ИСКУССТВО И НАУКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ


Прогнозирование как наука начало формироваться лишь в середине XX в. и до второй мировой войны грань между прогнозированием возможного технологического прогресса, ведущего к будущему, и обыкновенной фантазией была малоразличима.

Недостаточное внимание уделялось анализу и оценке действительной реализуемости предсказываемых событий.

Что же такое прогнозирование в сегодняшнем понимании? Согласно Г. Тейлу, прогноз – «это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий». Термины «суждение» и «событие» получают здесь свободное толкование. Совершенно необязательно, скажем, чтобы это суждение появилось в письменной форме.

Одной из первых работ, предшествовавших формированию прогнозирования как современной науки, является опубликованное известным американским инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических прогнозов.

В своей работе Фернас ограничился только тем, что пытался исследовать шансы достижения целей при автоматическом процессе развития. При этом был недостаточно точен. Так, относительно создания телевидения, несмотря на то, что неза­долго до этого была продемонстрирована электронно-лучевая трубка, он говорил: «Я жду, когда у меня будет телевизор, но я не могу жить вечно».

Он проводил аналогию с появлением радио, когда от момента первой передачи радиоимпульсов в 1840 г. до первого прозвучавшего по радио выступления прошло около 80 лет.

Другим известным ученым, внесшим существенный вклад в создание науки прогнозирования, был Джилфиллан. Он в 1937 г. также указал на принципиальную возможность создания телевидения, однако высказал неуверенность в том, что его примут массы, а самое главное, что они согласятся за него платить.

Однако уже в следующем году в Англии начались регулярные телевизионные передачи.

Джилфиллан в своей работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецем, им самим в период 1910-1920 гг., и установил, что не менее 75% из них оказались правильными.

В 1952 г. Джилфиллан публикует солидный обзор состояния технологического прогнозирования, где впервые подчеркивает принцип соответствия запросам удачного момента.

При этом он перечисляет основные этапы прогнозирования, получившие в дальнейшем название изыскательских.

В своей работе он, в частности, проанализировал судьбу 19 наиболее полезных изобретений, внедренных в течение 25 лет до начала первой мировой войны, и указал на значительные временные лаги (запаздывания) от момента возникновения первой идеи до реализации изобретения.

Для указанных изобретений этот период оказался равным 176 годам.

Для более чем 200 важных изобретений, сделанных в период между 1787 и 1935 гг., этот период колебался в среднем от 33 до 38 лет.

Говоря о технологическом прогнозировании, мы имеем в виду не традиционное, а расширенное понимание термина «технология», означающее широкую область целенаправленного применения физических наук, наук о жизни и наук о поведении.

Технологии разбиты на 8 уровней, начиная от возникновения первой идеи (уровень, условно названный «Научные ресурсы») и кончая широкой ее реализацией в обществе (уровень, условно названный «Общество»).

Основные уровни технологий представлены в таблице 1 в порядке возрастания их общественного значения и стадии реализации идеи.

Переход от более низкого уровня реализации идеи к более высокому называется перемещением технологии. Для реализовавшихся важных идей характерно последовательное перемещение технологий от низшего до высшего уровня.

 

Таблица 1

Основные уровни технологий и стадии реализации

Стадии реализации идеи Уровни перемещения технологии Примеры
Уровни разработки 1. Научные ресурсы полу-проводимости Обнаружение естественного явления
2. Технологические ресурсы Методы диффузии, пленочные методы
3. Элементарная технология Технология твердотельных элементов, интегральных схем
4. Функциональные Системы связи на твердотель­ных элементах и функциональные подсистемы
5. Применения Рынок для систем связи
6. Окружающая среда Отрасли промышленности, про­изводящие средства связи
Уровни воздействия 7. Социальные системы Оборона и другие общенациональные аспекты
8. Общество Воздействие средств связи на общество