Потребительские свойства интеллектуальной собственности


В любой продукции заложены результаты интеллектуальной деятельности конкретных работников. Это оригинальные технические, технологические, коммерческие и организационные решения, в результате реализации которых у продукции появляются новые, пользующиеся спросом потребительские свойства. К их числу относятся сведения о конструктивных свойствах выпускаемой продукции, о технологических приемах ее создания и реализации, сведения о поставщиках и покупателях, а также разнообразная информация о ведении бизнеса, приносящего, в конечном счете, доходы. Такая информация представляет собой интеллектуальную собственность, которая также как и материальные ресурсы может быть объектом купли-продажи и учитываться в стоимости продукции.

Главное потребительное свойство интеллектуальной собственности – это способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворить запросы потребителя. Только новые технические и организационные решения позволяют выпустить качественно новый конкурентоспособный продукт.

Перечень и содержание потребительских качеств каждого объекта ИС достаточно индивидуальны и рассматриваются всегда неотрывно от перспективы его использования по основным группам признаков выпускаемой с ее (ИС) использованием продукции. Конкретную рыночную ценность объекта ИС определяют следующие основные факторы:

- обремененность имеющихся прав ИС правами других граждан или юридических лиц;

- трудозатраты, необходимые для создания нового объекта с лучшими техническими характеристиками;

- реальность ее коммерческого использования для получения дополнительной прибыли;

- ожидаемый объем использования ИС и соответствующей прибыли.

Коммерческая значимость потребительских качеств определяется на основе информационных и конъюнктурных исследований. При оценке коммерческого потенциала технологий важен не столько технический способ достижения тех или иных параметров, сколько понимание уровня конкурентных преимуществ продукта, уверенность в возможности их длительного сохранения и выявление потенциальных потребителей. Проведение соответствующей оценки фокусируется отдельно на выявлении целесообразности воплощения новых идей/технологий и их осуществимости в промышленном (не лабораторном) масштабе.

Потребительские качества ИС оцениваются обычно по основным группам признаков продукции, выпускаемой на ее основе. Такие оценки включают рассмотрение нескольких блоков вопросов, среди которых обязательно изучаются следующие:

Преимущества для потребителей: выявляются конкурирующие продукты, оценивается характер и уровень преимуществ предлагаемого продукта, рассматриваются возможные мотивации потребителя переключиться с имеющегося на новый продукт/технологию. Оценивая преимущества для потребителя, основной акцент делают на возможности его переключения с существующего продукта на новый, т.е. пытаются понять, в какой мере заявленные преимущества заставят потребителя покупать новый продукт у незнакомого поставщика, при этом выбросив и (или) впредь не покупать привычное изделие (его компонент), желание потребителя приобрести необходимое для новой технологии дорогое специальное оборудование и т.д.

Технический уровень:

- выше мирового технического уровня;

- соответствует мировому техническому уровню.

Характеристика рынка (размер, динамика роста, основные сегменты):

- рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей;

- рынок с большим разнообразием потребителей, но только в некоторых районах страны;

- специальный рынок с небольшим числом потребителей.

Место на рынке: выявляются трудности вхождения в конкретный рынок. Поскольку необходимым условием успеха является вхождение и устойчивое существование на рынке, исследование рынка приобретает первостепенное значение. При этом следует исходить из того, что вход нового продукта (нового производителя) на рынок возможен при выполнении хотя бы одного из трех условий:

- рынок не заполнен, т.е. новый тип продукции будет удовлетворять потребность, не удовлетворяемую в настоящее время;

- рынок заметно растет;

- есть шанс вытеснить конкурента.

Обеспечение ресурсами: рассматривается возможность реализации разработки на имеющемся или доступном оборудовании, резервы необходимого персонала, доступ к различным источникам финансирования.

Основные конкуренты: выявляются основные конкуренты, их поставщики и потребители, стратегия их новых разработок, заинтересованность в конкретном сегменте рынка, для которого предлагается новый продукт. Типовой перечень информации, которую желательно знать о конкурентах, содержит:

- виды новой или усовершенствованной продукции конкурентов;

- виды проводимых ими НИОКР;

- себестоимость и цены их продуктов;

- потребители их продукции и основные партнеры;

- тенденции к изменению технологий, используемых конкурентами;

- планы расширения их бизнеса.

Ожидаемая острота конкуренции:

- выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром затруднен из-за значительных затрат на исследования и разработку;

- может появиться ограниченное число конкурентов с аналогичным товаром;

- практически любая фирма может за короткий срок создать аналогичную продукцию и выйти с ней на рынок.

Степень правовой защиты (т.е. обеспечения монопольных прав) на конкретном рынке: оценивается легкость копирования предлагаемого продукта/технологии конкурентами, возможность обеспечения патентной защиты и потенциальная "высота забора и ширина территории" предполагаемых патентов. Если предлагаемый продукт окажется успешным, все конкуренты или просто другие предприниматели захотят присоединиться к успеху и производить такие же продукты либо пользоваться такой же технологией. Поэтому надежная защита интеллектуальной собственности, положенной в основу рассматриваемой разработки, является важным фактором для уменьшения риска преждевременного угасания продаж нового продукта.

Результаты интеллектуальной деятельности стареют морально, но не физически. Это товар многоразового использования без ущерба для его содержания, т.е. одну и ту же технологию можно продавать многократно, так что полученные в итоге доходы могут значительно превысить расходы на ее разработку. Например, в 1965 году патент на конструкцию "потяни-за-кольцо" (для открывания банок с пивом и некрепкими напитками) был продан за 49 миллионов фунтов стерлингов. Понятно, что ее разработка стоила намного дешевле.

Рынок лицензионной торговли объектами ИС характеризуется:

- высокой степенью монополизации (это рынок продавца, а не покупателя, в отличие от рынка, например, товаров массового спроса);

- высокой нормой прибыли из-за возможной огромной разницы между себестоимостью и ценой;

- многолетними и глубокими связями (часто острой конкуренцией) между продавцом и покупателем, которые становятся после заключения лицензионного договора партнерами по бизнесу.

Для продавца технологии такая сделка является инструментом проникновения и закрепления на новом рынке. Для покупателя приобретаемая технология служит инструментом повышения конкурентоспособности на своем рынке, катализатором развития собственной технологии.

Кроме этого, оформленные права на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. на технологию производства продукции, позволяют на законном основании контролировать весь рынок и преследовать конкурентов