Основные закономерности роста и развития человека.


Физическое развитие –состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. Физическое развитие детей и подростков характеризуется комплексом соматометрических, соматоскопических, функциональных, физиометрических показателей.

Соматометрические показатели (основные, наиболее часто используемые) – длина и масса тела, окружность грудной клетки.

Соматоскопические показатели – форма грудной клетки, спины, стоп; осанка; состояние мускулатуры; жироотложение; эластичность кожи; половое созревание.

Функциональные, физиометрические показатели- жизненная емкость легких (ЖЕЛ), силы сжатия кистей рук.

 

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами:

 

1. Неравномерность темпов роста и развития.Процессыроста и развития протекают непрерывно, но их темп нелинейно зависит от возраста: чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития на этапе созревания является общей закономерностью. Но встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим выделяют хронологический и биологический возраст ребенка.

Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (годы, месяцы, дни).

Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития.

Индивидуальные изменения темпа роста и развития ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому.

Критерии биологического возраста: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструаций, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10-12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции. Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе роста меняются пропорции тела, и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого и коротокотуловищного. Интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходят непараллельно. Существует определенная очередность роста и развития тех или иных структурных образований и функций. В период интенсивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию специфических факторов; в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций - к речевому общению; в период развития моторики – к двигательной активности.

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания – девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек.

4. Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Надежность биологической системы базируется на избыточности элементов управления, дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции, совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства, динамичности взаимодействия звеньев системы. Примеры: в 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью – способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 0,33 атм. Природой предусмотрено дублирование многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха).

5. Генетическая обусловленность роста и развития. Рост ребенка – программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем. Проявление генной регуляции – способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).

6. Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей оказывают влияние факторы внешней среды:

- состояние атмосферного воздуха

- состав питьевой воды

- величина солнечной радиации

- другие факторы

7. Акселерация роста и развития. Ускорение. В результате акселерации у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста. Однако в последнее время темп акселерации замедляется. Есть основания думать, что акселерация не только приостанавливается, но и идет вспять, наблюдается децелерация.