Программное обеспечение


Многоцелевое использование;

Интегральность

Самоконтроль.

Регламентность.

Экономичность

Соответствие.

Внутренняя Внешняя

По стадиям образования:

Первичная Вторичная.

В зависимости от участия экономической информации в функциях управления:

плановая; оперативно-учетная; нормативно-справочная отчетно-статистическая.

(ЭИС - совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Принципы построения и функционирования ЭИС:

6. адаптивность.

Классификация ЭИС

С функциональной точки зрения: системы обработки данных, автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы.

По способу распределения вычислительных ресурсов выделяются локальные и распределенные ЭИС.

По характеру работы или степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений ЭИС можно разделить на: управляющие административно-организационные

По степени автоматизации ИС классифицируются:

1. ручные ИС

2. автоматически

3. автоматизированные

По характеру использования информации ИС классифицируются:

1. информационно-справочные системы

2. информационно-решающие системы

 

По сфере применения ИС классифицируются:

ЭИС организационного управления

ИС управления технологическими процессами

ИС автоматизированного проектирования

интегрированные

 

Управление – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживающая режимы деятельности, реализацию их программ и целей.

Система - совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

Система управления – система, реализующая функцию управления.

1) восприятие информации от источника;

2) преобразование (например, преобразование в табличную форму);

3) передача (например, своему непосредственному руководителю);

4) обработка (например, начисление зарплаты, вычисление суммы удержания);

5) хранение (подшить в нужную папку, сохранить файл в нужной папке);

6) тиражирование (размножение);

7) распространение (определить кому и разослать).

 

 

Бизнес-процесс – это организационно-производственный процесс, т.е. логические серии взаимосвязанных действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или Услуга.

 

Офисэто учреждение, на входе и выходе которого не материальные изделия, сырье, полуфабрикаты, инструменты, комплектующие, а «бумаги», являющиеся:

§ письмом или заключением

§ договором с некоторым юридическим или физическим лицом

§ распорядительным или учетным документом,

 

Традиционный офис представляет собой сравнительно небольшой сложившийся коллектив лично знающих друг друга людей с достаточно широким кругом обязанностей.

Производственный офисхарактеризуется большими объемами однотипной работы, ее строгой формализацией, выделением специализированный функций, подробным распределением труда, централизацией вспомогательной работы и ее организацией по поточному принципу

Электронный офисвоплощает концепцию всестороннего использования в офисной деятельности средств вычислительной техники и связи при одновременном сохранении и усилении преимуществ традиционных и производственных офисов.

Фазы развития организации:

1. Рождение организации. На этом этапе главной целью является выживание в конкурентной среде, основной задачей – выход на рынок.

2. Детство и юность. Главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост за счет жесткого руководства. Основная задача – укрепление и захват части рынка. Дальнейшее развитие организации приводит к все более тесной привязке ее системы документооборота к конкретным бизнес-процедурам, являющимся элементами бизнес-процессов.

3. Зрелость. Главная цель – систематический сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа а счет децентрализации руководства (делегирования полномочий). Основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов.

4. Старение. Главная цель – сохранение достигнутых результатов за счет координации действий. Основная задача – обеспечение стабильности.

5. Возрождение. Главная цель – обеспечение активизации деятельности по всем направлениям. Наиборльший эффект на данной фазе достигается за счет внедрения научной организации туда.

 

АИС - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Классификации АИС

1) по сфере функционирования объекта управления:

· промышленность;

· сельское хозяйство;

· транспорт;

· связь;

· торговля;

· образование и т.д.

2) по видам процессов управления:

· АИС управления технологическими процессами

· АИС организационного управления объектом

· АИС научных исследований;

· обучающие АИС.

3) по уровню в системе государственного управления:

· отраслевые

· территориальные

· межотраслевые

4) по уровню автоматизации:

Техническое обеспечение

 

Информационное обеспечение - совокупность проектных решений по объёмам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС.

Лингвистическое обеспечение- совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствам вычислительной техники.

Математическое обеспечение- совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач АИС и при проектировании АИС.

Организационное обеспечение - комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях проектирования и функционирования АИС.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС.

Методическое обеспечение - совокупность инструкций, описывающих правила эксплуатации и модернизации средств АИС.

Технологическое обеспечение - совокупность подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением компьютеров и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Эргономическое обеспечение - совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС и АИТ.

АРМ –совокупность информационных, программных и технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

 

Множество известных АРМ может быть классифицировано

- функциональная сфера использования

- тип используемой ЭВМ

- режим эксплуатации

- квалификация пользователей

 

Управляющая подсистема осуществляет функции управления, устанавливает общие цели функционирования экономического объекта в целом и подцели – для его подразделений.

Информационные системы разнообразны и могут классифицироваться

По уровню в системе государственного управления:

· Отраслевая

· Территориальная

· Межотраслевая

В зависимости от сферы функционирования объекта управления:

· информационные системы промышленности

· информационные системы транспорта

· информационные системы торговли и другие

По виду процессов управления:

· информационные системы управления технологическими процессами

· информационные системы организационного управления

· информационные системы управления организационно-технологическими процессами

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов:

· автоматические

· автоматизированные

·

Модель – это образ реального объекта, отражающий существенные свойства этого объекта и замещающий его в ходе исследования.

· материальной (образец, макет)

· идеальной (схема, график, описание, программа)

Математическая модель – формализованное описание объекта в виде математических соотношений (функций, уравнений, неравенств, их системы).

Моделирование – способ исследования объекта, который предполагает его замещение моделью, исследование модели, а затем перенесение результатов исследования на реальные объекты.

Особенности экономики как объекта моделирования:

1.экономические процессы обычно рассматриваются во времени

2.на экономический объект в значительной степени влияют внешние факторы

3.элементами экономических систем являются люди, поведение которых трудно формализуемо

4.в экономике действуют случайные факторы, некоторые параметры бывают неопределенны

5.большое количество параметров, которые описывают систему

6.массовый характер экономических явлений – требуется огромное число статистических данных для выявления закономерностей

7.в экономике сложно проводить управляемые эксперименты

 

По общему целевому назначению:

· прикладные модели – применяются в решении конкретных экономических задач

· теоретико-аналитические – используются при изучении общих свойств и закономерностей

По учету фактора времени:

· статические модели, в которых все зависимости отнесены к одному моменту времени

· динамические – описывающие экономические системы в развитии во времени

По типу математического аппарата, используемого в модели:

· модели математического программирования

· сетевого планирования и управления

· теории игр

· модели массового обслуживания

· имитационные модели

По степени агрегирования объектов моделирования:

· макроэкономическое – отражают функционирование экономики как единого целого

· микроэкономические – связаны с такими звеньями экономики, как организации и фирмы

По учету фактора неопределенности:

· детерминированные – модели объектов, состояние которых однозначно определяется через параметры, входную информацию, начальные условия

· вероятностные (стохастические) – модели, которые зависят от случайных факторов

· модели с элементами неопределенности – используются для моделирования ситуаций, когда для определенных факторов невозможно собрать статистические данные.

 

Этапы моделирования:

1.Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ:

· Формулируют сущность проблемы, определяют предпосылки и допущения, принимаемые в задаче

· Выделяют важные свойства моделируемого объекта, изучают его структуру

· Выдвигают предварительные гипотезы, объясняющие поведение объекта

2.Формализация задачи и построение математической модели:

· Из числа известных типов модели подбирают наиболее подходящие данной задаче

· Уточняется перечень параметров и переменных задачи

· Определяются ограничения на них

· Формализуется связь между ними в виде конкретных математических зависимостей

3.Анализ модели и выбор метода решения математической задачи, составляющей основу модели

4.Подготовка исходной информации:

· Проводится сбор данных

· Организуется выборочное обследование экономических объектов

· Оценка достоверности данных

· Используют метод теории вероятности и математической статистики

Недостающие исходные данные подбирают путем многовариантных расчетов.

5.Численное решение ля конкретных исходных данных

6.Проверка адекватности и качества моделей. Проверяется соответствие модели эмпирическим (статистическим) данным. Совершенствуется форма модели, уточняется набор объясняющих ее переменных.

7.Использование модели – результаты моделирования переносят на реальный объект и разрабатывают конкретные рекомендации по решению практических задач.

Цели моделирования:

· Анализ экономических объектов и процессов, оценка их эффективности

· Экономическое прогнозирование – предвидение развития экономических процессов

· Выработка оптимальных управленческих решений