Профессии, связанные с изобразительной деятельностью (облицовщик, модельер)


Человек – художественный образ

Примеры профессий.

1.Тексты на родном и иностр. языках обрабатывают:

корректор, техн. редактор, делопроизводитель, наборщик, телеграфист.

2.Искусственные языки являются основным предметом труда для программистов, операторов ЭВМ, математиков, ученых – теоретиков.

3.Цифры, таблицы, деньги – предмет труда экономистов, бухгалтеров, кассиров.

4.Чертежи, схемы, карты составляют чертежники, конструкторы, закройщики, разметчики, топографы, картографы, геодезисты.

5.Со звуковыми сигналами работают радисты, стенографисты, телефонисты.

Распределение профессий «Ч – З» в системе учебных заведений.

  Вузы       Экономист-бухгалтер, аудитор       экономист       Инженер-экономист       Редактор массовой литературы         Геофизик       Географ, картограф, геодези   Метео-ролог, гидро-лог    
  Техникумы     Бухгалтер, кредитный инспектор     Програм-мист, техник - математик       Эконо-мист, плановик     Корректор книг и журналов, технич. редактор   Техник – топограф, техник - геодезист    
  СПТУ, УПК   Кассир-контролер, оператор почтовой связи   Оператор ЭВМ   Корректор – наборщик, машинист-ка – стенографи-стка   Топограф, Чертеж-ник - картограф   Размет-чик, чер-тежник   Телегра-фист
                 

 

Объекты: художественные образы, условия их построения. Примеры: архитектор, дизайнер, скульптор, реставратор, искусствовед, разрисовщик ткани, кружевница, гончар, огранщик, эмальер, ретушер (стр.95 ПСШ)

ПОДТИПЫ:

2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.

3. Профессии, связанные с литературной деятельностью.

4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Для ориентировки в мире профессий полезно различать их по характеру необходимого образования.

Карту мира профессий можно представить в следующем виде.

 

Типы необходимого проф. образования Типы профессий (по главному предмету труда)
П природа Т техника Ч человек З знак Х худ.обр.
Обучение в среднем ПТУ или непосредственно на производстве          
Обучение в техникуме, училище          
Обучение в институте, университете, академии                    

 

Цель труда.

В зависимости от цели труда все профессии можно разделить на три группы.

1. Гностические профессии. (От древнегреческого «гнозис» - знание, познание). Это такая группа профессий, где нужно что – то узнать, оценить, распознать, проверить, в чем – то разобраться. Эти профессии можно встретить в любом из пяти типов профессий. Например, сортировщик, приемщик, контролер, дефектоскопист, ревизор, инспектор,

инженер по Т. Б., нормировщик, театральный критик и др.

Подклассы гностических профессий:

1. классифицировать;

2. оценивать;

3. исследовать.

2. Преобразующие профессии. Под преобразованием будем понимать любое воздействие на предмет труда с целью изменения его свойств или положения в пр – ве, а также с целью активного сохранения его свойств , состояний в определенных пределах.

Преобразующая деятельность человека может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии, на информацию. На процессы, на устройство общественной жизни. Слесарь преобразует деталь, учитель преобразует незнание учеников в знание, воспитывая, преобразует их помыслы.

Гностические и преобразующие профессии разделяются не по признаку наличия – отсутствия в труде познавательных или преобразующих функций, а по принципу их преобладания.

3.Изыскательные профессии. Это не профессии, связанные со спец. изысканиями (напр., геологические). Изыскательную цель нельзя также полностью отождествлять с творчеством.

Речь идет о профессиях практического труда, напр., раскройщик верха обуви. Главная цель – оперативный практический поиск (при ограниченном времени). Другие примеры: разметчик, закройщик, модельер, селекционер, цветовод.

Этот класс профессий невелик и в настоящее время изучен еще недостаточно.

Многие профессии сочетают в себе элементы двух или всех трех классов, конечно, в разной степени. Например, слесарь – ремонтник, учитель, парикмахер.