ИНФОРМАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ


РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

 

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.

1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес; в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач.

2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

 

Для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации - структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

 

Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.

 

 

Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. В соответствии с уровнями управления традиционно в законченной ИС выделяют 3 уровня информации: оперативный, тактический и стратегический.

Рис. 2. Иерархия информации в информационной системе

 

Оперативная информация нижнего уровня требуется в повседневной работе. Она первична, часто обновляема и является основной в информационной иерархии ИС. Ее обработка автоматизируется в первую очере6дь. Причем назначение программного обеспечения этого уровня во многом состоит в фиксации изменений и движений данных, выводе требуемых печатных отчетов. Этот уровень сегодня представлен большим количеством автономных программных систем для решения бухгалтерских, складских и других задач «кусочной» автоматизации самый эффективный инструмент обработки оперативной информации – СУБД MS Access.

 

Тактическая информация получается путем обобщения информации оперативного уровня и предназначена для руководителей среднего звена. Она представляет собой различные варианты решения на основании соответствующих запросов.

 

Стратегическая информация получается в результате обработки оперативной и тактической и предназначена для руководства. Она содержит краткие, информативные сводки, отчеты, прогнозы. На ее основе осуществляется долгосрочное планирование и разработка политики предприятия в целом.

 

Автоматизация обработки тактической и стратегической информации требует реализации в ИС функций принятия решений, требует более мощного и гибкого программного обеспечения с элементами «искусственного интеллекта».

 

Обработка оперативной информации фактически представляет собой конторскую работу, связанную со сбором и первичной обработкой данных. Формированием документов, справок. Автоматизация этой деятельности привела к появлению концепции электронного офиса и, соответственно, офисных пакетов (MS Office, Perfect Office и пр.). И если в организации нет единой ИС, то многие задачи оперативного и тактического уровня могут решаться с их помощью. Примечательно, что около 70% всего парка персональных компьютеров используются как раз для автоматизации учрежденческой деятельности с использованием офисных пакетов.