Индуизм 2 страница


Разумеется, в последующие века далеко не вся жизнь страны и народа строилась по принципам религиозного мышления философии упанишад, однако влияние этой философии сказывалось всегда очень сильно. На различных уровнях оно ощущалось по-разному: мистика и метафизика в виде чистых абстракций (адвайта) были доступны лишь восприятию мудрых; для людей средних все эти идеи представлялись в своей теологическо-мифологической модификации (Абсолют сводился к добродетели, освобождение – к раю, абстракции заменялись богами и т.д.); для низшего уровня восприятия были характерны ритуальные предписания, обряды, молитвы, культовые формулы, добродетельное поведение и т.п. Именно широкое массовое восприятие профанированных идей упанишад со временем породило тот индуизм, который стал широко распространенной религией в средневековой Индии.

Однако до возникновения индуизма индийская религиозно-философская мысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных философских систем. Речь идет о шести системах - даршанах, сложившихся на базе философии упанишад и являющих собой своего рода шесть параллельных аспектов развития этой философии. К ним относятся: санкхья (учение о дуалистической структуре мира), йога (созерцательная практика), веданта (учение о Брахмане), ньяя (логика), вайшешика (космология) и миманса (ритуал). Доктрины этих шести систем сформировали общую концепцию религиозного учения индуизма, получившего название астика.

 

САНКХЬЯ («число, перечисление, расчет»). Такое название эта система получила потому, что строится как аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Исходным пунктом метафизики этой системы, созданной на рубеже 8-7 вв. до н.э. мыслителем Капилой, - является учение о наличии следствия в причине, т.е. о реальном превращении следствия в причину. При этом следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Санкхья исходит из признания двух исходных реальностей - безначальных активно взаимодействующих начал: пракрити (первичный материальный субстрат, материя и энергия) и пуруша (духовное начало, порождающее формы материального мира, от атомов до человека). Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пракрити – неисчерпаемая творческая энергия, но лишенная сознания. Воздействие пуруши на пракрити можно уподобить воздействию магнита на металл: духовное начало как бы намагничивает материю, лишенную сознания, и придает ей форму и духовную субстанцию. Это взаимодействие пуруши и пракрити, согласно системе санкхья, и является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира. Оно приводит к вознкновению 25 элементов, сущностей (пуруша, духовная сущность, и 24 таттвы – элементы материи, включающие в себя физические, физиологические и психические начала, такие, как пять чувств, разум-манас, физические элементы и т.п.).

Обилие таттв объясняется тем, что энергия-пракрити в ее первоначальном виде, свободном от воздействия духа-пуруши, сплетена из трех субстанций-сил, свойств, качеств – трех гун, комбинация из которых в различных вариантах и проявляется в феноменальном профаническом мире - это три «нити», из которых соткана вселенная. Первая гуна, саттва, - благое начало, которое создает свет и покой, рождает мудрость и счастье, и ведет к уравновешенности и гармонии; вторая, раджас, - активное и страстное начало, возбуждающее, толкающее к действию и проявляющееся в движении, борьбе и импульсивности; третья, тамас, - начало косное и инертное, оно ведет к лености и глупости и порождает омраченность, неведение, равнодушие и обман. Поодиночке эти гуны не действуют, но при соприкосновении пуруши с пракрити их исконное равновесие нарушается; в недрах пракрити начинается волнение и гуны дифференциируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Посредством трех гун майя влияет на все живые существа и определяет образ жизни, мышления, деятельности и форму существования души, которую она обусловливает. Их взаимодействие с преобладанием того или другого начала в определенной пропорции, проявляется повсюду – в любви и ненависти, в радости и скорби и т.д. Благодаря взаимодействию гун (их соединению и разъединению) происходит творение всех форм духовного и материального бытия, поддержание и уничтожение вселенной, ее новое последующее возрождение и т.д. В совокупности они обозначаются словом прадхана («первопричина»).

Первый продукт их взаимодействия – махат, «великое» (единство), основа всего материального, он же – буддхи, «семя мысли», тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции этого взаимодействия – аханкара (мое, «я»), принцип индивидуальности, самосознания. В зависимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия, как сложный продукт пракрити; соприкасаясь с чувствами, он преобразует неопределенные чувственные восприятия, полученные от органов чувств, в определенные восприятия с конкретной – положительной или отрицательной – оценкой воспринятых объектов), 5 тонких элементов (танматры – потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают 5 материальных элементов – акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала обазуют очень сложную цепь, в которой пракрити – причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры – следствия одних начал и причина других; а чувства и материальные элементы – только следствия.

Особое место в процессе эволюции занимает джива – «я», предполагающее связь чувств с определенным телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия.

Цель и основной смысл философии санкхьи с ее подчеркнуто дуалистической структурой мира сводится к тому, чтобы помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары (земной жизни и перерождений) и кармы, покинуть тела, в которых он заключен, и обрести состояние блаженства и освобождения (мокша). Иными словами, освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из его видимого смешения с «не-я» (тело, чувство, ум), осознание их нетождественности и разъединение пуруши (познающего) и пракрити (познаваемого), что приводит к прекращению эволюционной игры (лилы) и выхода таким образом из цепи перерождений и смертей – «Я» становится бесстрастным по отношению к внешнему миру, и, следовательно, свободным. Сделать это очень нелегко. Для этого необходимо с помощью различных сложных методов и способов отделить пурушу от 24 таттв, с которыми он слит и взаимодействует.

Бытие Абсолюта, согласно учению санкхьи, недоказуемо (Абсолют как первопричина и первотворец только дублировал бы пракрити). Абсолют – это Совершенный Дух, соприсутствующий миру и побуждающий материю творить.

Санкхья выделяет три источника познания бытия: с помощью чувств, логических умозаключений и свидетельства авторитетов.

Сочинения Капилы и его ближайших учеников (Асури, Панчашикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнийшим из сохранившихся источников школы является трактат «Санкхья-карика» Ишваракришны. Из других текстов наиболее авторитетны «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Вачаспати и «Санкхья-сара» Вджнянабхикшу.

Санкхья оказала значительное влияние на другие религиозно-философские системы. Так, йога заимствовала их санкхьи метафизику и теорию познания; много общего с санкхьей у буддизма: учение о страдании и освобождении, цепи причин и следствий, отрицание крайнего аскетизма и т.д. Особое значение санкхьи в истории индийской мысли определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из взаимодействия двух естественных начал. Учением о наличии следствия в причине и тенденций к плюрализму.

 

ЙОГА (соединение, участие, порядок, созерцание). К числу методов и способов, которые позволяют разорвать цепь перерождений сансары и достичь освобождения души (мокши), относятся и те, что впоследствии получили разработку в рамках другой системы – йоги, сформировавшейся примерно на рубеже 4-3 вв. до н.э. и связанной с именем мыслителя Патанджали, автора «Йога-сутры». В «Йога-сутре», так же как и в системе йоги в целом вплоть до последователей практики йоги в наши дни, основная цель та же, что и в системе санкхьи: отделить пурушу от пракрити и тем самым добиться освобождения. «Я» - это чистое сознание, которое отождествляет себя с модификациями ума (читты)

Учение йоги основано на идее Вед о возможности достичь сверхспособностей путем особой аскетической практики, в результате чего обретается «истинное знание».

Онтологию и теорию познания йога разделяет с санкхьей, однако все то, что связано с йогой – в отличие от санкхьи – направлено не столько в область спекулятивных абстракций, сколько в область практической реализации поставленной цели. В этом смысле правы те специалисты, которые отмечают, что «классическая йога начинается там, где кончается санкхья».

Оригинальным достоянием йоги является разработанный этой системой практический путь к освобождению через систематическую тренировку тела и души (внутреннее сосредоточение – самадхи – через непосредственное видение, или переживание). Согласно йоге, как и санкхье, свободная душа связана с физическим телом и т.н. «тонким телом» (ум (манас), эмпирическое «Я», интеллект). «Я» - это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификациями ума (читты). Йога означает прекращение этой зависимости, освобождение «Я». В рамках системы развивается теория модификаций ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты) – трех гун, и определяющих пять уровней духовной жизни:

 

1. рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому (кшипта);

2. притупленное состояние ума (мудха), например, во сне;

3. относительно успокоенное состояние (викшипта);

4. сосредоточение ума на одном объекте – предмете размышления (экагра);

5. прекращение какой-либо деятельности ума (ниродха).

 

Первые три состояния несовместимы с йогой, а два последние открывают к ней путь, поскольку очищают ум от элемента раджас и дают полностью выявиться элементу саттва.

Йога предусматривает три пути к освобожению в зависимости от особенностей того, кто вступает на этот путь: джняна-йога (путь познания), бхакти-йога (эмоциональное приобщение к божеству), и карма-йога (путь активного действия).

Но главное в системе йоги – это практика, методы и упражнения, конечный смысл которых заключается в том, чтобы человек, стремящийся к мокше, научился подавлять и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизненную активность и таким образом воспитал в себе особое, надчувственное сознание, уже подготовленное к встрече с Пурушей, именуемым в рамках этой системы Ишварой (проявленный Брахман, личный теистический Бог, источник всего сущего).

Комплекс практических приемов и методов в системе йоги весьма сложен. Для овладения им требуется выдержка, упорство, аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить весь свой организм, даже его физиологические функции, под начало волевых импульсов, основанных на сложной психотехнике. Вся система самоподготовки и тренировки подразделяется на восемь методов, этапов:

 

1. Воздержание (яма). Быть сдержанным во всем, уметь самоограничиваться в пище, в жизненных удобствах и тем более в страстях: подавление полового инстинкта предотвращает напрасное расходование жизненной силы, нервной энергии и способствует сосредоточенности, умеренности. Соблюдать принцип ахимсы, т.е. не причинять вреда живому.

2. Выполнение предписаний (нияма). Здесь на первый план выходит принцип ахимсы, т.е. отказ от убийства и нанесения вреда всему живому, который во второй половине 1 тыс. до н.э. активно вытеснял древнюю практику кровавых жертвоприношений. Ноне только убийство – любое причинение вреда, даже словом, осуждалось. Выполнять предписания – значило добиться полной гармонии поведения, мыслей и слов.

3. Упражнения для тела (асана). На этом этапе надлежало разучивать различные позы, обеспечивающие условия для сосредоточения, закалять тело, упражнять его, научиться управлять им. Стоит заметить, что все это вело к физической закалке организма – йоги, как правило, не подвержены заболеваниям, их организм долго не стареет.

4. Дисциплина дыхания (пранаяма). Задача в том, чтобы добиться равномерного, медленного и глубокого дыхания, научиться владеть дыханием, задерживать его без ущерба для организма. Мастера йоги, как известно, немало добились на этом пути: вполне достоверны описания временого погребения йогов, лишения их воздуха, заключения в стеклянные гробы на многие дни, даже недели, доведения до почти бездыханного состояния с едва прощупываемым пульсом и последующим пробуждением.

5. Дисциплина чувств (пратьяхара) – последняя из подготовительных стадий, суть которой – в умении отключить свои органы чувств, не реагировать на их внешние раздражители. Обнаженный йог на снежных вершинах Гималаев не должен ощущать холода и неудобств, его рот, глаза, уши должны уметь не ощущать вкуса, не видеть и не слышать, когда он этого пожелает.

6. Дисциплина ума (дхарана). На этой стадии уже вполне подготовленный йог должен овладеть искусством регулировать свое сознание, уметь сосредоточивать свои мысли на избранном предмете или объекте (будь то часть его тела или абстрактный облик божества, того же Брахмана). Это уже первый шаг к состоянию высшей святости, к состоянию слияния с Абсолютом.

7. Созерцание (дхьяна) – второй шаг на этом пути. Сосредоточенная на одном мысль все углубляется, становится все более отвлеченной, иррациональной и в идеале, как считается, доходит до познания реальной первоосновы того иллюзорного феномена, на котором сосредоточена мысль.

8. Транс и экстаз (самадха) – последняя стадия. Если дхьяна достигает цели и созерцающий доходит до состояния транса, абсолютного внутреннего духовного экстаза, то его духовное «Я», его пуруша, освобождается. Состояние самадхи ведет к конечной цели всех усилий йога – к освобождению, к мокше.

 

Последовательное применение этих средств ведет к достижению обоих видов йоги: сампраджнята-йоги - своего рода экстаза, когда ум (читта) полностью входит в объект, принимая его форму и позволяя осознавать объект размышления во всей его полноте и ясности; и асампраджнята-йоги – т.н. «нулевого экстаза», т.е. прекращения всех модификаций ума и психических процессов, когда уже ничего не познается и не мыслится. Оба типа йоги образуют йогу сосредоточения (самадхи-йогу).

Именно в этом, а не в демонстрации своих чудесных возможностей, не в поражении воображения обычных людей смысл всей практики и усилий йога. Йог обычно не старается работать напоказ. Напротив, он избегает этого, т.к. это ведет к утрате его сил и потенций, мешает ему на пути к цели. Все это, однако, никак не исключает того, что не трансцедентные цели, а как раз конкретная практика и достигаемые ею поразительные результаты ныне пользуются немалой известностью и являются образцом для изучения и подражания во многих странах.

Наиболее видными представителями йоги в новое и новейшее время были Вивекананда (19 в., идея интегральной йоги) и Йогананда (20 в.).

 

ВЕДАНТА(конец Вед). Система веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных и емких. Ее основы восходят примерно к 7 в. до н.э., хотя «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра»), приписываемая Бадараяне, а иногда Вьясе, датируется лишь 2 в. н.э., а наибольшую известность эта система и все ее учение получили только в 7 в. н.э. в трактовке и с комментариями знаменитого Шри Шанкара Ачарья (Шанкары). Смысл системы в целом сводится к следующему.

Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира – Абсолютная реальность, Брахмам, Тот. Этот источник – вне качеств и атрибутов, он един и неделим. А коль скоро так, то и духовное «Я» каждого индивида, его Атман, тождественно ему. В то же время это духовное «Я» в веданте не противостоит телу, т.к. в отличие от санкхьи веданта стоит на позиции монизма, т.е. отрицает дуальность мира и не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все – Брахман, причем в рамках этого единого реально существуют лишь сам Брахман и являющиеся его частью духовные монады, «Я» каждого. А тело и даже мысль, как и весь материальный феноменальный мир, мнимы, иллюзорны.

Со временем сформировались три основных направления веданты, которые различались решением вопроса об отношении Брахмана и Атмана: адвайта-веданта Шанкары (последовательный монизм); вишишта-адвайта Рамануджи (ограниченный монизм – признает тождество «Я» и Брахмана, но при их общем тождестве существует множественность реальных душ, наделенных сознанием, и материи, не имеющей сознания; мир создан Брахманом и столь же реален, как и он, т.е. отрицается майя - иллюзорность феноменального мира); и двайта-веданта Мадхвы, придерживавшаяся дуалистической концепции (Душа и мир подчинены Брахману, зависят от него и основаны на нем, но, тем не менее, они не могут быть сведены к божественному Брахману (т.е. рассматриваться как его эманация) или объясняться как иллюзия, майя. Двайта-веданта настаивает на существовании пяти основных различий: 1. Брахмана и индивидуальной души; 2. Брахмана и материи; 3. души и материи; 4. одной души и другой; 5. разных частей материи).

Достижение истинного знания (видья) – знания Брахмана (брахмавидья) предполагает ряд условий: 1. осознания различия между вечным и невечным бытием; 2. отказ от какого-либо материального воздаяния как в этой жизни, так и в будущей; 3. обладание шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешенность, терпение, сосредоточенность, вера); 4. стремление к освобождению.

Итак, Брахман – единственная реальность. Материальная вселенная мнима, она является результатом действия майи, эманации Брахмана. Майя – материальная причина мира, существующая потому, что есть его реальная причина – Брахман с его вечной энергией. Майя активна только благодаря причастности к Брахману, действующему на нее наподобие магнита, который наделяет ее своей имманентной силой. Поэтому мир, созданный майей, хотя и может показаться реально существующим, на деле это не более чем иллюзия. Истинный мудрец за иллюзорностью мнимого феноменального мира всегда видит его реальную сущность, т.е. Брахмана, с которым тождественно и стремится слиться его духовное «я». Только тот, кто осознал эту тождественность, может рассчитывать на освобождение, мокшу.

В веданте возникает и развивается понятие об Ишваре – форме воплощения Брахмана как повелителя явленного мира, его верховной личности. В адвайта-веданте понятие Ишвары связывается с эмпирической точкой зрения, исходящей из реальности мира и предполагающей образ творца, зиждителя, руководителя и разрушителя этого мира, т.е. всемогущего Бога, обладающего многими качествами (сагуна); Шанкара называет его сагуна-брахманом, или Ишварой. Но за пределами эмпирической точки зрения Ишвара исчезает; на трансцедентной точке зрения, отрицающей реальность мира, оно заменяется бескачественным Абсолютом – ниргуна-брахманом.

Ишвара выступает как творческая причина мира во всем его многообразии, и как причина осознания этого мира как реального. Ему приписываются атрибуты всемогущества (магической силой майи Ишвара вызывает все вещи к существованию; он же обладает особой энергией – шакти (энергии, с помощью которой творится мир) и всеведения. Ишвара – обладатель недифференциированной майи (причинная стадия, уподобляемая семени растения), существующей до действительного сотворения мира, но способной к творению. В этом аспекте Ишвара противопоставлен Брахману, обладающему тонко дифференциированной майей (прорастание семени), так и Брахману, обладающему полностью дифференциированной майей (растение во всей его полноте и многообразии) и называемому вайшванарой (также вират). Все эти три имманентных аспекта Абсолюта отличны от его трансцедентного аспекта – чистого сознания-бытия (парабрахман).

Для реализации конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно и материально очищаться, отказываться от желаний и страстей и быть готовым отринуть все во имя великой цели. Познав свой атман, человек достигает покоя, его внутреннее «я» отождествляется с Брахманом. При этом веданта всегда строго отстаивала идеи элитарности (в качестве адептов веданты признавались только принадлежащие к варне брахманов), монизма и высшей реальности Брахмана как основы утверждаемого в веданте единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое, «одно без чего-либо другого»).

Система веданты сыграла ведущую роль в истории индийской религиозно-философской мысли. Ее постороения едва ли не в наибольшей степени (если иметь все шесть даршан) были восприняты в национальной традиции Индии, повлияли на облик индуизма и даже явились одной из духовных основ в период возрождения древних традиций, в эпоху критического переосмысления основ индийской цивилизации (неоведантизм).

 

НЬЯЯ (правило, рассуждения, логика). Основы ньяи заложены «Ньяя-сутрой» Гопамы, очевидно в начале н.э. Ньяя стремилась к критическому истолкованию метафизических проблем. Традиционных для Древней Индии. Исходя из освобождения (мокша) как из конечной цели человеческой жизни, ньяя подчеркивает важность умозрения для познания реальности. Но условия и методы истинного познания могут быть определены только с помощью логики и ее законов. Ньяя признает чеыре самостоятельных источника познания: 1. восприятие (пратьякша); 2. вывод (анумана); 3. сравнение (упамана); и 4. доказательство (шабда). Восприятие связано с органами чувств и может быть внешним (зрение, слух) или внутренним (ум-манас). Вывод (заключение) предполагает сознательное выделение признака данного объекта и содержит три термина (меньший, больший и средний, который их соединяет). Сравнение основано на связи между вещью и ее названием. Доказательство, или свидетельство, относится к познанию невоспринимаемых объектов, исходящему от авторитетных лиц. Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетический аргумент.

Ньяя дала детальную классификацию источников достоверного познания, разработала учение о сверхчувственном восприятии и его трех видах, о типах обычного восприятия (савикальпака – определенное и нирвикальпака – неопределенное), о логической структуре предложения в связи с выводом, и особенно логическую теорию вывода (структура его частей, пятичленный силлогизм, основания вывода, классификация выводов, логические ошибки и т.д.).

Ньяя также разработала оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания. Среди них – «Я» (Атман), отличное от ума (манас) и тела. Связь «Я» с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет «Я» действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греха. Правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как состояние счастья. Освободившееся «Я» выступает как чистая субстанция, уже не связанная с сознанием. Ньяя создала учение об Абсолюте как бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Согласно ньяе, мир создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и эфира-акаши. Мудрость и всеблагость Брахмана помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно, возможностью выбора между добром и злом, через познание самого себя и мира достичь освобождения.

 

ВАЙШЕШИКА (различие, особенность). По своему учению вайшешика близка к ньяе, с которой позднее образовала единую школу, но по происхождению отражает более ранний этап, чем ньяя. Основателем вайшешики считается Канада (или Улука), его сочинение «Вайшешика-сутра» - первое систематическое изложение теории этого направления. Другими важнейшими источниками являются «Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады и труды Удаяны, Шридхары и Валлабхачарьи.

Согласно вайшешике, существуют семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительные – субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая), и одна отрицательная – небытие (абхава). Субстанция представляет собой субстрат качества и действий, но отлична от них. Она выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух и эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая при этом является и субстанцией звука), едины, вечны и всепроникающи, - это пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство.

Субстанция несет в себе качество, которое существует вне ее и не проявляет какой-либо активности; качество определяет природу вещей (вайшешика выделяет 24 качества). Действие понимается как физическое движение пяти видов – вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие0, вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Некоторые действия не воспринимаются (например, ума-манаса). Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса (например, «коровность» - то, что обще всем коровам и существует неависимо от рождения или смерти любой из коров). Всеобщности противоположна категория особенности (вишеша – отсюда и название системы), индивидуализирующая вечные сущности мира, дифференциируя их. Под присущностью (или нераздельностью) понимается понимается нерасторжимая и постоянная связь (целое и его части, качество или действие и субстанция, общее и особенное).

Выдающейся частью учения вайшешики является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физические объекты состоят из четырех видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является Брахман, действующий в соответствии с законом кармы.

В системе вайшешики была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл). Надо отметить, что ни одна из индийских философских систем, кроме вайшешики, не оставила столь глубокий след в теории циклов, или чередования космических периодов сотворения и разрушения. Эти процессы подробно описываются Прашастападой. Когда по исчислению Брахмы проходит 100 лет, наступает время для его освобождения. Чтобы обеспечить отдых для всех живых существ, страдающих в своих скитаниях, у Брахмана-Абсолюта (которого не следует смешивать с Брахмой) возникает желание вновь пересоздать все созданное. Появление этого желания означает прекращение действия невидимых тенденций (адришта) всех душ, которые являются причиной деятельности тел, органов чувств и вещественных элементов. Тогда по велению Брахмана в сочетаниях душ и материальных атомов наступает распад атомов, составляющих тела. При распаде атомов разрушаются и составленные из них вещи. Это вызывает последующее разрушение одной за другой мельчайших материальных субстанций - земли, воды, огня и воздуха. Атомы остаются изолированными, как и души, несущие в себе возможности своих прежних добродетелей и пороков. Наступает пралая – растворение Вселенной в небытии.

После этого в целях испытания живых существ у Брахмана возникает желание начать созидание. По его воле атомы воздуха приходят в движение, вызываемое их соединением под влиянием невидимых тенденций, которые начинают действовать во всех душах. Атомы воздуха сочетаются в диады и триады и, наконец, образуют Воздух; вскоре появляется Вода, затем Земля и в конце концов Огонь. Простым повелением Брахмана (абхидхьянаматрат) из атомов земли и огня образуется космическое яйцо, и в нем Брахман творит мир и Брахму, которому и поручается дальнейшая работа творения. Брахма является высочайшей ступенью иерархической лестницы я и занимает этот пост так долго, как это приличествует его достоинству. Мир в целом не является делом рук Брахмы, равным образом и его разрушение не является автоматическим следствием того, что исчерпывается его могущество. Этим заведует Брахман-Абсолют. Брахме присущи высочайшие степени познания, беспристрастия и могущества, он создает своих духовнорожденных сыновей – Праджапати, Ману, богов, отцов, пророков, четыре варны и все другие живые существа с соответствующими им возможностями восприятий. Три бесконечно большие неизменные субстанции - пространство, время и акаша - не подвергаются действиям процессов творения и разрушения. Полностью уничтожить вселенную, как и создать ее заново абсолютно из ничего - невозможно. Всякая Вселенная представляет собой лишь одну из бесчисленных систем. Мир создан для того, чтобы дать возможность душам, наделенным сознанием, испытать свою долю блаженства соответственно своим заслугам. Т.о., Вселенная есть осуществление потенциальной добродетели живых существ, она создается их деятельностью и для их испытания. Высшим существом во Вселенной всегда является Брахма; и вся Вселенная существует для его опыта. Но поскольку все достоинства любого предмета достижимы и, следовательно, имеют как свое начало, так и конец, то даже достоинства Брахмы также не беспредельны. Когда они исчерпываются, то наступает конец Вселенной. Однако при этом остаются «неиспользованные остатки» переживаний других народов, что позволяет Брахме творить ее вновь. Когда же достоинства одного Брахмы исчерпываются до конца, то на престол вступает другой Брахма и занимает его место в этой иерархии. Значит, Вселенная имеет в лице Брахмы своего предшественника и своего преемника, и это течение продолжается во веки веков.