Профессии, связанные с изобразительной деятельностью (облицовщик, модельер)
Человек – художественный образ
Примеры профессий.
1.Тексты на родном и иностр. языках обрабатывают:
корректор, техн. редактор, делопроизводитель, наборщик, телеграфист.
2.Искусственные языки являются основным предметом труда для программистов, операторов ЭВМ, математиков, ученых – теоретиков.
3.Цифры, таблицы, деньги – предмет труда экономистов, бухгалтеров, кассиров.
4.Чертежи, схемы, карты составляют чертежники, конструкторы, закройщики, разметчики, топографы, картографы, геодезисты.
5.Со звуковыми сигналами работают радисты, стенографисты, телефонисты.
Распределение профессий «Ч – З» в системе учебных заведений.
Вузы | Экономист-бухгалтер, аудитор | экономист | Инженер-экономист | Редактор массовой литературы | Геофизик | Географ, картограф, геодези | Метео-ролог, гидро-лог | |
Техникумы | Бухгалтер, кредитный инспектор | Програм-мист, техник - математик | Эконо-мист, плановик | Корректор книг и журналов, технич. редактор | Техник – топограф, техник - геодезист | |||
СПТУ, УПК | Кассир-контролер, оператор почтовой связи | Оператор ЭВМ | Корректор – наборщик, машинист-ка – стенографи-стка | Топограф, Чертеж-ник - картограф | Размет-чик, чер-тежник | Телегра-фист | ||
Объекты: художественные образы, условия их построения. Примеры: архитектор, дизайнер, скульптор, реставратор, искусствовед, разрисовщик ткани, кружевница, гончар, огранщик, эмальер, ретушер (стр.95 ПСШ)
ПОДТИПЫ:
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Для ориентировки в мире профессий полезно различать их по характеру необходимого образования.
Карту мира профессий можно представить в следующем виде.
Типы необходимого проф. образования | Типы профессий (по главному предмету труда) | ||||
П природа | Т техника | Ч человек | З знак | Х худ.обр. | |
Обучение в среднем ПТУ или непосредственно на производстве | |||||
Обучение в техникуме, училище | |||||
Обучение в институте, университете, академии |
Цель труда.
В зависимости от цели труда все профессии можно разделить на три группы.
1. Гностические профессии. (От древнегреческого «гнозис» - знание, познание). Это такая группа профессий, где нужно что – то узнать, оценить, распознать, проверить, в чем – то разобраться. Эти профессии можно встретить в любом из пяти типов профессий. Например, сортировщик, приемщик, контролер, дефектоскопист, ревизор, инспектор,
инженер по Т. Б., нормировщик, театральный критик и др.
Подклассы гностических профессий:
1. классифицировать;
2. оценивать;
3. исследовать.
2. Преобразующие профессии. Под преобразованием будем понимать любое воздействие на предмет труда с целью изменения его свойств или положения в пр – ве, а также с целью активного сохранения его свойств , состояний в определенных пределах.
Преобразующая деятельность человека может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии, на информацию. На процессы, на устройство общественной жизни. Слесарь преобразует деталь, учитель преобразует незнание учеников в знание, воспитывая, преобразует их помыслы.
Гностические и преобразующие профессии разделяются не по признаку наличия – отсутствия в труде познавательных или преобразующих функций, а по принципу их преобладания.
3.Изыскательные профессии. Это не профессии, связанные со спец. изысканиями (напр., геологические). Изыскательную цель нельзя также полностью отождествлять с творчеством.
Речь идет о профессиях практического труда, напр., раскройщик верха обуви. Главная цель – оперативный практический поиск (при ограниченном времени). Другие примеры: разметчик, закройщик, модельер, селекционер, цветовод.
Этот класс профессий невелик и в настоящее время изучен еще недостаточно.
Многие профессии сочетают в себе элементы двух или всех трех классов, конечно, в разной степени. Например, слесарь – ремонтник, учитель, парикмахер.