Политическая стабильность и политический риск


Одной их важных характеристик политической системы является понятие политической стабильности. Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом внутреннюю структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Термин «политическая стабильность» появился в английской и американской политологии, где использовался для анализа изменений политической системы, поисков оптимальных механизмов ее функционирования. Стабильность следует рассматривать как результат постоянного процесса обновления, базирующееся на балансе определенных неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность есть определенный общественный порядок, основанный на общности и преемственности интересов и целей общественного развития, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям.

Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, эффективности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности и устойчивости типов поведения и политических отношений. Из истории известно, что общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка и преемственности, достигали наибольших успехов. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений, приводила к неустойчивости и регрессивной реставрации прежних порядков.

Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государства и политические структуры общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать объектами политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную.

Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется «сверху», само же общество как бы мобилизуется для реализиции цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующими могут выступать государства, правящая партия, авторитарный харизматический лидер. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; социальная напряженность в обществе; наличие политического блока антиправительственной коалиции и др. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.

Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-либо конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается «снизу» всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная система выполняет возложенные на нее функции главным образом в условиях постепенного укрепления позиций демократического общества.

Недовольство людей политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречия между властью и обществом являются главными причинами нестабильности общества.

 

Факторы политической стабильности   Качественные характеристики   Методы обеспечения политической стабильности
Политические действия Согласованность, последовательность, поэтапность изменений. Базирование на реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылках. Социально-политическое маневрирование
Политическая программа Реалистическая политическая программа, способная соединять цели со средствами. Политическое манипулирова ние
Динамика социальных интересов Учет автономности, специфики интересов, множественности ценностных ориентаций. Выделение зон согласования интересов и позиций, выработка единых правил поведения, принимаемых всеми участниками политического процесса. Баланс интересов различных групп, артикуляция и агрерирование различных интересов. Введение оппозиционных сил в политичес кую систему, постепенная их адаптация, интеграция
Способы достижения Диктатура: исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер без участия народных масс и оппозиции. Развитие демократии: широкая социальная база, развитое гражданское общество, поиски консенсуса. Применение силы
Экономические факторы Экономическая стабильность, рост благосостояния, эффективность управления  
Политико- правовые факторы Жесткое разделение ветвей власти, наличие сдержек и противовесов в функционировании ветвей власти. Большое количество фильтров – групп интересов, групп давления, партий.  

 

Проблема политической стабильности предполагает анализ понятия «политический риск». Термин «политический риск» имеет много значений – от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.

Следует отметить, что анализ политического риска в Казахстане имеет некоторую специфику. Во-первых, несовершенство демократических институтов и переходный этап исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, что само представляет собой существеыннй фактор риска. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества этносов, опирающихся на различные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.

В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в Казахстане был особенно высок. В целом риск, вызываемый текущими процессами, достаточно высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода.