ВВЕДЕНИЕ


Налоговая система цивилизованного государства традиционно строится на основании четырёх принципов, сформулированных А. Смитом еще в 1776 г.: определенности, справедливости, удобности и экономии.

Налоговая система современной России одна из самых молодых и динамично развивающихся в мире. Это обусловлено особенностями исторического наследия экономической системы государства, приемницей которого стала Россия. Фактически 20 лет назад на мировой арене появилось государство, имеющее многовековую историю и сыгравшее в мировой истории как минимум одну весьма интересную роль - экспериментальной площадки строительства социализма, при этом не обладающее институтами, способными обеспечить финансовый суверенитет государства.

В связи с этим формирование налоговой системы стало определяющим фактором в перестройке финансовой системы обновленного государства. Налоговая история развитых стран исчисляется сотнями лет, у России в силу особенностей историко-экономического развития этого времени не было, поэтому в основу формирования налоговой системы как базиса бюджета были положены классические принципы, сформулированные А. Смитом, и использованы все самые передовые достижения мировой налоговой теории и практики. Однако на реализацию декларируемых принципов требуется время. Таким образом, в течение 20 лет в процессе практической реализации этих принципов исполнительная власть в рамках поступательного движения направляла законодательную власть в русло корректировки тех нормативно-процессуальных норм, которые бы позволили быть реализованными всем четырем принципам.

В результате появился кодифицированный нормативный акт, который устанавливает налоговые обязательства налогоплательщика перед государством, учитывая возможности, которые позволяют ему исполнить эти обязательства максимально удобно для себя, с учетом того, что обязательства соответствуют его экономическому положению в обществе.

Фактически первые три принципа - это принципы, определяющие основные правила, которые позволяют налогоплательщику исполнять свои обязательства перед государством, лишь последний четвертый принцип - это принцип, закладывающий основу налогового администрирования на государственном уровне. Принцип экономии предполагает, что затраты на сбор налогов не должны превышать сумму собранных налогов. В ТО же время налогоплательщики, даже понимая действие первых трех принципов и свою обязанность уплачивать налоги, не всегда психологически готовы в отсутствие контроля исполнять свои обязанности по уплате налогов в полном объеме.

В связи с этим возникает необходимость разработки такой системы налогового управления в государстве, которая позволила бы контролировать процесс аккумуляции налоговых доходов государства и имела максимально прозрачную структуру. Совершенствование этого процесса было запущено после приведения налоговой системы России в состояние стабильности, окончательного формирования перечня действующих налогов, определения элементов этих налогов, механизма их исчисления. Таким образом, вопросы налогового контроля имеют на сегодняшний день важное значение для обеих сторон, участвующих в налоговых отношениях, - государства и налогоплательщика.

Цель настоящего пособия - помочь студентам разобраться в механизме действия налогового контроля. Понимание системы налогового контроля важно как для будущего работника налоговых органов, так и для налогоплательщика, вне зависимости от того, является ли налогоплательщик физическим лицом, либо представителем юридического лица в виде собственника, управленца или сотрудника.