Истинность фактов
Описание фактов
Истинность фактов
Проблема бесконечности мира
Применяя метод Витгенштейна, можно рассмотреть проблему бесконечности пространства.
Рассмотрим порождающий проблему вопрос, который может быть сформулирован так: имеет ли мир пространственные границы?
Мир - это абстрактные понятие, которое не имеет действительного образа, доступного нашему восприятию или представлению. Невозможно представить мир как целое. Тот же образ, который может возникнуть в связи с понятием мир, например, скопление галактик, это в действительности лишь образ части мира. Итак, мир может лишь отвлеченно мыслиться, но не представляться.
Употребление же понятий пространство, пространственная граница для описания мира связано с образным представлением. Вопрос «имеет ли мир пространственные границы?» принуждает нас отвечать так, как если бы мы отвечали о границах садового участка, страны или галактики, того, границы чего доступны образному восприятию и представлению.
Ставя и/или отвечая на вопрос о границе мира, мы связываем абстрактное понятие мир с образом как мы думаем этого мира, а на самом деле лишь его части. В результате мы пытаемся представить образ того, что образ не имеет (мир, а так же бесконечность и ничто). Отсюда и проистекает наше замешательство.
Тема 7. Философия истории: исторический факт
(Источник: Золотухина-Аболина. Страна Философия)
В советское время массовое сознание формировалось таким образом, что никакого сомнения в достоверности исторических фактов, изложенным в учебниках, не возникало. С младших школьных классов детей целого ряда поколений обучали тому, что Октябрьская революция — это начало истинной истории человечества, конец эксплуататорского общества, что все деяния партии и ее лидеров были справедливы и благотворны, а если встречались отступления от коммунистической нравственности, и то лишь потому, что новый путь труден, противоречив и тернист. В исторических книгах излагались — подчеркиваю! — факты прогрессивности, гуманизма и заботы власти о народе, так же как факты героизма, энтузиазма и самоотверженности народа на пути к прекрасному новому будущему. А потом все перевернулось. И в небольшой исторический срок длиною в пять-шесть лет журналы, газеты, книги стали отрицать прежние факты и извлекать из исторических запасников факты
совершенно иного рода, или же так перетолковывать прежние события, что они наполнялись смыслом, прямо противоположным предыдущему. Именно тогда возникла горькая шутка о том, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым.
Прежде всего, что означает само слово «исторический факт»?
Исторический факт — реально произошедшее событие.
Однако, о существующем мы всегда узнаем с помощью своего восприятия, значит, факт — это то, что было кем-нибудь видено, слышано, пережито и описано в словах.
Социально-исторические факты возникают прежде всего из живого свидетельства людей, непосредственно задействованных в события. Конечно, существуют и факты археологические, когда по предметным останкам прошлого ученые восстанавливают какие-то особенности культуры, например, характер технологии или детали быта, и все же свидетельствующий голос современника куда более важен, ибо дает объемную, разностороннюю, собственно человеческую информацию. «Писаная история» с самого своего начала представлена через «голоса современников»: документы эпохи. Это могут быть приказы и письма, бухгалтерские книги и медицинские прописи, наконец, собственно исторические тексты, ставящие своей целью запечатление текущих событий: летописи, хроники, мемуары.
Ученый-историк, если он изучает свой век, еще может опираться на собственный опыт и на впечатления людей старших поколений, условно говоря, «дедушек и бабушек». Однако тот, кто желает постигнуть былые эпохи, должен изыскивать прежде всего письменные источники, которые станут для него резервуаром фактов.
Говоря о факте, обычно подразумевают его истинность, то есть имеется в виду, что описание соответствует объективному положению дел, отображает историю такой, как она происходила, без лжи, обмана и искажений.
Казалось бы факты указывают: было некое событие или не было. Например, существовал ли Хорь Усама Йошкин? На первый взгляд кажется, что все очень просто, если «да», то «да», если «нет», то «нет». О том, что такой человек существовал, мы можем судить по его документам, по документам, упоминающим его и по рассказам людей, знавших его лично. Однако не все так просто. Даже ныне живущий и здравствующий гражданин не всегда способен удовлетворить свою личность и доказать окружающим, что он — это он. Например, его документы утрачены в военных действиях (что происходит сейчас с сотнями и тысячами людей! (Нет ни паспорта, ни свидетельства о рождении, ни удостоверения, ни дипломов об образовании. Человек оказывается никто. Его личность под вопросом. А вдруг он совсем не тот, за кого себя выдает? Разве так не бывало? На самом деле Петров, а говорит, что Йошкин. На самом деле аптекарь, а говорит, что автомеханик или наоборот. Попавший в подобную переделку честный гражданин оказывается в весьма затруднительном положении, которое точно передается старой формулой «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек». Конечно, можно опереться на свидетельства других людей, лично знакомых с тем, чью личность устанавливают, а если таких людей нет?
При исторических исследованиях мы сталкиваемся с ситуацией, когда все живые свидетели нередко умерли, а документы, удостоверяющие личность, тоже утрачены. Есть косвенные свидетельства, упоминания в разных источниках, возможно, письменные воспоминания, порой — устная молва. Иногда история сохраняет только имя. В этом случае так и остается неясным: был ли человек на самом деле или существовал только миф о нем? Такова фигура Христа. Кроме того, не стоит забывать о разного рода мистификациях, на которые были большими мастерами наши предки. История литературы и искусства полна псевдонимов, за которыми скрываются неведомые лица, розыгрышей и сознательного введения в заблужде-ние общественного сознания. До сих пор ведется, спор о том, существовали ли Шекспир. Из собственной истории мы ,знаем фигуру Козьмы Прудкова, за. которой стояла целая группа авторов-литераторов, а Франция XX породила Николя Бурбаки — собирательный псевдоним математиков-единомышленников.
Вспоминается один из эпизодов романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина», В детстве главного героя один из его знакомых мальчиков, пробегая зимой по льду реки, проваливается в полынью и уходит под воду. Окружающий народ суетится, пытается искать, сует в воду шест, и кто-то произносит недоверчивое: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?» Клим в ужасе, он хочет крикнуть «Был!» и не может. В аналогичную ситуацию нередко попадает историк, когда он задается вопросом «А был ли мальчик?»
Все сказанное касается не только личностей, но и любых событий, вплоть до крупных и значительных.
Исторические факты являются достаточно зыбкими не только в том смысле, что по поводу произошедшего можно сделать вид, будто его вовсе не было. Возможен и обратный процесс. Все та же русская литература рассказывает нам о поручике Киже — фантоме, возникшем из описки чиновника и приобретшего статус онтологической реалии. Киже «как бы есть», в связи с ним принимаются решения, которые можно применить только к реальному человеку, хотя на самом деле он не существует, он — лишь порождение неряшливо оформленного документа.
Возникновение Киже — случайность, а наша современность буквально творит факты, которых на самом деле нет и не было, иногда творит их практически из ничего. (Здесь сразу возникают ассоциации со слоном, которого старательно раздувают из мухи. Как сказал сатирик: «Он делал из мухи слона и торговал слоновой костью»),
«Сотворение фактов» в наши дни стало делом средств массовой информации. Действительно, о том, что где-то совершилось какое-то событие, тем более претендующее на статус «исторического», мы узнаем из передач радио и телевидения. Порой возникновение «события» готовится заранее, массовое сознание «рыхлится» для того, чтобы семена информации быстро взошли. В философии и методологии есть такой термин «эффект Эдипа» или самосбывающееся пророчество. Если днями и неделями по всем каналам телевидения на разные голоса рассказывать, что в определенном регионе страны со дня на день должна начаться война или массовые волнения, если красноречиво размышлять вслух, какие силы и по каким причинам готовят сие событие, то ско-реее всего в ближайшее время что-нибудь действительно разразится. На уровне бытового жаргона это называется «подначивать». Одни обидятся, другие возмутятся, третьи поймут, что их поощряют, и беды не миновать. События и факты возникнут словно по заказу, намеренно или бессознательно вызванные самой ворожбой вокруг темы, ее муссированием, которое разжигает страсти и порождает проекты.
Впрочем, возможен и другой способ «создания фактов». Когда что-то случилось, можно выхватить одну сторону случившегося, опустив все остальные, и сделать из этой одной стороны «полнокровный факт». Например, человека ударили а он дал сдачи. Момент удара спускается, зато «сдачу», отснятую на кинопленку, многократно крутят на экране, сопровождая причитанями о том, как ужасны ЭТИ (дальше можно перечислять и подставлять любое слово: коммунисты, анархисты, монархисты и т. д.) Для массового сознания становится фактом, что такая-то группа людей плоха и аморальна, потому что ее члены «дерутся». У французов есть ироничная поговорка: «О, это такое злое животное! Когда его бьют, оно кусается!»
Не проще обстоит дело с количественными фактами. В ходе реальных событий далеко не всегда есть возможность сразу же зафиксировать, сколько именно людей в них участвовало, каковы количественные показатели, касающиеся разных сторон жизни.
Даже, там, где количественные данные бесспорны и точны, нередко трудно понять, что они обозначают на самом деле. Здесь вспоминается старая шутка о том, что один волос на голове — это мало, а один волос в супе — это много.
Другая народная шутка: «Есть ложь малая, есть ложь большая и есть статистика». Деятельность профессионалов, специально занимающихся количественной стороной социальной жизни, часто подчинена конъюнктуре, политическому заказу. Одни данные утаиваются, другие рекламируются, третьи приуменьшаются, четвертые преувеличиваются. О настоящих количественных данных во многих, случаях приходится судить, лишь сопоставив многие косвенные характеристики общества, проведя сложный и многоступенчатый анализ.