III. Научное наследие Н.А. Рожкова.


Марксистский формационный подход в истории развивал ученик В.О. Ключевского Николай Александрович Рожков (1868-1927). Под влиянием учителя у Рожкова возник интерес к социально-экономическим проблемам и к социальной психологии. Другой его стихией стала политика. В 1905 году он примкнул к социал-демократическому движению. После революции 1917 года Рожков осуждал крайности большевистского режима, за что был арестован. В 1922 году советское руководство рассматривало вопрос о высылке ученого за границу. В конце концов, Рожков примирился с большевиками, и посвятил себя педагогической и административной деятельности.

В молодости Рожков испытал влияние философии и социологии Огюста Конта. В процессе подготовки монографии «Сельское хозяйство Московской Руси в XVI веке» он стал «фактически марксистом». Знакомство с трудами К. Маркса и других социалистов довершили его воспитание в духе марксизма. Рожкову был присущ творческий подход к марксизму. Например, он считал, что экономический строй определялся не способом производства, а плотностью населения. Именно рост плотности населения заставлял человека перейти от добывающего хозяйства к производящему хозяйству. В этом Рожков видел основу экономического прогресса.

Сам Рожков именовал себя критическим позитивистом. Чтобы объяснить многообразие исторической жизни, считал он, необходимо опираться на экономический материализм и психологическую школу в позитивистской социологии. Марксизм помогает объяснить экономический, социальный и политический процессы общественного развития, но не объясняет процессы духовной жизни. Психологическая школа в позитивистской социологии помогает историку раскрыть духовную культуру общества и роль психологического фактора в эволюции экономического строя. Рожков пришел к выводу, что психологический склад общества слагается под воздействием хозяйственных явлений, общественного устройства и государственного строя.

Рожков предложил собственную реконструкцию истории человеческого общества, основанную на экономическом факторе и развитии психологических типов человека. Он подразделил мировую историю на четыре периода. В связи с этим Рожков определяет исторический прогресс как развитие производительных сил и раскрепощение личности.

В диссертации «Сельское хозяйство в Московской Руси в XVI веке» (1899) Рожков выступил как новатор статистического метода обработки писцовых книг. Применительно к первой половине XVI века он обосновал положение о господстве паровой зерновой системы в центральных районах Московского царства. Он впервые установил приблизительные данные о тогдашних размерах крестьянских наделов, о соотношении оброка и барщины. Выявленные статистические данные позволили Рожкову говорить о медленном и постепенном зарождении в течение XVI века денежного сельского хозяйства.

С другой стороны, Рожков первым привел статистические данные о хозяйственном кризисе последней трети XVI века, который проявил себя в запустении сел, распространении примитивного перелога, уменьшении размеров крестьянских наделов, увеличении цен на сельскохозяйственную продукцию. Причины кризиса Рожков видел в вытеснении вотчинной системы поместным и крупным церковным землевладением, которые были ориентированы на хищнические методы хозяйствования. Упадок сельского хозяйства и небывалый отток населения на окраины государства подорвали хозяйственную мощь бывших удельных князей и крупных бояр, что предопределило резкое усиление царской власти и торжество самодержавия в России. Таким образом, самодержавие возникло в силу первоначального развития денежного хозяйства с обширным рынком. Самодержавие способствовало экономическому объединению страны.

В 1903-1905 годах Рожков публикует «Обзор русской истории с социологической точки зрения». Фундаментальный труд был завершен уже при советской власти под названием «Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики)» (1918-1926). В настоящем 27-томном труде Рожков рассматривал процесс исторического развития России с X по ХХ века в контексте исторического развития других стран Европы и Азии. Также как в предшествующих работах, к ведущим причинам исторического развития Рожков отнес экономические факторы и социальную среду. Рожков попытался установить общие закономерности исторического процесса через сопоставление русской истории с соответствующими этапами в истории других стран. Всемирную и русскую историю Рожков поделил на девять основных этапов. Основы своеобразия России заключалось в её отсталости: недоразвитость феодализма предопределяет недоразвитость промышленного капитализма. По мнению Рожкова, колоссальный скачок Россия делает в первой четверти XVIII в. в результате дворянской революции. Дальнейшее движение вперед происходит в результате революций начала ХХ века. Одной из причин Октябрьской революции стала замена экономического индивидуализма дворян и чистого индивидуализма буржуазии иными психическими новообразованиями в разных классах общества.

Вывод

Научное творчество Н.А. Рожкова удостоилось неоднозначных оценок со стороны его политических оппонентов и советской историографии. В.И. Ленин считал, что Рожков заучил ряд положений марксизма, но не понял их и подменил марксизм либерализмом. Советский историк А.М. Панкратова полагала, что Рожков был первым из историков, требовавшим пересмотра всего русского исторического процесса в свете «экономического материализма». Современные исследователи признают, что Рожков зарекомендовал себя ученым-энциклопедистом, который свободно оперировал громадным фактическим материалом из русской и мировой истории и который предпочитал работать в русле междисциплинарных исследований. Сравнительный метод изучения исторического процесса -–наиболее важный вклад Рожкова в историческую науку.

 

ЛЕКЦИЯ: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ М.Н. ПОКРОВСКОГО.