Лекция 16


Тема:ИТ в образовании. Технология дистанционного обучения. Требования к электронным учебникам. Обучающие программы.

План:

1. Роль и значение автоматизированных обучающих систем в образовании;

2. Роль методического обеспечения;

3. Общие сведения об электронных учебниках;

 

Ключевые слова:

 

В условиях происходящих коренных изменений в системе высшего образования при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов (СРС), которая является необходимым условием развития у будущих специалистов целевой готовности к профессиональному самообразованию. Для эффективности СРС необходимо выполнение целого ряда условий:

· обеспечение рационального сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;

· методически правильная организация аудиторной и самостоятельной работы студентов;

· обеспечение студента необходимыми методическими материалами;

· контроль за организацией и ходом СРС и наличие мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Одним из возможных путей практической реализации перечисленных условий и, как следствие, повышения эффективности СРС является использование в процессе обучения электронных учебников (ЭУ), позволяющих постоянно обновлять и дополнять исходную информацию, изменять параметры изучаемых моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей.

Развитие обучающих систем в настоящее время идет в направлении придания им свойства адаптации к целям и условиям обучения.

В течении почти ста лет психологи значительную часть своих научных усилий тратили на то, чтобы понять процесс «научения». При этом исследовались, главным образом, факторы, влияющие на быстроту усвоения и утрату полученных знаний. В результате этих усилий был установлен ряд надежных принципов, которые могут быть использованы для построения схем обучения.

Принципы обучения имеют прямое отношение к разработке автоматизированных обучающих систем, в частности и электронных учебников. Рассмотрим кратко каждый из этих принципов:

1. Обучение идет быстрее и усваивается глубже, если учащийся проявляет активный интерес к изучаемому предмету.

2. Обучение является более эффективным, если формы приобретения знаний и навыков таковы, что без труда могут быть перенесены в условия "реальной жизни", для чего они и предназначены. Обычно это означает, что учащемуся важнее научиться находить правильные ответы на вопросы, чем просто узнавать их.

3. Обучение идет быстрее, если учащийся "узнает результат" каждого своего ответа немедленно. Если ответ правилен, то учащийся должен тотчас получить подтверждение этого, если неправильный - он столь же быстро должен узнать об этом. Даже незначительная задержка резко тормозит обучение. В настоящее время наши учащиеся вынуждены часто подолгу ждать результатов своего ответа.

4. Обучение идет быстрее, если программа по предмету построена по принципу последовательного усложнения материала. Занятия следует начинать с самых простых заданий, для выполнения которых учащийся уже владеет необходимыми навыками и знаниями. Постоянно уровень сложности материала повышается. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнута желательная степень опытности и умения.

5. Знание результатов своей работы стимулируют выполнение очередного задания. Трудности, которые учащемуся необходимо преодолевать, должны возникать перед ним последовательно одна за другой, а успешное их преодоление развивает высокий уровень активности.

6. Поскольку обучение само по себе индивидуально, процесс обучения следует организовать так, чтобы каждый ученик мог проходить программу соответственно своим индивидуальным особенностям. По ряду причин одни усваивают материал быстрее других, поэтому обучение тех и других в одной группе затруднительно.

Решение многих из этих проблем возможно только с использованием обучающих программ. Лишь очень немногие из тех, кто работает в области создания таких программ, намереваются создать средство, предназначенное для замены учителя в классной аудитории. Самое большое, на что можно реально рассчитывать, - это надеяться, что эти системы облегчат труд учителя, освободив его от функций которые учитель и так почти не может выполнить, а именно на протяжении всего курса предмета, на каждом этапе немедленно после усвоения материала контролировать результат. Тогда у учителя будет больше возможностей для выполнения задач, которые под силу только человеку-учителю и в выполнении которых никакая машина не может его заменить.