Право в годы войны.


Согласно с конституцией СССР 1936 издание уголовного и гражданского кодексов было отнесено к компетенции СССР. В остальных отраслях права действовали в основном нормы общесоюзного права.

Постановление СНК СССР от 5 августа 1941 г. 1) на время войны за всеми военнослужащими сохранялась их жилая площадь, 2) жильцы, которые временно занимали квартиру военнослужащего, обязаны были освободить ее, 3) граждане, вернувшиеся из эвакуации, могли потребовать возвращения своей жилой площади в судебном порядке.

14 марта 1945 г. Указ Президиума ВС СССР внес изменения в порядок получения наследства: 1) расширено количество наследников (к ним причислены родители, братья и сестры умершего), 2) определялся порядок получения наследства, 3) наследники первой очереди – дети, муж (жена) и нетрудоспособные, находившиеся на содержании наследодавцы не менее года до его смерти, 4) в случае отсутствия наследников первой очереди или непринятия ими наследства к ее получению призывались трудоспособные родители, 5) при отсутствии родителей – братья и сестры умершего, 6) наследодавец мог завещать свою собственность одному или нескольким лицам из лица наследников по закону, государственным органам и общественным организациям, 7) наследодавец получил право при отсутствии законных наследников завещать свою собственность любому гражданину.

Постановление пленума Верховного суда СССР от 27 июня 1941 г.: 1) приостанавливалось ведение всех незаконченных дел о выселении из жилых помещений лиц, призванных в действующую армию и членов их семей, 2) приостанавливались на период военных действий ведение всех нерассмотренных гражданских дел иных категорий лиц, если ответчики находились в армии. С октября 1941 г. 1) подлежали остановке все нерассмотренные дела о взыскании административных штрафов с лиц, призванных в армию, 2) командование военных частей, начальники госпиталей получили нотариальные функции, 3) приостанавливались все дела о взимании недоимок по обязательным поставкам сельскохозяйственной продукции государству, налогах и окладному страхованию в случаях призыва членов хозяйства в армию.

Указ Президиума ВС СССР от 8 июля 1944 г. и от 14 марта 1945 г., инструкция НКЮ СССР от 27 ноября 1944 г. «О порядке рассмотрения судами дел о расторжении брака»: 1) усложнялся порядок расторжения брака, 2) вводилась особая стадия процесса – примирительное производство в суде, 3) дело о расторжении брака рассматривалось по заявлению мужа и жены или одного из них, 4) дело, как правило, рассматривалось по месту жительства ответчика, 5) требовалась публикация в местной периодической печати объявления о предстоящем процессе, 6) муж и жена имели право остановить дело на любой стадии процесса, 7) было обязательным присутствие на суде мужа и жены, 8) суд устанавливал размер алиментов, с кем останутся дети, осуществлял раздел собственности и т.д.

27 декабря 1944 г. было утверждено Положение о государственном арбитраже БССР.

Цель УК: 1) охрана установленного правопорядка, 2) укрепление воинской и трудовой дисциплины. Активно применялся закон от 7 августа 1932 г. («О пяти колосках»).

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО БССР В 50 – 80-Е ГОДЫ.

Краткая характеристика периода. Деятельность Высших органов государственной власти и управления БССР

В послевоенный период главной задачей, стоящей перед руковод­ством республики, было восстановление разрушенного войной народ­ного хозяйства республики, а также завершение строительства социа­лизма. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., разработанный на основе общесоюзного пятилетнего плана. 26 марта 1946 г. Указом Президиума ВС БССР Совет Народных Комиссаров БССР был преобразован в Совет Министров БССР, образовались новые союзно-республиканские министерства и ДР.

В феврале 1947 г. на основании нового положения о выборах состоялись выборы в Верховный Совет БССР. Были сформированы постоянные комиссии, утверждены Указы Президиума ВС, избран новый Президиум, образовано правительство республики и Верховный суд, создана Редакционная комиссия о внесении изменений и дополнений в Конституцию БССР. На второй сессии ВС БССР в июле 1947 г. был принят закон "Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного закона) Белорусской ССР", в соответствии с которым за высшими органами государственной власти республики было закреплялось право на принятие законодательства о браке и семье, утверждение отчетов об исполнении государственного бюджета БССР. Вносились уточнения в гарантии прав граждан на отдых и образование, статья о равноправии женщины с мужчиной дополнялась положением о государственной помощи многодетным и одиноким матерям.

Активную работу проводил Президиум ВС БССР, в состав которого входили отделы: информационно-статистический, юридический, по учету и регистрации награжденных, по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании, финансово-хозяйственный, а также канцелярия Президиума и приемная Председателя Президиума Верховного Совета республики. С 1947 по 1965 г. Президиум ВС БССР руководит организационно-массовой работой местных Советов, утверждает положения о выборах, принимает указы о порядке проведения выборов, решает вопросы административно-территориального деления в республике, ратифицирует международные договоры, решает международно-правовые вопросы, осуществляет нормотворческую деятельность. Так, 25 декабря 1951 г. принимает указ "О государственном флаге Белорусской ССР», а 24 сентября 1955 г. — указ "О государственном гимне Белорусской Советской Социалистической Республики".

В последующие годы развивается контрольно-надзорная и распо­рядительная деятельность Верховного Совета БССР, появляются новые комиссии. Кроме бюджетной, законодательных предположений, по иностранным делам и мандатной, в 1957 г. действовали комиссии: по народному образованию и культурно-просветительной работе, по здравоохранению и социальному обеспечению, по жилищному строительству, коммунальному хозяйству и благоустройству, по сельскому хозяйству. В 1960 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета, в соответствии с которым определены два главных направления их деятельности: подготовка законопроектов и контроль за исполнением законов и их эффективностью. К 1969 г. число комиссий возросло до 15.

В 1957 г. в связи с принятием общесоюзных законов были внесены изменения в ст. 13 Конституции БССР. В ведение республики входило установление областного деления БССР, руководство дорожным строительством, транспортом и предприятиями связи республиканского значения, а также принятие законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, гражданского и уголовного законодательства. Ликвидируется мелочная опека над республиками по вопросам государственного планирования и финансирования и в деле регулирования республиканских бюджетных средств, а также изменена практика планирования в области сельскохозяйственного производства. В 1954-1956 гг. в ведение республики передается несколько тысяч предприятий тяжелой и легкой промышленности, автомобильного транспорта, связи, речного флота, лесной промышленности, строи­тельных организаций и др.

В 1957 г. в СССР была осуществлена перестройка управления промышленностью и строительством. Вместо системы министерств, организованных по отраслевому принципу; для руководства народным хозяйством была создана система совнархозов, построенных по терри­ториальному принципу. Реорганизация была проведена на основе закона СССР от 10 мая 1957 г.

"О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" с целью более оперативного управления, народным хозяйством.

В БССР Совнархоз выступал как общий орган государственного управления народным хозяйством, наделенный определенными исполнительно-распорядительными полномочиями. В частности, он осуществлял руководство порученными ему отраслями хозяйственной жизни и переданными ему в подчинение предприятиями, стройками и иными организациями. В пределах своей компетенции на основании и для исполнения законов СССР и БССР, а также постановлений СМ СССР и СМ БССР Совнархоз республики издавал постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему предприятиями и организациями на территории БССР. Постановления и распоряжения СНХ БССР могли быть изменены, отменены или дополнены Советом Министров БССР. Совнархоз БССР являлся коллегиальным органом, а его структурные подразделения (управления и отделы) разрешали все вопросы на основе единоначалия.

В 1958 г. в республике на основе общесоюзных нормативных актов был проведен ряд мероприятий, направленных на улучшение деятель­ности колхозов и реорганизации машинно-тракторных станций. За годы семилетки (1959-1965) в республике были созданы новые отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, электронная, хлопчатобумажная, минеральных удобрений. Предусматривалось создание нефтедобывающей промышленности.

Организация управления народным хозяйством по территориальному принципу через Совнархозы несколько расширила возможности специализации и кооперирования в пределах экономического района, однако со временем было признано, что такая система не соответствует возросшим потребностям страны, так как управление отраслями производства было раздроблено по многим экономическим районам, поэтому руководство народным хозяйством ослабло. Законом СССР "Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления" от 2 октября 1965 г. и одноименными законами союзных республик совнархозы были упразднены. Создаются общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские отраслевые министерства и ведомства.

Возрастает активность Верховного Совета БССР в законодательной деятельности. Так, с 1959 по 1967 г. им было принято 124 законодательных акта. Причем если раньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственных бюджетах и утверждались указы Президиума ВС БССР, то в этот период принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельского Совета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народных заседателей, об изменении системы органов управления, о введении в действие кодексов и др. Активизируется работа постоянных комиссий Верховного Совета, в 1968 г. появляется новая комиссия — по делам молодежи.

В июле 1975 г. новый состав Верховного Совета образовал 16 постоянных комиссий и утвердил регламент заседаний ВС БССР, который определял порядок работы сессий высшего органа государственной власти республики; процедуру внесения и рассмотрения вопросов повестки дня заседаний и запросов депутатов, время докладов, выступлений и пр.

В контрольно-распорядительной деятельности Президиума ВС БССР основными являлись следующие направления; совершенствование организаторской деятельности местных Советов, развитие и организационное укрепление общественных организаций трудящихся, охрана прав и законных интересов граждан республики. Относительно деятельности местных Советов Президиум ВС БССР ежегодно с 1969 по 1975 г. рассматривал 5-8 вопросов. С 1972 г. аппарат Президиума ежеквартально выпускал и рассылал в местные Советы специальный информационный бюллетень. Кроме того, проводил большую работу по упорядочению административно-территориального устройства республики, организации выборов Советов депутатов трудящихся и народных судов, толкованию действующего законодательства, а также по ратификации международных актов. С 1959 по 1975г. им было ратифицировано более 30 международных соглашений, договоров и конвенций.