Признаки, доступные обобщению животных


Как следует из предыдущих разделов, при исследовании способ­ности к обобщению традиционно используют несколько типов сти­мулов, преимущественно зрительных. Во многих работах ими служат графические изображения и предметы, относящиеся к разным кате­гориям, т.е. стимулы различаются либо по форме, либо по цвету, либо по типу штриховки и т.п. При оценке способности животных к опери­рованию количественными параметрами среды в качестве стимулов используют множества — графические изображения, содержащие определенное число элементов разного размера, паттерна распреде­ления и формы (см. рис. 5.3Б). Наряду с этим, начиная с 70-х годов, исследуется также способность к обобщению так называемых «есте­ственных» признаков — изображений объектов окружающей среды,

относящихся к разным категориям (подробнее см. 5.5.3). Наряду со зри­тельными стимулами, хотя и в меньшей степени, в экспериментах ис­следуют обобщение признаков других модальностей, например звуко­вых и обонятельных. Так, собаки способны не только тонко различать и запоминать отдельные запахи, но и формировать на их основе обобще­ния.

ВработахК Т Сулимова (1994) и В И Круговой идр (1991) собак обучали выбору по сходству с образцом или по отличию от него, причем в качестве стимулов использовали сложные естественные запахи Обучение проводили по методике множественного выбора, когда собаке давали понюхать запах-образец, а затем предлагали обойти расставленные по кругу металлические сосуды В одном из них находился источник запаха, соответствующий образ­цу, в остальных — источники нескольких других запахов Оказалось, что соба­ки успешно обучаются такому выбору Они могут точно устанавливать сход­ство любого из впервые предъявленных запахов человека с запахом-образцом и на этом основано их привлечение к криминалистической экспертизе

Собаки могут сформировать обобщение более высокого порядка. Они, например, могут идентифицировать индивидуальные запахи не только людей, но и животных разных видов. Характерно, что собака, обучен­ная выбирать по образцу индивидуальные запахи крыс, уверенно вы­полняла и тесты на перенос, без дополнительного обучения узнавала индивидуальные запахи лягушек и рыб, т.е. стимулы других категорий.

Д Животные могут обобщать признаки разных модальностей.

Рассмотрим, какие характеристики признаков любых модальнос­тей могут быть объектом анализа и обобщения.

Большинство из перечисленных выше признаков относятся к кон­кретным, или абсолютным, поскольку существуют сами по себе и их свойства не зависят от того, как их воспринимает животное (см. 5.5.1). В то же время существуют относительные признаки, проявляющиеся только при сопоставлении двух (или нескольких) стимулов. Это такие признаки, как «сходство» — «отличие»; «больше» — «меньше» — «рав­но»; «правее» — «левее» — «средний» и т.д. (см. 5.5.3).

Вместе с тем и абсолютные, и относительные признаки могут в свою очередь бытьотвлеченными (обобщенными). Это может быть, если эксперимент строится таким образом, что с самого начала под­крепляют выбор разных стимулов, объединенных, например, при­знаком формы — выбор любых объемных фигур (в отличие от любых плоских) или любых множеств определенной величины. Мы уже рассмотрели, как вороны и шимпанзе обучались сравнивать множе­ства (см. 5.3). Признак «большее число элементов», который подкреп­лялся в этом случае, можно считать не только относительным (он проявляется только при сопоставлении двух стимулов), но и отвле­ченным (обобщенным), поскольку эксперимент строился так, чтобы сформировать единое правило, по которому птица выбирала бы лю­бые стимулы с большим числом элементов независимо от остальных

чх особенностей (формы, размера и др.) Способность ориентиро­ваться на отвлеченные (обобщенные) признаки предметов имеет первостепенное значение для характеристики высших когнитивных функций животных.

Рассмотрим подробнее, что известно в целом о способности жи­вотных к обобщению и абстрагированию указанных признаков и ка­ких степеней обобщения могут достигать в том или ином случае жи­вотные с разным уровнем структурно-функционального развития мозга.