Общественно-политический строй Рима в период империи. Принципат и доминат


Кризис Римской республики и переход к монархии

После побед над Карфагеном и Македонией, Римское государство стало мировой державой, следовательно, произошла смена экономической жизни, политики. Господствует рабский труд, следовательно, растут латифундии, и уменьшается число мелких крестьянских хозяйств, не выдерживавших конкуренции с крупными. Разоряла крестьян не только конкуренция, но и наличие дешевого привозного хлеба (падение дохода от его производства), воины (в т.ч. и гражданские), которые превращали крестов в профессиональных воинов, отвлекая их от хозяйства.

Восстание Спартака 74-71г.г. до н.э. с земельной конфискацией. Разорение крестьян опасно для Рима в военном отношении (кто воевать будет, если они станут люмпенами) и политическом (люмпены - это всегда опасно).

3 серьезных проблемы требовали решения:

1. Аграрный вопрос

2. Демократизация политической жизни

3. Наделение правами граждан Италиков

 

Все реформы братьев Гракхов были определены этими задачами. Избранный на 133 год до н.э. народным трибуном Тиберий Гракх (старший) предложил в Народном Собрании закон о перераспределении земельных владений, основанный формально на том, что верховный собственник земли - народ. Сущность реформы состояла в установлении максимального размера земли, приходящейся на 1 семью. Получившиеся излишки передавались в наследственную аренду малоземельным и безземельным гражданам, при условии выплаты необременительной подати. Эти участки нельзя продавать, чтобы не допустить новой пролетаризации крестьян.

Для проведения реформы была создана комиссия из 3-х человек. Они избирались Народным собранием на 1 год с правом последующего переизбрания. Но одной земли было недостаточно. Крестьяне нуждались в деньгах для скота и инвентаре. Без этого они не могли хозяйствовать на участках. Деньги находились в распоряжении Сената. Тиберий Гракх решил вопрос финансовой помощи крестьянам помимо Сената в народном Собрании. Народный Трибун кроме того допустил и другие отступления от неписаной Римской Конституции:

1. Аграрные законы он внес в Народное Собрание без согласование с Сенатом.

2. Нарушил святость и неприкосновенность должности Народного Трибуна (по его предложению
Народный трибун Марк Октавий был отстроен от занимаемой должности).

3. Предложил свою кандидатуру на переизбрание.

 

Обвиненный в стремлении к царской власти, Тиберий и около 300 его сторонников были убиты. С его смертью аграрный закон не был отменен, но и практически не осуществлялся.

Закон 129 г. до н.э. отнимал у аграрной комиссии право принимать решения -какая земля общественная, а какая частная - эти полномочия передали КОНСУЛУ.

Новый подъем движения за аграрную реформу связан с именем Гая Гракха, избранного Народным Трибуном на 123-122г.г. до н.э. Гай Гракх пытался найти социальную опору своей реформаторской деятельности не только в крестьянстве, но и в широких кругах городского плебса. Он провел закон о снижении цен на хлеб. Введено государственное регулирование цен.

В интересах всадников был издан судебный закон, по которому из них создавались судебные комиссии по разбору дел о злоупотреблении властью и коррупции римских наместников в провинциях. Наместники происходили из нобелей, следовательно всадники могли контролировать нобелей. В интересах всадников Рима было существование откупной системы. Стоило Гаю Гракху предложить дать права граждан всем италикам, как круг его сторонников раскололся. Закон об италиках не прошел, Гай Гракх потерпел неудачу на выборах 121 г. до н.э. Консулом стал его злейший враг.

Противники поставили вопрос о ликвидации колонии Юнонии на земле разрушенного Карфагена, что послужило поводом к решительному вооруженному столкновению в ходе которого был убит Гай и 3000 его сторонников.

После смерти Гая многие его законы оставались в силе (судебный, хлебный, откупная система). Объектом атаки стал аграрный закон. В 121г. до н.э. была отменена неотчуждаемость Гракханских наделов. Еще через 2 года прекратила существование аграрная комиссия. В 111г. до н.э. все государственные земли, находящиеся в частной аренде были объявлены частной собственностью. Все переделы земли прекращались, но с другой стороны у владения были свои преимущества. В дальнейшем частным лицам было запрещено занимать государственные земли.

Гракхи были первыми, кто ввел новый стиль политики, основным элементом которой было достижение собственных целей путем опоры на Народное Собрание и использование демократических лозунгов. Такие политики - ПОПУЛЯРЫ. Политически опирающиеся на Сенат - ОПТИМАТЫ. Главный итог деятельности Гракхов - начало политического кризиса и вооруженного конфликта (эпоха гражданских войн).

Уменьшение числа мелких земельных собственников было причиной военной реформы, осуществленной в 107 г. до н.э. консулом Марием. С разрешения Сената он стал набирать солдат из всех свободных людей независимо от их состояния, следовательно, выросла численность армии. За службу солдаты получали жалование и полное военное снаряжение. По окончании службы им пообещали наделить их земельными участками. Служили 20-25 лет, вне зависимости от мира/войны. Из гражданского ополчения армия стала превращаться в профессиональное войско и служить опорой тому, кто ей командовал.

Корнелий Сулла первым из римских полководцев использовал в своих интересах войско.

Первый раз в 88 г. до н.э. Сулла во главе 6-ти легионов (30 тысяч человек) двинулся на Рим и вступил в него силой. Он был «счастливчиком». 2 -й раз в 88 г. до н.э. Сулла вступил в Рим и по предложению первого сенатора был избран Народным Собранием правителем, законодателем и верховным судьей с неограниченными полномочиями.

Новое в диктатуре Суллы:

1. Способ замещения должности диктатора (по предложению 1-го сенатора выбирает Народное
Собрание)

2. Бессрочный (ранее 0,5 года)

3. Всеобъемлющий характер

 

За время террора 82-81 г.г. до н.э. было казнено около 5 тыс. человек. Главная опора Суллы - 10 тысяч вольноотпущенников - Корнилии и 120 тысяч бывших солдат. Именно правление Суллы - зарождение президентской республики.

Хотя Сулла действовал от имени ОПТИМАДОВ, он провел в жизнь некоторые требования популяров (возрождал мелкое землевладение, раздавая землю ветеранам своей армии). Признал равноправие своих союзников Италиков. Сенат вновь получил контроль над финансами, в зависимость от него были поставлены Народные Трибуны: они не могли вносить предложения в Народное Собрание, произносить в нем речи иначе как с позволение Сената, не имели права занимать другие должности по отстранению.

Для установленной Римской Империи важно:

1. принцип постоянной военной диктатуры при сохранении республиканской формы

2. уничтожение демократии

3. фактическое ослабление сената при его внешнем укреплении

4. улучшение административного и судебного аппаратов

5. расширение прав гражданства

 

Все эти меры потом появятся в деятельности приемников Суллы.

В 79 г. до н.э. Сулла ушел в отставку. Восстание рабов под предводительством Спартака 74-71 г.г. до н.э. было еще ярким аргументом в пользу укрепления Государственной власти.

На завершающем этапе республики в Риме все чаще устанавливаются диктатуры (Диктатура Юлия Цезаря, который был Отцом Освободителем Отечества и Пожизненным Диктатором. Его власть была наследственная).

Также устанавливались триумвираты - союз трех мужей.

Первый триумвират 60 г. до н.э. поссесиональный неофициальный характер: объединялись Ю.Цезарь, Помпей, П. Крас для достижения собственных целей в борьбе с Сенатом.

Второй триумвират 43 г. до н.э. носил официальный характер «Для устройства государства с неограниченными полномочиями, сроком на 5 лет». Объединились: Октавиан, Антоний, Лепид.

После распада триумвирата и победы над Антонием, укрепилась власть Октавиана, который в 27 г. до н.э. присвоил титул Августа (возвеличенный, благословенный).

С 27 г. до н.э. - 476 г. н.э. в Риме существовала империя.