Вопросы к экзамену
Политическая доктрина национал-социализма (фашизма)
Фашизм зародился в 1919 году в Италии и выражал интересы реакционных слоёв буржуазии.
В работе «Доктрина фашизма» (1932) основатель и вождь итальянского фашистского государства Бенито Муссолини(1883-1945) писал, что нация – это «высшая личность», государство – «неизменное сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности».
Основные идеи фашизма:
1. идея расового неравенства, превосходство одной расы над другой;
2. идея классовой гармонии, идея корпоративности, теория природного сообщества;
3. идея вождизма (фюрерства);
4. принцип всевластия геополитики, борьба за жизненное пространство.
Особенности фашизма:
1. тоталитарная политическая власть;
2. применение крайних мер подавления демократических прав и свобод;
3. применение государственных монополистических методов регулирования экономики;
4. тотальный контроль над общественной и личной жизнью.
Особенности национал- социализма:
1. идеализация биологических законов;
2. попытка перенести на общество природное право «сильного»;
3. одни рождены повелевать, другие – подчиняться;
4. восхваляется война как средство сплочения нации;
5. оправдывается империализм как завоевание жизненного пространства для перенаселённой страны;
6. проявляется принцип вождизма в Германии;
7. немцы оперировали идеей заговора;
8. неравенство рас непреодолимо и эти идеи выражены в книге Гитлера.
Особенности итальянского фашизма:
1. идея создания Великой Римской империи;
2. имитировали режим цезарей и порядки язычества;
3. идея создания корпоративного государства.
1. Предмет и задачи отечественной историографии.
2. Историографические факты и источники.
3. Дневники как историографический источник.
4. Эпистолярное наследие как историографический источник.
5. Мемуары, юбилейные и некрологические материалы как историографический источник.
6. Научные труды как историографический источник.
7. Методы и модели историографического исследования.
8. Научные школы и направления.
9. Развитие историографических знаний в XI – первой половине XIX в.
10. Становление научной дисциплины историография середина XIX – начало ХХ века.
11. Развитие историографии в советский период и на современном этапе.
12. Периодизация истории отечественной исторической науки.
13. Инфраструктура исторической науки XVII-XVIII веков.
14. Теоретические основания исторического познания XVII-XVIII веков.
15. Первые преднаучные опыты XVII– первой четверти XVIII века.
16. «История Российская» В.Н. Татищева и его историческая концепция.
17. Немецкие историки XVIII века.
18. Научное наследие М.В. Ломоносова.
19. Научное наследие М.М. Щербатова и И.Н. Болтина.
20. «История государства Российского» Н.М. Карамзина и полемика вокруг неё.
21. Инфраструктура исторической науки второй и последней трети XIX века.
22. Теоретические основания научного исторического познания второй и последней трети XIX века.
23. М.Т. Каченовский и «Скептическая школа».
24. Историческая концепция славянофилов и славянофильствующие ученые.
25. Общественно-политические условия и этапы развития Государственной школы.
26. Теоретико-методологические основы Государственной школы и её основоположники.
27. Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории.
28. Родовая теория Г. Эверса.
29. Научное наследие К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина.
30. Схема русского исторического процесса в диссертациях С.М. Соловьева.
31. «Историей России с древнейших времен» С.М. Соловьева и его историческая концепция.
32. Второе поколение Государственной школы: В.И. Сергеéвич и А.Д. Градовский.
33. Персональный состав Московской школы и её общественно-политическая ориентация.
34. Теоретико-методологические основы Московской школы и её научная программа.
35. «Боярская Дума древней Руси» и «Курс русской истории» В.О. Ключевского.
36. Петровские реформы в трактовке П.Н. Милюкова.
37. «Теория контраста» П.Н. Милюкова.
38. Общественно-политические условия образования Петербургской школы и её теоретико-методологические программа.
39. Персональная структура и исторические схемы Петербургской школы.
40. Научное наследие К.Н. Бестужева-Рюмина.
41. Концепция Смутного времени и схема русской истории С.Ф. Платонова.
42. Инфраструктура исторической науки первой трети ХХ века.
43. Теоретические основания научного исторического познания первой трети ХХ века.
44. Марксистское направление в русской историографии конца XIX – начала ХХ века.
45. Историческая концепция М.Н. Покровского.
46. «Академическое дело».