Культура Древнерусского государства.


Особенности культуры. На Руси создаётся мощная куль­тура, европейская по типу. Большое влияние на развитие куль­туры ока­зала Византия, от которой было заимствовано христиан­ство.

Ремесло. Археологи находят различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – рало, плуг, борона, в лесной полосе – борона-суковатка. Кузнецы ковали серпы, ножи и др. Затейливые висячие замки со сложными ключами находили сбыт за границей («русские замки»). Производилось оружие и доспехи: мечи, боевые топо­ры, копья, кольчуги, щиты, шлемы и др. К середине XI в. относится первый меч с русской надписью: «Людота коваль» (кузнец Лю­дота).

Юве­лиры (златокузнецы) изготавливали серьги, височные кольца, ожерелья. Применялись следующие технические приёмы – литьё, ковка, чеканка, скань (изделия из скрученной серебряной или золотой проволоки диаметром 0,02 см., которая напаивалась на металл), зернь (серебряные или золотые зёрна-шарики диаметром 0,06 см., по 300 штук на 1 кв. см. припаивались на изделие), чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону), эмаль (техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью). Изготавливались стеклянные перстни и браслеты.

Гончары знали технику обжига глины, произ­водили орнаментированную посуду, византийские кирпичи (плинфу), черепицу, разноцветные изразцы, пряслица – гру­зики для веретён. В Х в. появляется гончарный круг.

Древнерусское ре­месло, по мне­нию академика Б. А. Рыбакова, насчитывало около 60 специ­ально­стей.

Устное народное творчество (фольклор). Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Влади­мире Свя­тославиче («Красное Солнышко»). Ге­рои былинного эпоса – богатыри Илья Муро­мец, Добрыня Никитич, Алёша Попо­вич. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан.

Письменность. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи знаний. Первоначально у славян существовала примитивная система письменных знаков – черты и резы. Около 863 г. византийско-болгарские монахи-миссионеры братья Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) на основе греческого алфавита создали славянскую азбуку – кириллицу. Была известна и другая славянская азбука – глаголица, но она не получила распро­стране­ния.

Первый па­мятник древне­русской письменности – договор князя Олега с греками 907г., написанный на греческом и древне­рус­ском языках. Договоры Руси с Византией имели «противени» – копии на славянском языке. Появляются толмачи-переводчики и писцы. Учё­ными обнаружены граффи́ти – над­писи, процарапанные на сте­нах, посуде, камнях, клейма мастеров. Под Смоленском найден глиняный сосуд нач. Х в. с надписью «горушна» (пряность). Сокровищницей живых, подчас шутливых надписей являются стены церквей, исписан­ные прихожанами. На стенах киевского Софийского собора рядом с обычной просьбой «господи помози...» мы встретим фразы-размышле­ния о жизни, насмешки над соседями: «Кузьма-пороса», «Якиме стоя усне…».

Берестяные грамоты. Археологи нашли почти 1 тыс. берестяных грамот в Новго­роде, три грамоты – в Московском Кремле, а также не­сколько грамот в Пскове и Полоцке. Половина грамот относится к домон­гольскому времени. Учёные планируют при полном завершении раскопок Новгорода найти более 20 тыс. берестяных текстов. Это свидетельствует о почти поголовной грамот­ности городского населения. Найдены берестя­ная грамота сер. XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв и учебная тет­радь маль­чика Онфи́ма. Жанровое разнообразие берестяных грамот очень велико. Они содержат долговые расписки, бытовые просьбы, жалобы, хо­зяй­ственные распоряже­ния, молитвы, заговóры против болезней, любовные письма, стихи и т.д. Некий Борис просит жену прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Любовная переписка новгородцев представляет собой изы­сканные эмоциональные послания: «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относи­лась как к брату!…» – пишет неизвестная женщина XI в. возлюблен­ному, не при­шедшему на свидание. Найден брачный договор XIII в.: «От Никиты ко Ульянице. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». В 2005 г. най­дены грамоты, со­держащие ненорма­тивную лексику: новгородка бранит свою знакомую за невозврат долга.

Книжное дело. После принятия христианства быстро развивается кни­гописание. Книги писались на пергамене (пергамен или пергамент – специально обработанные телячьи или бараньи кожи). Особый гео­метричный почерк назывался «уставное письмо». Книги украшались орнаментирован­ными заставками и заглавными красными бук­вами, написанными краской киноварью («красная строка»). Книги помещались в дере­вянные пере­плёты, об­тя­нутые кожей. Большин­ство книг домонгольского периода погибло в результате войн и пожа­ров. До нас дошло около 150 книг. Самая древняя – Остроми́рово евáнгелие, написанное в 1057 г. для новго­родского посадника Остро­мира, а также Изборники 1073 и 1076 гг. (сборники нравоучительных статей) и Мстиславово евáнге­лие 1115 г. Некоторые историки считают древнейшей книгой мануск­рипт, найденный в 2000 г. в Новгороде, датируемый не позже 1010 г. Он представляет собой деревянные вощёные дощечки, исписанные религиозными псалмами.

Просвещение. Киево-Печерский монастырь являлся учебным за­веде­нием по подготовке духовенства. Здесь изучалось богосло­вие, грече­ский язык, церков­ная лите­ратура. Князь Владимир повелел «собирать у лучших людей де­тей и от­давать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый также способствовал распро­странению образования. «И любил Ярослав церковные уставы, …и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… [Ярослав] засеял книжными словесами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Яро­слав создал школу для 300 детей. В богатых семьях обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка (Анна, † 1113) устроила школу для девушек при монастыре в Киеве. Учителями были священ­нослужители. При Софийском соборе Киева существовала библиотека. Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции, превосходила образованностью французский двор. Анна сетовала отцу из Парижа: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

Летописание. Летописьисторическое повествование, в котором запись событий велась по годам (летам). Самым ранним является Киевский летописный свод 996–997 гг. Летописи велись и в других горо­дах. Позднее они вошли в летопис­ный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (1056–1114). Свод Нестора яв­ляется пятой по счёту древнерусской летописью. Летописи часто писались и переписывались в угоду князю. Известны летописи Псковская, Новго­родская, «Ипатьев­ская» (найдена в Ипать­евском монастыре под Кост­ромой) и «Лавренть­евская» (автор – монах Лаврентий, писал для суздальско-нижегород­ского князя). Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками све­дений об исторических событиях в Древней Руси.

Литература. Большинство литературных произведений XI – на­ч. XII в. сохранились не в оригинале, а в составе дру­гих произведений:

«Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «По­учении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отноше­нию к под­данным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Моно­мах призы­вает сыновей следовать его примеру.

«Слово о законе и бла­го­дати» митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею неза­виси­мого от Византии развития Руси.

«Устав» князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принужде­ние детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде.

«Хожде­ние Даниила в Святые места» (в Палестину, 1113 г.).

Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе»).

Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Ска­зание, как сотворил Бог Адама» и др.).

Архитектура. С принятием христианства начинается строитель­ство первых деревянных хра­мов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров – Миронг и Ждан-Никола (XI в.).

С кон. Х в. под влиянием Византии возникает ка­менное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная системасистема пере­крытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примы­кают крестообразно распо­ложенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест.

Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруг­лые завершения стен, хóры - балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича.

В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на со­держа­ние шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.), Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь.

Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древ­нейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы.

Живопись. Виды живописи:

-фреска – техника живописи водяными красками по сырой штука­турке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском со­боре Киева);

-мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена») и Христос-Пантократор (Вседержи­тель) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков.

-и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы при­меняли ви­зантийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе, прикрепляясь к продольным балкам (тяблам), в 5 рядов.

К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Ост­ромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произ­ведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия († 1114), про кото­рого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный.

Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается скази­тель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича.

 

Культура Руси периода раздробленности (ХII – первая пол. ХIII в.)

Культура переживала даль­нейший подъём. Возникли местные очаги куль­туры (владимир­ский, новгородский и т.д.).

Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, об­работка серебра, золота. С XII в. применяются во­дяные мельницы.

Летописание. Общерусское летописание сменилось ме­стным. Уве­личилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), склады­ваются его местные особенности. Новгородские лето­писи ха­рактеризо­вались деловитостью и простотой изложения событий, отсутст­вием церков­ной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской вла­сти, при­тязание влади­миро-суздальских князей на главенство.

Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Иго­реве», повествующее о неудачном походе новгород-север­ского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот па­мятник поддел­кой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность.

Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития свя­тых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила За­точника» и «Моление Даниила Заточника» кри­ти­куют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.

Архитектура. Типичной по­стройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).

Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониев­ском и Юрьев­ском монастырях, церковь Ни­колы на Ярославовом дворище.

Влади­миро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитек­туры Новгорода, вы­деля­лось изящест­вом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влия­ние европейского ро­манского стиля выра­зилось в аркатурно-колончатых поясах и пилястрах. При Андрее Боголюбском во Владимире по­строены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые во­рота), в 1158–1161 гг. построен Успен­ский собор, в 1165 г. – церковь По­крова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор, отличаю­щийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.

Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Бого­ма­терь Бо­голюб­ская»), замечатель­ное произ­ведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живо­писцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фре­ски церкви Спаса на Не­рéдице.

Скульп­тура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревян­ных храмов.

Быт – уклад повседневной жизни народа (пи­тание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развле­че­ния). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географиче­ских условий и оказывает влияние на формиро­вание личности, менталитета.

Брачные обычаи. На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.

Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провин­циальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.

Сельское население жило в деревнях-вéсях. Центром нескольких весей яв­лялся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузы­рём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.

Существовали два типа жилых построек:

-северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь);

-южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка).

Питание. Основу пищевого рациона составляли растительные и жи­вот­ные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки.

Одежда. Основным видом одежды была ру­баха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Муж­чины но­сили длинные штаны – «порты, или ноговицы». Верхней одеждой про­стых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан, головной платок – убрус. Князья носили застёги­вающиеся на плече плащи – «кóрзно» и шубы («кожухи»), кожаные сапоги. Лапти-лыченицы с онýчами были крестьянской обу­вью. Знать, следуя византийским традициям, но­сила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек.

Здоровье. Антропологи полагают, что на Руси средняя продол­жи­тельность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболева­ниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с не­достатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы.

Широкое распространение имела баня. В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не муче­нье». Русь в разви­тии гигие­ниче­ских навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела.

Развлечения. Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы») и дружин­ные пиры. Простой народ пел песни, водил хороводы, играл на гуслях и свире­лях, устраивал скоморошьи забавы и игрища.

Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоева­ния испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.

Список литературы для более углублённого изучения темы

 

Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. 2002. № 5. С. 48–55. Ж2479.

Биллингтон Д. Х. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. ИОНБ:1.287.627.

Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Ист.-биб­лио­граф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. ИОНБ:1.225.284.

Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. ИОНБ:1.236.756.

Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. М., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/В35; ИОНБ:1.307.653; URL: http://lib.rus.ec/b/73687/read

Даркевич В. П. Единство и многообразие древнерусской культуры (конец X–XIII вв.) // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 36–52.

Дёмин В. А. Загадки русских летописей. М., 2001. ИОНБ:1.280.884.

Дёмин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998. ИОНБ:1.277.364.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 2000. ИОНБ:1.283.971.

Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/185245/read

Долгов В. В. Потаённая жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/430635/read

Древнерусские княжеские жития. М., 2001. ИОНБ:1.284.005.

Зезина М. Р. и др. История русской культуры. М., 1990. 1.170.188.

Зимин А. А. Слово о полку Игореве. СПб., 2006. ИОНБ:1.335.359; URL: http://lib.rus.ec/b/423586/read

Злато слово. М., 1986. ИОНБ:1.060.908.

Златоструй: Древняя Русь Х–XIII вв. М., 1990. ИОНБ:1.181.538.

Из истории русской культуры. М., 2000. ИОНБ:1.275.624.

Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI–се­редина XV в.). М., 2000. ИОНБ:1.301.166.

Кузнецов Ю. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Наш со­временник. 1998. № 4. Ж3625.

Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. М., 1994. ИОНБ:1.251.610.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93.

Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., 1994. URL: http://lib.rus.ec/b/419733/read

Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. М., 2000. ИОНБ: 1.301.171.

Миллер В. Ф. Народный эпос и история. М., 2005. ИОНБ:1.324.647.

Мирский М. Б. Медицина в средние века на Руси // Вопр. истории. 2000. № 11/12. С. 106–118.

Мордовцева Т.В. Культ мёртвых в древней Руси //Человек. 2004. № 1.

Омельянчук С. «Лучше жить со львом, нежели с лукавой женой»: Супружеские отношения на Руси в домонгольское время // Родина. 2007. № 6. С. 95–99.

Переяслов Н. Пир не кровавый, а свадебный! // Родина. 1994. № 5.

Пиккио Р. Древнерусская литература. М., 2002. ИОНБ:1.300.471.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киев­ской Руси (988–1237 гг.) СПб., 1996. ИОНБ:1.259.905.

Присёлков М. Д. История русского летописания, XI-XV вв. СПб., 1996. URL: http://www.sedmitza.ru/text/443270.html

Пустарнаков В. Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892.

Пушкарёва Н. Л. Мать и материнство на Руси (X–XVII вв.) // Че­ло­век в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до на­чала Нового времени. М., 1996. С. 305–344. ИОНБ:1.258.596.

Пушкарёва Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любов­ница (X–нач. XIX в.) М., 1997. ИОНБ:1.259.821. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/351886/read; http://lib.rus.ec/b/433347/read

Ранчин А. М., Лаушкин Д. В. К вопросу о библеизмах в древнерус­ском ле­то­писании // Вопр. истории. 2002. № 1. С. 125–137.

Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Иго­реве». М., 1991. ИОНБ:1.205.219.

Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI–первая пол. XIV вв. Л., 1987. ИОНБ:1.088.190.

Слово о полку Игореве. М., 1981. ИвГУ: Р/С48. URL: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=354296

Степанова Ю. Мода в Древней Руси // Родина. 2006. № 2.

Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневе­кового города (XI–XVII вв.). М., 1999. ИОНБ:1.273.372; ИвГУ:76/С816.

Столярова Л. В. Писец за работой: Как создавались средневековые книги // Родина. 2003. № 11. С. 139–143.

Творогов О. В. Литература Древней Руси. Русь Древняя и Удельная. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html

Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X–XIII вв. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/422785/read

Хачатурян Н.А., Хачатурян В.М. Средневековая культура России и За­пад­ной Европы: идентичность и расхождения // Цивилизации. М., 1995. Вып. 3. С. 62–79. ИОНБ:1.241.280.

Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. 1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ).

Чудинов В. А. Письменная культура Руси. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/293608/read

Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ:1.260.034.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб., 1995. Т. 1–5. ИОНБ:1.261.219–1.261.223.

Юрганов А. Л. Источниковедение культуры в контексте развития ис­тори­ческой науки. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html

Янин В. Л. Археология и исследование русского средневековья. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html

Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 1993. ИОНБ:1.232.975.

Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...» М., 1998. ИОНБ:1.264.499; URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html;

URL: http://lib.rus.ec/b/427472/read

Интернет-ресурсы

URL: http://lants.tellur.ru/history/

Антология древнерусской литературы– URL: http://oldrus.by.ru

URL: http://old-rus.narod.ru ; URL: http://old-russian.chat.ru

Виртуальный каталог икон– URL: http://www.wco.ru/icons

URL: http://www.chat.ru/~old_russian

 

 

**

 

 

ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5