Политическое сознание Понятие и основные уровни политической идеологии


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Неидеологизированная политика – это безоружная политика.

И.Кристол

Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти. Сам термин «идеология» был введен в обиход в начале XIX века французским философом А. де Треси. Он рассматривает идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, на основных принципах которой должны строиться политика, этика. В мировой политической науке сложились различные суждения об идеологии. Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений. Современник Маркса немецкий философ К. Мангейм понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», в шкале представлений которой содержатся приемы «от сознательной лжи до полуинстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности к сплочению людей, аккумуляции их политической энергии.

Современные оценки идеологии располагаются в весьма широком диапазоне: от ее характеристики как замкнутой на себя «служанки власти», не имеющей связи с реальностью и потому не обладающей сколько-нибудь серьезным весом в политике, до признания ее открытой к изменениям, гибко адаптирующейся идейной системы, пронизывающей все политическое пространство. Так, если П. Рикерт Р. Моска, Р. Михельс придают существенное значение политической идеологии в системе общественных отношений, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, то У. Матц считает, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов. Схожих взглядов придерживается и американский теоретик Ф. Уоткинс, который считает, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Хабермас полагает, что, в силу невозможности вычленения в настоящее время специфических «классовых миров», место идеологии занимает «массовая культура».

Более дифференцированное представление об идеологии предложил Г. Лассуэлл, рассматривающий ее как разновидность коммуникации, направленную на поддержание политического сообщества, как такового. В этом смысле она, по его мнению, включает в себя следующие элементы: политические доктрины, политическую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).

Английский исследователь Л. Фойер пытался сформулировать некоторые законы функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого и правого» крыла, закон генерационной и идеологической волны. Касаясь первого закона, он отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три элемента. Прежде всего – это библейский миф о Моисее – освободителе евреев из египетского плена. То есть всем идеологиям свойственно представление о собственной миссии избавления из освобождения. Второй – философская интерпретация. Третий – это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идею в действительность. Суть второго - закона «крыльев» - заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические стадии – слева направо и, наоборот, то есть обслуживает разные политические и социальные силы.

Смысл третьего закона - «генерационной волны» - состоит в том, что каждое поколение ищет новую идеологию. У истоков эта волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на левые силы. Затем движение идет к центру, в финале волна завершается «поправением» уже повзрослевшего поколения.

Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными интересами, возникают несовпадающие устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир. В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Но идеология - это не просто теоретически оформленное сознание. Идеология создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

В современной политологии идеологию чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие. Политическая идеология представляет собой, прежде всего, определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок и склонностью к духовному экспансионизму. Духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии, стремящейся подчинить общественное мнение собственным идеалам. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом предназначении изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

В современной политической науке политика и идеология рассматриваются как наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснить политику, и подчинить ее себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируются какими - либо внешними событиями или внутренними обстоятельствами.

Идеология, как и политика, универсальна, т.е. способна охватывать различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление, цели и средства. Как известно, основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Таким образом, политическая идеология выступает духовным орудием, «инструментом» элиты в политической борьбе за власть. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т. д.).

Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исторических условий, ситуации в стране, соотношения сил. Так, в 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плюрализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества и некоторых других показателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеологии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятилетие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния и т. д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации».