Вопросы к экзамену


Политическая доктрина национал-социализма (фашизма)

 

Фашизм зародился в 1919 году в Италии и выражал интересы реакционных слоёв буржуазии.

В работе «Доктрина фашизма» (1932) основатель и вождь итальянского фашистского государства Бенито Муссолини(1883-1945) писал, что нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности».

Основные идеи фашизма:

1. идея расового неравенства, превосходство одной расы над другой;

2. идея классовой гармонии, идея корпоративности, теория природного сообщества;

3. идея вождизма (фюрерства);

4. принцип всевластия геополитики, борьба за жизненное пространство.

Особенности фашизма:

1. тоталитарная политическая власть;

2. применение крайних мер подавления демократических прав и свобод;

3. применение государственных монополистических методов регулирования экономики;

4. тотальный контроль над общественной и личной жизнью.

Особенности национал- социализма:

1. идеализация биологических законов;

2. попытка перенести на общество природное право «сильного»;

3. одни рождены повелевать, другие – подчиняться;

4. восхваляется война как средство сплочения нации;

5. оправдывается империализм как завоевание жизненного пространства для перенаселённой страны;

6. проявляется принцип вождизма в Германии;

7. немцы оперировали идеей заговора;

8. неравенство рас непреодолимо и эти идеи выражены в книге Гитлера.

Особенности итальянского фашизма:

1. идея создания Великой Римской империи;

2. имитировали режим цезарей и порядки язычества;

3. идея создания корпоративного государства.

1. Предмет и задачи отечественной историографии.

2. Историографические факты и источники.

3. Дневники как историографический источник.

4. Эпистолярное наследие как историографический источник.

5. Мемуары, юбилейные и некрологические материалы как историографический источник.

6. Научные труды как историографический источник.

7. Методы и модели историографического исследования.

8. Научные школы и направления.

9. Развитие историографических знаний в XI – первой половине XIX в.

10. Становление научной дисциплины историография середина XIX – начало ХХ века.

11. Развитие историографии в советский период и на современном этапе.

12. Периодизация истории отечественной исторической науки.

13. Инфраструктура исторической науки XVII-XVIII веков.

14. Теоретические основания исторического познания XVII-XVIII веков.

15. Первые преднаучные опыты XVII– первой четверти XVIII века.

16. «История Российская» В.Н. Татищева и его историческая концепция.

17. Немецкие историки XVIII века.

18. Научное наследие М.В. Ломоносова.

19. Научное наследие М.М. Щербатова и И.Н. Болтина.

20. «История государства Российского» Н.М. Карамзина и полемика вокруг неё.

21. Инфраструктура исторической науки второй и последней трети XIX века.

22. Теоретические основания научного исторического познания второй и последней трети XIX века.

23. М.Т. Каченовский и «Скептическая школа».

24. Историческая концепция славянофилов и славянофильствующие ученые.

25. Общественно-политические условия и этапы развития Государственной школы.

26. Теоретико-методологические основы Государственной школы и её основоположники.

27. Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории.

28. Родовая теория Г. Эверса.

29. Научное наследие К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина.

30. Схема русского исторического процесса в диссертациях С.М. Соловьева.

31. «Историей России с древнейших времен» С.М. Соловьева и его историческая концепция.

32. Второе поколение Государственной школы: В.И. Сергеéвич и А.Д. Градовский.

33. Персональный состав Московской школы и её общественно-политическая ориентация.

34. Теоретико-методологические основы Московской школы и её научная программа.

35. «Боярская Дума древней Руси» и «Курс русской истории» В.О. Ключевского.

36. Петровские реформы в трактовке П.Н. Милюкова.

37. «Теория контраста» П.Н. Милюкова.

38. Общественно-политические условия образования Петербургской школы и её теоретико-методологические программа.

39. Персональная структура и исторические схемы Петербургской школы.

40. Научное наследие К.Н. Бестужева-Рюмина.

41. Концепция Смутного времени и схема русской истории С.Ф. Платонова.

42. Инфраструктура исторической науки первой трети ХХ века.

43. Теоретические основания научного исторического познания первой трети ХХ века.

44. Марксистское направление в русской историографии конца XIX – начала ХХ века.

45. Историческая концепция М.Н. Покровского.

46. «Академическое дело».