Инвентаризация ОС.
Переоценка ОС.
Организация имеет право самостоятельно производить переоценку объектов ОС, но не чаще одного раза в год по состоянию на 01.01 отчётного года. При принятии решения о переоценке по таким ОС следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно. Не подлежат переоценке стоимость земельных участков и объектов природопользования.
Проведение переоценки можно производить двумя способами:
1) индексации балансовой стоимости объекта– с применением индексов, как правило, устанавливаемых государством. При этом первоначальная стоимость объекта и сумма начисленной амортизации умножаются на соответствующие индексы изменения их стоимости.
2) прямого пересчёта (прямой оценки) – согласно документально подтверждённым данным о рыночной цене объекта. Для этого могут быть использованы:
- данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей,
- сведения об уровне цен из Госстатистики,
- цены, опубликованные в средствах массовой информации.
Сумма дооценки объекта ОС в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации.( Д 01 К 83, Д 83 К 02 ). Но сумма дооценки объекта ОС, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода, т.е. на счет 91 «Прочие доходы и расходы» (Д 01 К 91, Д 91 К 02 ).
Сумма уценки объекта ОС в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (Д 84 К 01, Д 02 К 84 ). Сумма уценки объекта ОС в результате переоценки относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (Д 83 К 01, Д 02 К 83 ). Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)» ( Д 84 К 01 , Д 02 К 84 ).
При выбытии объекта ОС сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации ( Д 83 К 84 ).
В бухучёте при переоценке ОС делаются следующие записи:
1) При дооценке объекта:
– отражается сумма дооценки объекта Д 01 К 83
– списывается суммы индексированной амортизации ОС Д 83 К 02
2)При уценке объекта
- отражается сумма уценки объектов ОС Д 83 К 01
- уменьшается суммы индексированной амортизации ОС Д 02 К 83
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации проводится в соответствии со ст.12 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» № 129 от 21.11.96, которым определены цели инвентаризации, случаи проведения обязательных инвентаризаций и порядок регулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, а механизм ее проведения раскрывается в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств РФ от 13.06.95 № 49. При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться Положением по ведению бухучета и бухгалтерской отчётности в РФ приказ №34н, от 29.07.98г.
Для обеспечения достоверности данных бухучёта и отчётности, соответствия учётной оценке ОС реальной (рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию ОС. При этом:
- выявляется фактическое наличие объектов,
- проверяются содержание и эксплуатация ОС.
Инвентаризация ОС может проводиться не реже одного раза в 3 года в сроки, установленные предприятием (библиотечные фонды – 1 раз в 5 лет), кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного предприятия;
2) перед составлением годового бухгалтерского отчёта не ранее 1.10 отчётного года;
3) при смене МОЛ;
4) при установлении фактов хищений;
5) в случаях стихийных бедствий, пожара;
6) при реорганизации или ликвидации организации.
Инвентаризации подлежит имущество арендованное. Инвентаризация ОС проводится по месту нахождения их и по каждому МОЛ.
Инвентаризацию ОС проводит рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии бухгалтера.
До начала инвентаризации:
1) выверяют данные бухучёта о наличии и техническом состоянии всех ОС (инвентарные карточки, инвентарные книги);
2) проверяют наличие и состояние технических паспортов, поэтажных планов зданий;
3) классификацию ОС по видам и технико-производственному назначению.
По результатам выверки вносят необходимые уточнения в учётные записи и после этого приступают к инвентаризации.
При инвентаризации члены комиссии в присутствии лиц, ответственность за сохранность ОС, осматривают объекты в натуре и записывают их полное наименование, назначение и инвентарные номера в инвентарную опись ОС формы № инв.-1. Затем составляют «Сличительную ведомость результатов инвентаризации ОС» № инв.-19.
Объекты, не числящиеся в учёте, также включают в инвентарную опись. На них оформляют акт, в котором комиссия оценивает неучтённые объекты и их износ. Комиссия должна потребовать письменное объяснение от работника, которое позволит установить порядок регулирования расхождения данных бухучёта и инвентаризации.
1) Выявленные неучтённые объекты ОС приходуют:
- по первоначальной стоимости Д 01 К 91/1
- на сумму износа Д 91/2 К 02
2) Установленную недостачу ОС отражают:
- на первоначальную стоимость Д 01/2 К 01
- на сумму износа Д 02 К 01/2
- на остаточную стоимость Д 94 К 01/2
При установлении виновника и признании его судом
3) недостачу относят на виновное лицо Д 73/2 К 94
В случае отсутствия виновного лица,
4) списывают сумму недостачи на убытки Д 91/2 К 94
Результаты инвентаризации отражают в бухучёте того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
Результаты годовой инвентаризации отражают в годовой бухгалтерской отчетности.
Учёт затрат на восстановление ОС.
Для поддержания ОС в рабочем состоянии, а также приведение их в соответствии с требованиями научно-технического прогресса на объектах проводят работы по их восстановлению. Затраты на восстановление объекта ОС отражаются в бухучете отчетного периода, к которому они относятся.
К работам по восстановлению ОС относятся:
1) модернизация и реконструкция ( работы капитального характера, проведение которых улучшает показатели функционирования объектов ОС (срок полезного использования, мощности, качество применения) ПБУ 6/01 п.27.
2) ремонты ОС, в зависимости от сложности работ:
а) работы по обслуживанию и текущему ремонту – это работы по систематическому и своевременному предохранению ОС от преждевременного износа и поддержания их в рабочем состоянии;
б) средний ремонт – это работы в зависимости от вида ОС с периодичностью проведения до 1 года;
в) капитальный ремонт – наиболее сложный вид ремонта, как правило, с периодичностью свыше 1 года. Работы капитального характера предполагают полную разборку агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замену или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, сборку, регулирование и испытание агрегата, замену труб подземных сетей в зданиях, замену изношенных конструкций. В результате капитального ремонта основные технические характеристики машин и оборудования восстанавливаются и доводятся до уровня их новых видов.
Для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации применяется Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов форма № ОС-3.
Учет затрат на ремонт объектов ОС.
Организация осуществляет данные работы в определённом порядке и в сроки, установленные планом ремонта и системой планово-предупредительного ремонта. Указанная система ремонта разрабатывается организацией самостоятельно, с учётом видов ОС, их технических характеристик, условий эксплуатации…
В соответствии с Положение о составе затрат стоимость работ на проведение ремонта включается в состав издержек производства.
Вариантность отражения в бухучёте затрат на проведение ремонтов зависит от принятой предприятием учётной политики. Затраты могут быть отражены в учёте четырьмя способами:
1)Затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчётного периода (п.6 постановления Совета Министров СССР от 22.10.90г. №1072) и отражаются по Д 20, 44.
2) Создаётся резерв для финансирования затрат на ремонт. Ежемесячные отчисления формируют источник финансирования ремонта Д 20 К 96. Затраты отражаются по Д 96.
3) Затраты на ремонт предварительно отражаются в составе расходов будущих периодов, что предполагает использование сч.97 для отражения расходов с последующим списанием их в себестоимость равными долями ежемесячно Д 20 К 97.
4) Создаётся специальный ремонтный фонд для проведения в течение ряда лет особо сложных видов ремонта.
Ремонты могут производиться хозяйственными или подрядными способами.
1 способ. - Наиболее простым способом учёта ремонтных работ является включение их в себестоимость продукции в текущем отчётном периоде.
а) При проведении ремонта хозяйственным способом выполняются проводки:
- приобретены материалы, запчасти и комплектующие детали для проведения ремонта Д 10 К 60
- НДС Д 19 К 60
-на стоимость, израсходованных МЦ в ходе проведения ремонта