Процесс принятия управленческого решения


Тема 7: Управленческие решения

Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации анализируют реакции человека на мотивирующие факторы, т. е. на то, что заставляет его направлять усилия на достижение различных целей.

Теория ожидания (К. Левин, В. Врум и др.) основана на том, что наличие потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого.

При этом ключевую роль играет полнота реализации трех факторов:

ü дополнительно затраченные усилия должны обеспечивать получение ожидаемого результата;

ü за полученный результат должно быть обеспечено ожидаемое вознаграждение;

ü реально полученное вознаграждение должно соответствовать (быть валентным) ожидаемому.

Согласно теории постановки целей (Э. Лок, Т. Райен и др.), поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. При этом уровень исполнения работы зависит от четырех характеристик целей:

· сложности (степень профессионализма и уровень исполнения, необходимые для ее достижения);

· специфичности (количественная ясность цели, ее точность и определенность);

· приемлемости (степень, до которой человек воспринимает цель как собственную);

· приверженности (готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели).

Теория равенства (основатель С. Адаме) исходит из того, что в процессе работы человек сравнивает оценку собственных действий с оценкой таких же действий других людей. И если при этом человек обнаруживает, что недовознагражден, у него возникает чувство неудовлетворенности, и он может сократить затраты труда, предпринять попытку увеличить вознаграждение, потерять уверенность в себе, покинуть организацию и т. д. Все последствия недовознаграждения отрицательны.

В соответствии с теорией партисипативного управления, если человек заинтересованно принимает участие во внутриорганизационной деятельности, он получает от этого удовлетворение, работает лучше, с большей отдачей.

 

 

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель управленческого решения – обеспечить движение к реализации ^поставленных перед организацией задач.

Стадия 1. Признание необходимости решения:

- восприятие и признание проблемы

- интерпретация и формирование проблемы

- определение критериев успешного решения проблемы

Стадия II. Выработка решения:

- разработка вариантов решения

- оценка вариантов

- выбор вариантов решения

Стадия III. Выполнение решения:

- организация выполнения решения

- анализ и контроль выполнения решения

- обратная связь и корректировка

Требования к управленческим решениям:


P выполнимость

P своевременность

P оптимальность

P законность

P полномочность

P справедливость

P непротиворечивость

P простота

P краткость

P ясность изложения


Характеристики управленческих решений:

· временной горизонт

· обратимость

· эффект воздействия

· периодичность

· соответствие «ценностям»

Виды управленческих решении:

- по степени новизны - запрограммированные, незапрограммированные

- по подходам к принятию – интуитивные, основанные на опыте, рациональные

- по масштабам воздействия – общие, частные

- по времени действия – стратегические, оперативные

- по прогнозируемым свойствам – с определенным результатом, с вероятным исходом

- по количеству критериев – однокритериальные, многокритериальные

- по направлениям воздействия – внутренние, внешние

- по глубине воздействия – одноуровневые, многоуровневые

- по способу принятия – индивидуальные, коллективные