Главные черты социально-экономической политики правительств западных стран после Второй мировой войны


КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

 

Таблица 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Операционные информационные системы обрабатывают генерируемые в ходе бизнес- операций данные Информационные системы менеджмента обеспечивают информацию и поддержку принятия эффективных управленческих решений Другие информационные системы
Системы обработки трансакций позволяют накапливать и трансформировать данные о трансакциях и генерируют необходимую документацию Информационные системы отчетности обеспечивают информацию в форме предписанных отчетов Системы поддержки групповых решений- это интерактивные компьютерные системы, которые облегчают принятие групповых решений
Системы контроля над производственными процессами осуществляют мониторинг и контроль над процессами производства   Системы поддержки принятия решений обеспечивают необходимую менеджерам в процессе принятия решений интерактивную поддержку Экспертные системы способствуют разрешению повторяющихся проблем в узких областях деятельности
Офисные автоматизированные системы позволяют ускорить офисные процедуры, способствуют улучшению коммуникаций и повышению производительности Системы информации испол­нительного руководства обеспечивают высший менеджмент специально организованной информацией  

 

1. Социал-реформистская политика и ее влияние на развитие западных стран.

2. Структурный кризис 70-х годов.

3. Неолиберальные реформы, их достижения и противоречия.

Вторая мировая война нанесла сильный удар по экономике ведущих стран мира. Исключением стали США, где за годы войны экономическое развитие ускорилось. В других странах в первые послевоенные годы наблюдались дезорганизация экономики, нехватка промышленных товаров и продовольствия, высокая инфляция и безработица. Для решения экономических трудностей правительства абсолютного большинства западных стран перешли к использованию методов государственного регулирования экономики и социальных отношений, взяв на вооружение ее социал-реформистский вариант этатизма.

Во второй половине 40-х – 70-е годы государственное регулирование постоянно расширялось. Оно проявилось в следующем:

1) были созданы государственные секторы экономики, включавшие в себя жизненно важные отрасли: металлургию, угледобычу, энергетику, транспорт, автомобиле- и авиастроение. В 70-е годы госсекторы производили 15-20 % промышленной продукции. Исключением стали США, где в госсектор входили объекты инфраструктуры, а не промышленные предприятия;

2) вводилось индикативное планирование, при котором государство устанавливало общие параметры развития экономики, но не вмешивалось в развитие отдельных предприятий, как это было в социалистических странах;

3) государство использовало множество прямых и косвенных методов регулирования деятельности частных компаний (налоги и кредиты, контроль над ценами, курсами валют, торговыми операциями и т.д.).

В социальной сфере правительства индустриально развитых стран в 50-70-е годы проводили политику «выравнивания доходов». Её цель заключалось в том, чтобы сократить разрывы в уровне доходов населения и снизить социальные противоречия в обществе. Политика «выравнивания доходов» проявилась в постоянном повышении зарплат рабочих и служащих, в строительстве дешёвого жилья, в специальных государственных программах развития образования и здравоохранения. Одновременно государство постоянно расширяло систему социальной защиты, увеличивая число пособий и количество их получателей.

В 50-60-е годы политика госрегулирования содействовала ускорению экономического развития ведущих индустриальных стран. В это время их экономика увеличивала производство в среднем на 5 % в год. В 50-60-е годы особенно быстро развивались Япония и ФРГ. В 60-е годы резко ускорилось развитие Франции и Италии. США в 50-е годы развивались средними темпами и ускорились в 60-е годы. Медленнее всего развивалась Великобритания, за которой закрепилось прозвище «больного человека Европы». Одновременно политика «выравнивания доходов» привела к повышению жизненного уровня населения и к укреплению политической стабильности.

В начале 70-х годов темпы развития ведущих стран мира замедлились, а в 1973 – 1975 гг. их поразил экономический кризис, который стал самым сильным со времени кризиса 1929 – 1933 гг. Только в 1978 – 1979 гг. главные западные страны сумели достичь докризисного уровня, но в 1980 – 1982 гг. последовал новый кризис.

Главной причиной кризисов стала политика госрегулирования. В 70-е годы резко повысились мировые цены на нефть и сырьё, что остро поставило вопрос о переходе к энерго- и ресурсосберегающим технологиям. Такие технологии уже были разработаны, причём количество новых технологий постоянно росло. Однако частные компании не спешили внедрять их и даже начали массово сокращать инвестиции в производство. Это объясняется тем, что государство своим регулированием не позволяло предприятиям приспособиться к новой ситуации. Во-первых, предпринимателям для проведения изменений на предприятиях необходимо было получить разрешение от государства, что ограничивало свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, постоянное расширение социальных расходов в 50—70-х гг. привело к росту инфляции и налогов, что вызвало сокращение прибылей частных компаний. Кроме того, политика «выравнивания доходов» привела к росту социального иждивенчества, когда многие безработные предпочитали жить на пособие, а не искать работу. К концу 70-х годов стало ясно, что госрегулирование тормозит экономическое развитие и экономический прогресс.

В 80-е годы в ведущих индустриальных странах стала проводиться неолиберальная социально-экономическая политика, направленная на сокращение госрегулирования и предоставление большей экономической свободы частному сектору. В экономической сфере ее главными компонентами стали:

1) приватизация большинства государственных предприятий;

2) сокращение государственных расходов для снижения инфляции;

3) снижение налогов на частные предприятия;

4) ликвидация многих ограничений свободы предпринимательской деятельности;

5) поддержка государством мелкого и среднего бизнеса.

В социальной сфере одним из направлений неолиберальной политики стало сокращение социальные расходы, в которых правительства видели причину инфляции, высоких налогов, сокращения деловой активности и социального иждивенчества. Сокращение социальных расходов проявилось в «замораживании» зарплат, сокращении числа пособий и уменьшении числа их получателей. Вторым направлением стало проведение политики «народного капитализма». Её суть заключалась в том, чтобы превратить лиц наёмного труда в частных собственников. Для этого государство начало продавать часть акций приватизируемых компаний их сотрудникам и лицам со средними доходами, а также помогало рабочим и служащим открывать свой бизнес.

Неолиберальная политика привела к росту частных производственных инвестиций, позволила провести технологическое обновление предприятий и наладить производство тысяч новых товаров. В 1983-1990 гг. наблюдался экономический подъем, который содействовал сокращению безработицы и, в сочетании с действиями по укреплению финансовой стабильности, содействовал росту реальных доходов населения. Но в 90-е годы проявились и недостатки неолиберального курса. Одним из них стало усиление стихийности экономического развития и увеличение вероятности кризисов. В 1990 – 1992 гг. произошёл экономический спад, в 1993-2000 гг. — экономический подъём, но с более низкими темпами развития. В 2001-2003 гг. последовал новый спад, который сменился периодом неуверенного подъема, а в 2008 г. разразился сильный кризис, который окончательно не преодолен по сегодняшний день. Еще одним недостатком неолиберальной политики стала низкая эффективность ее рецептов борьбы с безработицей. Третьим противоречием является неспособность правительств западных стран противостоять негативным последствиям глобализационных процессов. В социальной сфере неолиберальная политика стала причиной усиления социального неравенства и появления категории «новых бедных».

Начиная с 90-х годов, правительства западных стран подкорректировали неолиберальную политику, увеличив социальные расходы и предприняв шаги по борьбе с неравенством. Но главные направления неолиберального курса сохранились, так как он отвечает объективным требованиям современного этапа развития западного общества.