Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка.


Первичный патронаж новорожденного

Цель – контроль за состоянием здоровья новорожденного и его мамы. Задачи: Выявление проблем новорожденного, связанных с основными жизненными потребностями (дышать, есть, спать, выделять, быть чистым и защищенным); выявление проблем мамы, связанных с ребенком. Определение помощи в решение этих проблем.

Из роддома передается телефонограмма в детскую поликлинику о выписке новорожденного. Участковый педиатр и участковая медсестра должны посетить его на следующий день после выписки – первичный патронаж новорожденного. Они осматривают новорожденного, знакомятся с «выпиской из истории новорожденного», дают советы по уходу и вскармливанию, организации прогулок. Медсестра обучает маму проведению гигиенической ванночки новорожденному, уходу за пупочной ранкой, обучает пеленанию.

При проведении первичного патронажа здорового новорожденного могут возникнуть следующие, наиболее часто встречающиеся проблемы. У ребенка: срыгивание, связанное с нарушением правил кормления; переходные состояния; беспокойство, связанное с недокормом, перегреванием, метеоризмом. У мамы: со стороны молочных желез уплотнение, трещины, ссадины сосков; волнение, беспокойство, связанные с дефицитом знаний и информации о анатомо-физиологических особенностях ребенка, его состоянии, о правилах ухода, с дефицитом навыков по уходу за ребенком.

Нервная система.– головной мозг у новорожденного относительно велик(1/8 массы тела, у взрослого 1/40); - мозговые извилины, борозды развиты недостаточно; - нервных клеток столько же, сколько у взрослых, но они плохо связаны друг с другом, т.к.имеют мало отростков; - ткань мозга богата водой, мало белковых веществ; - головной мозг богат кровоснабжением; - повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера; - спинной мозг у ребенка более сформирован; - спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3-4 поясничного позвонка). Спинномозговая пункция проводится ниже, чем у взрослого. – с момента рождения ребенок имеет ряд безусловных рефлексов, которые осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде (сосательный, мигательный, мигание глаз и др.); - у новорожденного есть ряд примитивных рефлексов, которые называют физиологическими; наличие этих рефлексов и их исчезновение после определенного срока является признаком нормального развития; их сохранение после определенного срока или их повторное появление является патологическим признаком; - на базе безусловных рефлексов у ребенка происходит выработка условных рефлексов (т.е. формируется 1 сигнальная система), затем начинает формироваться и 2 сигнальная система; - несовершенство терморегуляции (ее лабильность). Температура воздуха в палате должна быть 22-23 градуса. Безусловные рефлексы- простейшие "автоматические" действия, контролируемые более примитивными центрами головного и спинного мозга. Хоботковый рефлекс- выпячивание губ малыша в виде своеобразного "хоботка" в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.
Поисковый рефлекс Куссмауля.Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно "искать" материнскую грудь: при этом нижняя губа опускается, "тянется" в сторону раздражителя, туда же отклоняется и язык малыша. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы в сторону раздражителя. Сосательный рефлекс –если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.
Рефлекс ползания Бауэра - Будучи выложенным на живот и почувствовав приставленные к его подошвам ладони взрослого, малыш постарается оттолкнуться от них, как от опоры. И продвинется вперед.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы Если придать телу новорожденного вертикальное положение и обеспечить соприкосновение подошв его стоп с горизонтальной твердой поверхностью, то малыш выпрямит ножки и будет "стоять". Если же "стоящего" таким образом новорожденного несколько наклонить вперед, сместив центр тяжести тела, то малыш тут же начинает "переступать" ножками - это и есть автоматическая ходьба.
Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона– ребенок захватывает вложенные пальцы взрослого ему в ладонь. Иногда такой захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за предложенные пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).
Рефлекс Галанта выражается в изгибании спинки новорожденного в ответ на тактильное раздражение его кожи в паравертебральной области в направлении от шеи к ягодицам. Малыш при этом выгибает спину, образуя дугу, открытую в сторону раздражителя.
РевфексПереза. Проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подущечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша. От копчика к шее. Обычно в ответ на такое раздражение ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и... плачет.
Рефлекс Моро - хлопок ладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременно на расстоянии 15 см справа и слева от его головки; внезапным пассивным разгибанием ножек лежащего ребенка; приподниманием нижней половины его туловища за выпрямленные ноги. Реакция малыша на эти раздражения протекает в две фазы: сначала ребенок резко отводит ручки в стороны, одновременно раскрывая кулачки, затем - как бы охватывает себя руками. Рефлекс Бабинского –штриховые раздражения подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.

Развитие 1 сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Вкус –достаточно развит. Ребенок различает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие).
Обоняние –развито хуже. Различает только резкие запахи.
Слух –слышит. Уже в период новорожденности ребенок при звуке колокольчика перестает двигаться и замирает. На сильные звуки реагирует вздрагиванием. Зрение –видит с периода новорожденности. Нередко бывает косоглазие и нистагм (исчезает к ½-1 месяца).

Кожа и подкожно-жировая клетчатка. –эпидермис рыхлый, легкоранимый; - базальная мембрана недоразвита, не имеет «шипов», поэтому связь между эпидермисом и дермой очень слабая, легко происходит отслойка эпидермиса. Этим обусловлены частые кожные заболевания новорожденного, во многих случаях связаны с образованием пузырей. – Дерма – собственно кожа: богато васкулеризирована, сальные железы хорошо развиты, выделяют много секрета, потовые железы сформированы к рождению, но выделительные протоки их развиты плохо. – Волосы не имеют сердцевины, поэтому мягкие – пушковые, заменяются новыми с 1,5 месяцев. - Подкожно-жировой слой развит обильно, чем объясняется округлость формы, глубокие складки. Слабее всего подкржно-жировой слой развит на животе. - Защитная функция кожи несовершенна, поверхностные слои тонкие, нежные, легкоранимые. - Терморегуляционная функция недостаточная. Ребенок быстро охлаждается. – Дыхательная функция кожи развита хорошо (роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи, легочный аппарат ребенка еще не совершенен). – Выделительная функция хорошо развита (роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи). – Витаминообразующая функция играет важную роль. Под действием УФ лучей образуется витамин Д.

Мышечная система.У детей первых месяцев жизни тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей – поза новорожденного ребенка (лежит с согнутыми руками и ногами). Сила мышц у ребенка слабая.

Костная система.– волокнистое строение; - богато водой, бедна минеральными солями; - кости мягкие, непрочные, поэтому легко искривляются, поэтому необходимо следить за правильным пеленанием, недолжно быть давящей одежды, правильно класть ребенка в кроватку (деформация головы). – богато васкулеризирована – развитие гематогенного остеомиелита. - между эпифизом и диафизом трубчатых костей имеется хрящевая пластинка – зона роста (метафиз). – голова относительно больших размеров (составляет ¼ длины тела, у взрослого – 1/8). Окружность головы при рождении 34-36 см. – Швы черепа открыты, поэтому кости легко смещаются. – Имеются роднички (это соединительно-тканные мембраны на стыке костей). Различают: Большой родничок – передний – расположен между теменными и лобными костями, ромбовидной формы. Размер в поперечнике в норме до 3 на 3 см. Закрывается к 12-15 месяцам. Малый родничок- задний. Расположен между теменными и затылочными костями. Треугольной формы. После рождения открыт только у 25% малышей. Закрывается к 3 месяцам. Боковые роднички могут быть открыты только у недоношенных. – Позвоночник у новорожденного не имеет изгибов. Шейный лордоз образуется в 2 мес (ребенок начинает держать голову); грудной кифоз образуется в 6 месяцев (ребенок начинает сидеть); поясничный лордоз – в 11-12 месяцев (ребенок начинает ходить). – Грудная клетка цилиндрической формы (до 6мес) или усеченного конуса. При рождении окружность грудной клетки 32-34 см. Ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. – Таз в основном представлен хрящевой тканью, отличается малой вместимостью, нет половых различий (в размерах). – Зубы – ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов. – Конечности искривлены у новорожденного ребенка, это связано с гипертонусом мышц сгибателей (до 3-4 мес).

Дыхательная система -слизистые оболочки всех отделов дыхательной системы ранимые, богато васкуляризированы, сухие; - Нос – носовые ходы маленькие, узкие, короткие, нижний носовой ход отсутствует, поэтому незначительное заболевание вызывает закупорку носовых ходов. Добавочные полости – развиты слабо или отсутствуют, поэтому у детей грудного возраста синусит практически не наблюдается. – Глотка – узкая. Евстахиева труба, соединяющая глотку со средним ухом, короткая, широкая, поэтому секрет легко проникает из носоглотки в среднее ухо и развивается отит. – Голосовая щель – прикрывает вход в гортань. Она узкая, голосовые связки короткие. Подсвязочное пространство рыхлое, поэтому быстро развивается отек, из-за чего у детей часто развивается стенозирующий ларингит. – Гортань – длинная, воронкообразной формы, хрящи нежные, податливые. – Трахея – узкая, хрящи мягкие, податливые, фиксирована слабо. – Бронхи – узкие. Правый бронх является продолжением трахеи, широкий, поэтому инородные тела необходимо искать именно здесь. – Легкие – богаты соединительной тканью, малоэластичны. Легкие маловоздушны, полнокровны. Легко возникает застой в легких, создаются условия для воспаления. По мере роста увеличивается объем альвеол, уменьшается количество соединительной ткани, образуются эластические волокна. – Плевра – в грудном возрасте тонкая, плевральная полость легкорастяжимая, из-за этого происходит быстрое смещение органов средостения. – Диафрагма – расположена относительно выше, чем у взрослого, сокращения ее слабые, поэтому грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха. – Дыхание поверхностное (ребра расположены горизонтально, диафрагма расположена высоко, сокращения ее слабые, мышечная система слабо развита, а следовательно, слабо развиты и дыхательные мышцы, легкие малоэластичные, плотные). – ЧДД у новорожденного 40-60 в минуту. – Ритм дыхания неустойчивый, т.е.неравные паузы между дыхательными движениями, поэтому дыхание у ребенка необходимо считать строго за минуту. – Тип дыхания до года – брюшной.

Сердечно-сосудистая система - При рождении наступает разделение большого и малого кругов кровообращения. – Сердце у новорожденного относительно велико. – Положение сердца поперечное (лежит на диафрагме). – Просвет сосудов у новорожденных и детей раннего возраста – широкий. Артерии : вены = 1:1, а у взрослого = 1:2. – Пульс частый, т.к. превалирует влияние симпатической нервной системы. Чем меньше ребенок, тем чаще пульс (у новорожденного 120-140 в мин), пульс у ребенка аритмичный, поэтому подсчет пульса производится строго за 1 минуту. – АД у ребенка ниже, чем у взрослого, у новорожденных максимальное давление 70-74 мм рт ст.

Система пищеварения- В период новорожденности аппарат пищеварения приспособлен лишьдля усвоения грудного молока. – Слизистая оболочка всех отделов пищеварительного тракта ранима, богато васкуляризирована, сухая, т.к. слизистые железы слабо развиты. Активность ферментов жкт снижена. – Полость рта – в ротовой полости ребенка раннего возраста есть приспособления для акта сосания: валикообразные утолщения на деснах, складчатость слизистых губ, комочки Биша (жировые комочки в толще щек). – Слюнные железы у новорожденного слабо развиты, поэтому мало слюны. – Пищевод – относительно длиннее, чем у взрослого, мышечный слой слабо развит. – Желудок у детей первого года расположен вертикально, когда ребенок начинает ходить принимает горизонтальное положение; кардиальный сфинктер (вход в желудок) развит слабо, пилорический сфинктер (выход из желудка) хорошо развит, поэтому у ребенка могут быть частые срыгивания после кормления (надо подержать вертикально 5-10 минут). – Кишечник – длина относительно больше, чем у взрослого; хорошо проницаем для токсинов, микробов (из-за чего быстро развивается токсикоз при желудочно-кишечных заболеваниях). Кишечник новорожденного стерилен до первого кормления. Затем он заселяется микробами. При естественном вскармливании в основном бифидобактериями, при искусственном – кишечной палочкой (непатогенной). – Стул – в течение первых дней (12-72 ч) густая темно-зеленая масса – меконий. Затем переходный стул. С 4-5 дня нормальный: на естественном вскармливании 4-5 раз в сутки, кашицеобразный, желтого цвета, с кисловатым запахом; при искусственном вскармливании стул 2-3 раза в сутки, густой кашицей, желтого цвета, с гнилостным запахом. – Печень – самый крупный орган ребенка, занимает ½ объема брюшной полости. У детей до 7 лет печень выступает из подреберья на 1-2 см. Печень ребенка функционально незрела.

Система мочевыделения- Почки – имеют дольчатое строение, т.е. эмбриональное строение (исчезает к 2 годам), концентрационная функция их снижена, поэтому удельная плотность мочи ниже, чем у взрослого (до 2 лет – 1003-1005, после 2 лет – 1009-1016). – Мочеточники – относительно широкие и более извитые, чем у взрослых, мышечный слой их развит слабо, отсюда гипотония мочеточников. – Мочевой пузырь – расположен выше (в надлобковой области), поэтому его можно прощупать, мышечный слой развит слабо. – Мочеиспускательный канал – у девочек короче (0,8-1 см), чем у мальчиков (5-6 см), количество мочи до 10 лет определяется по формуле: Д сут = 600+100(П-1), где П –число лет, и чем моложе ребенок, тем число мочеиспусканий больше. У новорожденного 20-25 р/сут, у взрослого 4-7 р/сут. Количество мочи у новорожденного при каждом мочеиспускании 10-50 мл.

Система кроветворенияСистемакроветворения включает: красный костный мозг, печень, селезенку, лимфатические узлы и другие лимфоидные образования. Красный костный мозг находится во всех костях до 4 лет. Затем он сохраняется только в плоских костях: ребрах, грудине, телах позвонков.

Возрастные показатели общего анализа крови (ОАК)

Возраст Эритроциты Гемоглобин Лейкоциты Тромбоциты СОЭ
Н/р 5-7 *10в 12/л 170-240 г/л 20*10в9/л 200-300*10в9/л 2-3 мм/ч
Грудной 4,0*10в12/л 110-120 г/л 10*10в9/л 3-5 мм/ч
Старший 4,5*10в12/л 130-140 го/л 4-6*10в9/л 5-10