация: ресурс, продукт, услуга
1. Информация: ресурс, продукт, услуга
2. Классификация экономической информации
1. Информация: ресурс, продукт, услуга
Понятие «информация» произошло от латинского informatio, что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах.
Точного определения информации не существует, но вполне приемлемым для работы является следующее определение:
Информация – это совокупность фактов, сведений, передаваемых от источника потребителю и дополняющих представления потребителя об изучаемом или анализируемом объекте.
Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.
В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.
Свойства информации:
1) обязательно должны быть источник и потребитель;
2) не всякие факты, получаемые потребителем от источника, являются информацией, а только те, которые касаются интересующего потребителя объекта или явления;
3) только те факты об интересующем потребителя объекте являются информацией, которые расширяют его представление об этом объекте, т. е. снижают неопределенность.
Данные – это информация, представленная в удобном для обработке виде. Например, переданная по телефону информация, как правило, не является данными, ее надо сначала оформить (например, преобразовать в табличный вид).
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека.
Выделяют следующие барьеры, мешающие распространению информации:
1. непрерывный и все ускоряющийся рост объема информации;
2. коммуникационный – искажения и потери в системах связи;
3. межъязыковой и внутриязыковой – несогласованность терминологии);
4. географический (отдаленность);
5. ведомственный (секретность);
6. рассеяние информации (публикации в журналах и сборниках, тематически не предназначенных для исследуемой области).
По месту возникновения:
· Внутренняя – информация, возникающая в процессе производственно-хозяйственной деятельности внутри экономического объекта
· Внешняя- информация, возникающая за пределами экономического объекта
По стадиям образования:
· Первичная – возникает на начальной стадии процесса управления и отражает состояние объекта или процесса управления во времени
· Вторичная – получается в результате обработки первичной и может быть промежуточной или результатной. Промежуточная информации содержит накапливаемые данные, используемые при дальнейшем решении различных технико-экономических задач. Результатная информация, получаемая в процессе обработки первичной информации, используется для управления работой объект и принятия решений.
В зависимости от участия информации в функциях управления:
· плановая;
· оперативно-учетная;
· нормативно-справочная;
· отчетно-статистическая.
Плановая – директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (план выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос и прибыль, план приема в колледж).
Оперативно-учетная – отражает фактические значения планируемых показателей за определенный период времени (количество выпущенных деталей, ведомость на получение заработной платы, приказ о зачислении учащихся на первый курс, экзаменационная ведомость).
Нормативно-справочная – различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями (расценки, тарифы, справочные данные о поставщиках, список возможных оценок).
Отчетно-статистическая – отражает результаты фактической деятельности фирмы, представляемые вышестоящим органам управления, налоговой инспекции (годовой бухгалтерский отчет о деятельности фирмы).
В зависимости от уровня управления информация подразделяется на входную и выходную.
Входная информация – это информация, поступающая в фирму (подразделение, рабочее место специалиста) и используемая как первичная информация для реализации задач управления.
Выходная информация – информация, подготовленная одной системой управления и передаваемая в другую систему управления.
Ясно, что одна и та же информация может выступать и как входная и как выходная.
Форма представления информации может быть: текстовая; графическая; табличная.
Под информационной технологией понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники.
Информационные технологии – это технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение (передачу) информации.
Цель информационных технологий – преодоление следующих барьеров, препятствующих распространению информации:
1) непрерывный и все ускоряющийся рост объема информации;
2) коммуникационный – искажения и потери в системах связи;
3) межъязыковой и внутриязыковой – несогласованность терминологии);
4) географический (отдаленность);
5) ведомственный (секретность);
6) рассеяние информации (публикации в журналах и сборниках, тематически не предназначенных для исследуемой области).
Другими словами, цель создания и распространения ИТ – решение проблемы информатизации общества.
Информационные технологии в своем развитии прошли несколько этапов:
· ручной (перо и чернильница);
· механический (пишущая машинка);
· электрический (электрическая машинка, ксерокс);
· электронный или компьютерный.
Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии.
Обеспечивающие информационные технологии – технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач. Они базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается в необходимости приведения различных информационных технологий к единому стандартному интерфейсу.
Функциональная информационная технология – представляет собой такую модификацию обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий.
Информационные технологии различаются по степени их взаимодействия между собой. Они могут быть реализованы различными техническими средствами: дискетное или сетевое взаимодействие,, а также с использованием различных концепций обработки и хранения данных: распределенная информационная база и распределенная обработка данных.