Тема2.5. Учет основных средств


1. Понятие, классификация и оценка основных средств

Основным документом, регламентирующим порядок учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому уче­ту «Учет основных средств».

Основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Согласно ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течении длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и т.д.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;

- достоверное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

- полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

- контроль за сохранностью и эффективностью использова­ния основных средств.

Основные средства группируются по: отраслевому признаку, назначению, степени использования и наличию прав на них.

По отраслевому признаку основные средства делятся на группы: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и т.д.

Такое деление позволяет получить сведения об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства в зависимости от участия хозяйственном обороте подразделяются на:

- производственные основные фонды, непосредственно при­нимающие участие в процессе производства продукции (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и др.);

- непроизводственные основные фонды, не принимающие прямого участия в производстве, но активно влияющие на процесс производства продукции (здания, дворцы и дома культуры, общежития, бани, столовые, прачечные и др.).

По степени использования основные средства подразделяются на:

- действующие (собственные), установленные в цехах органи­зации;

- запасные, находящиеся в резерве и предназначенные для замены;

- бездействующие (на консервации) - излишние, некомплектные и законсервированные;

- находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

По наличию прав на объекты основные средства подразделяются на:

- принадлежащие организации на правах собственности (в том числе сданные в аренду);

- находящиеся у организации в оперативном управлении или в хозяйственном ведении;

- полученные организацией в аренду.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.

Во всех случаях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и видов деятельности применяется единый принцип оценки основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию. Она определяется для объектов:

- изготовленных в самой организации, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц, исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

- внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал - по договоренности сторон (договорная стоимость);

- полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения - по рыночной стоимости на дату оприходования;

- приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств (признается стоимость обмениваемого имущества; исходя из цены в сравнимых обстоятельствах, организация определяет стоимость аналогичных товаров).

Восстановительная стоимость - это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть упла­чена по рыночным ценам в случае необходимости замены како­го-либо объекта на аналогичный новый объект. По восстановительной стоимости основные средства оцениваются в результате их переоценки.

Остаточная стоимость — есть первоначальная или восста­новительная стоимость за вычетом накопленной суммы из­носа.

2. Документальное оформление движения основных средств

Унифицированные формы по учету основных средств утверждены по­становлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утвержде­нии унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Перечень унифицированных форм учетной документации по учету ос­новных средств приведен ниже:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-1а
Акт о приеме-передаче груш объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-16
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств ОС-2
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств ОС-3
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) ОС-4
Акт о списании автотранспортных средств ОС-4а
Акто списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) ОС-46
Инвентарная карточка учета объекта основных средств ОС-6
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств ОС-ба
Инвентарная книга учета объектов основных средств ОС-66
Акт о приеме (поступлении) оборудования ОС-14
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж ОС-15
Акт о выявленных дефектах оборудования ОС-16

Формы заполняются от руки или на компьютере. Если это необходимо, формы можно дополнить новыми реквизитами. Удалять существующие реквизиты нельзя. Размеры бланков, граф и строк можно изменять.

Если предприятие внесло изменение в унифицированные формы, такие документы считаются самостоятельно разработанными. Их необходимо утвердить в учетной политике предприятия.

Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:

• завершения строительно-монтажных работ;

• приобретения за плату;

• безвозмездного поступления;

• поступления в качестве взноса в уставный капитал;

• перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);

• выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;

• получения объектов основных средств от государственного
или муниципального органа при создании унитарной организации.
Во всех приведенных случаях ввод объектов основных
средств в эксплуатацию оформляется актом передачи ф. № ОС-1. Такой же акт выписывается при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию.
Акт приемки-передачи вместе с технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Бухгалтерия открывает инвентарные карточки (производит запись в инвентарной книге) или делает отметку о выбы­тии объекта в инвентарной карточке (книге).

3. Синтетический и аналитический учет основных средств.

Синтетический учет основных средств - это обобщение ин­формации о наличии и движении принадлежащих организа­ции основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.

Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ ос­новных средств».

Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвен­тарный объект или на группу однотипных объектов. Заполне­ние инвентарных карточек (книг) производится на основе пер­вичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов.

Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не ведут.

Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) со­ставляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае когда в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования объекта произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

Основные средства учитываются на активном счете 01 «Ос­новные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первона­чальной стоимости основных средств.По дебету записывают первоначальную стоимость посту­пивших основных средств и их дооценку, а по кредиту - выбы­тие основных средств и их уценку.

Поступили основные средства по первонача­льной стоимости (в том числе услуги по достав­ке, оплата комиссионных и другие расходы):

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечислено юридическим лицом за основ­ные средства:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 «Расчетные счета».

На сумму начисленного НДС по закуплен­ным основным средствам:

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Оприходованы (переданы в эксплуатацию) основные средства:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Оприходованы основные средства, внесенные учре­дителями в счет их вкладов в уставный капитал:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 75 «Расчеты с учредителями».

Безвозмездно получены от юридических и физи­ческих лиц по договору дарения, а также в качестве субсидии правительственного органа:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

Оприходованы неучтенные основные средства, вы­явленные при инвентаризации:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Отражено увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов при переоценке:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 83 «Добавочный капитал».

4. Способы начисления и учет амортизации основных средств.

Амортизация - постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления - денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объ­ектов основных средств.

Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на правах собст­венности хозяйственного ведения, оперативного управления. Амортизация начисляется по объектам основных средств, на­ходящихся в организации на правах собственности, хозяйст­венного ведения, оперативного управления.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного периода производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисляемой годовой суммы. По вновь поступившим объектам амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта в эксплуатацию, а по выбывшему - заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем до полного погашения или списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности.

Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации и списания ее на затраты на производство или расходы на продажу в течение нормативного срока их эксплуатации по нормам, установленным в законодательном порядке и с учетом принятой организацией учетной политики.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств может производиться одним из следующих способов:

линейным;

списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ, услуг);

уменьшаемого остатка;

списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется по первоначальной стоимости объекта основных средств и норме амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений составит 20% , а годовая сумма амортизации - 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).

При способе списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных от­числений производится, исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предпо­лагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного ис­пользования объекта основных средств.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.

Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования составляет 150 тыс. ед.

Соотношение стоимости объекта основных средств и пред­полагаемого объема продукции за весь срок полезного исполь­зования равен 20% (30 : 150 • 100).

Выпуск продукции в отчетном году - 30 тыс. ед. (150 : 5). Годовая сумма амортизационных отчислений составляет 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется по остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и норм амортизации, исчисленной исходя из срока полезного исполь­зования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавли­ваемого в соответствии с законодательством Российской Феде-• рации. По движимому имуществу, составляющему объект фи­нансового лизинга и относимому к активной части основных средств, в соответствии с условиями договора-лизинга коэффи­циент ускорения не может быть выше 3.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма аморти­зации - 20%, а коэффициент ускорения - 2. Расчет амортизации по годам.

Первый год - 12 тыс. руб. (30 • 20 • 2): 100. Остаточная стои­мость - 18 тыс. руб. (30 - 12).

Второй год - 7,2 тыс. руб. (18 • 20 • 8): 100. Остаточная стои­мость - 10,8 тыс. руб. (18-7,2).

Третий год - 4320 руб. (10 800 руб. • 20 • 2): 100. Остаточная стоимость - 6480 руб. (10 800 - 4320) и т.д.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет сро­ка полезного использования годовая сумма амортизацион­ных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотноше­ния, где в числителе - число лет, остающихся до конца службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет экс­плуатации объекта - 15.

Расчет амортизации погодам.

1-й год - 10 тыс. руб. (30 • 5/15) 2-й год - 8 тыс. руб. (30 • 4/15)

3-й год - 6 тыс. руб. (30 • 3/15) 4-й год - 4 тыс. руб. (30 • 2/15)

5-й год - 2 тыс. руб. (30 • 1/15)

Начисление амортизационных отчислений приостанавли­вается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев, а также по решению руководителя организации в случае нахождения их на реконструкции, модернизации и на консервации с про­должительностью более трех месяцев.

Амортизация не начисляется по объектам основных средств:

• жилищному фонду;

• объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специа­лизированным сооружениям судоходной обстановки и тому подобным объектам);

• продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям;

• многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатацион­ного возраста;

• приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.д.);

• по фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях;

• по объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные уча­стки, объекты природопользования);

• по объектам основных средств некоммерческих органи­заций.

Метод начисления амортизации в налоговом учете. Амортизацию по основным средствам (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств амортизационных групп 8-10) можно начислять двумя методами:

1) линейным методом. Норма амортизации рассчитывается по формуле: К = 1 / n х 100 %, где n – срок полезного использования основного средства в месяцах. Сумма начисленной за каждый месяц амортизации будет равна произведению нормы амортизации и первоначальной стоимости основного средства;

2) нелинейным методом. Норма амортизации рассчитывается по формуле: К = 2 / n х 100%, где n – срок полезного использования основного средства в месяцах. Сумма начисленной за каждый месяц амортизации будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости ОС на начало месяца.

Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Кредитовое сальдо счета 02 отражает:

во-первых, сумму начисленной амортизации по поступив­шим и действующим основным средствам;

во-вторых, сумму возмещенной (накопленной) стоимости основных средств с момента вступления их в эксплуатацию до отчетного периода или до полного выбытия.

По дебету отражают сумму амортизации по выбывшим ос­новным средствам.

Начисленную сумму амортизации относят на затраты про­изводства и расходы на продажу, что оформляется провод­кой:

Дебет 20 «Основное производство», 44 «Расходы на прода­жу» и др.

Кредит 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в аренду на условиях воз­врата, арендодатель сумму начисленной амортизации отража­ет по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту сче­та 02 «Амортизация основных средств».

При выбытии основных средств во всех случаях делаются проводки:

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации»;

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы », субсчет 3 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств».

 

5.Учет затрат на ремонт основных средств.

Восстановление основных средств происходит посредством их ремонта (текущего, среднего и капитального). Текущим ре­монтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодич­ностью менее одного года. Основная его цель - поддержание объекта в рабочем состоянии. При среднем ремонте произво­дится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восста­новление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года. Капитальный ремонт - ремонт, при котором производится смена изношенных элементов и конструк­ций или замена их на более прочные и экономичные, улуч­шающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Ремонт про­изводится за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ре­монт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финан­сирования и т.д. ,

Ремонт основных средств может проводиться хозяйствен­ным и подрядным способом.

При хозяйственном способе организация осуществляет ремонт своими силами, и все затраты по ремонту отражаются в бухгалтерском учете этого организации. Бухгалтерия на основании ведомости дефектов и наряд-заказа выписывает документы на получение со склада необходимых запасных частей материалов, рабочие наряды для проведения ремонта основных средств.

При капитальном ремонте, осуществляемом подрядным способом, все затраты по ремонту основных средств отражают­ся в бухгалтерском учете подрядчика. Работы осуществляют­ся на основании договора подряда. По окончании ремонта объ­ект принимается на основании акта приемки-сдачи отремон­тированных, реконструированных и модернизированных объ­ектов (ф. № ОС-3). Законченные капитальные работы оплачиваются подряд­чику из расчета сметной стоимости работ. На стоимость за­конченных капитальных работ подрядчики представляют организации счета, на основании которых составляются проводки:

1. Дебет 20 «Основное производство»

Или Дебет 96 «Резерв предстоящих расходов».

Или Дебет 97 «Расходы будущих периодов»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму принятых ремонтных работ.

2. Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - по принятым ремонтным работам.

3.Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетные счета» - при оплате счетов подрядчи­ков.

6.Учет продажи и прочего выбытия основных средств.

Объекты основных средств выбывают в результате:

• продажи или продажи;

• списания в случае морального или физического износа;

• передачи объектов основных средств в виде вклада в устав­ный (складочный) капитал других организаций;

• ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

• передачи по договорам мены, дарения;

• списания объектов основных средств, ранее сданных в арен­ду с правом выкупа, в момент перехода собственности на указанные основные средства к арендатору;

• по другим причинам.

Для списания объек­тов основных средств в органи­зациях создаются комиссии, в состав которых входят должно­стные лица, в том числе и главный бухгалтер.

На основании оформленных актов делаются соответствую­щие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководите­лем организации.

Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица в обмен на дру­гой товар по договору мены, то такие операции оформляются ак­том (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объ­ектов основных средств, ведется на результативном счете 91-3 «Выбытие основных средств».

Операции, связанные с продажей основных средств, предпо­лагают и налоговые обязательства.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности организаций для всех случаев
выбытия (продажа, списание, взносы в уставный капитал
другой организации, передача для совместной деятельности, безвозмездная передача и т.д.) используется счет 91«Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств».

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации (происходит уменьшение первона­чальной стоимости основных средств);

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта.

В дальнейшем в дебет 91-3 записывают все расходы, связан­ные с выбытием основных средств, а в кредит - доходы от их выбытия:

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и т. д. - списание затрат, связанных с продажей основных средств;

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражение за­долженности бюджету по НДС;

Дебет 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 62 «Рас­четы с покупателями и заказчиками»

Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - записываются суммы выручки, причитающиеся к получению;

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются ма­териалы, лом, утиль, полученные при ликвида­ции объектов (по рыночным ценам).

По окончании отчетного периода определяют финансовый результат. Если кредитовая сумма счета 91-3 больше дебето­вой, то организация получила доход:

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (это саль­до ежемесячно заключительными оборотами списывается в прибыль организации провод­кой Дебет 91-9, Кредит 99).

В случае получения убытка запись по счетам имеет вид:

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»,

Определение финансового результата при ликвидации объ­екта ведется по счетам:

а) при получении прибыли –

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на списа­ние дохода на субсчет сальдо (99-9);

Дебет 91 –9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на получение прибыли;

б) при наличии убытков -

Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - на списание рас­ходов;

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Передача основных средств в виде вклада в уставный капитал других орга­низаций:

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 01«Основные средства» — на остаточную стоимость объекта;

Дебет 91-3«Выбытие основных средств»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми», 23 «Вспомогательные производства» и др. - по расходам, связанным с передачей основных средств;

Дебет 58 «Финансовые вложения»

Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - по суммам вклада на договорную стоимость основных средств.

Отражение финансовых результатов - по счетам бухгал­терского учета имеет вид:

а) при получении прибыли -

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на списа­ние доходов;

Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на полученную при­быль;

б) при наличии убытка -

Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

91-3 «Выбытие основных средств» - на списание рас­ходов;

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 91-3 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму • полученных убытков.

Безвозмездная передача основных средств:

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта;

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - по начислениям НДС на переданные основные средства;

Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 23 «Вспо­могательные производства» и другие - учитыва­ются расходы, связанные с передачей основных средств;

Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов расходов»

Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - списываются потери от безвозмездной передачи основных средств;

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — на сумму полученного убытка.