Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения
V. Операции логического вывода
IV. Обобщение и абстрагирование
III. Выявление общего алгоритма
II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков
I. Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе
Применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных
К настоящему времени накоплены разнообразные и многочисленные, но разрозненные данные о мышлении животных. Они получены в разных лабораториях, с помощью весьма разнообразных тестов. Единая классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, практически отсутствует. Для восполнения этого пробела ниже приведена классификация существующих ныне тестов для изучения мышления животных (Зорина, 1997), которой мы в дальнейшем будем пользоваться.
1 Достижение приманки, | 2. Поиск приманки, исче | 3. Экстренное выявление |
находящейся в поле зре | зающей из поля зрения: | дискретного изменения |
ния, но недоступной: | 1) экстраполяция | положения (перемеще |
1) преодоление | направления движе | ния) приманки в ряду по |
преграды или выбор | ния пищевого | зиций: |
обходного пути; | стимула; | тест Ревеша— |
2) достижение | 2) оперирование | Крушинского |
приманки с помо | пространственно- | |
щью орудий | геометрическими | |
признаками |
1. Выбор нового пути в лабиринте: 1) отыскание пути в трехлучевом лабиринте; 2) выбор короткого пути в лабиринте | 2. «Сотрудничество» при добы-ваниии корма: 1) наблюдения в природе; 2) совместные манипуляции для добычи приманки | 3. Выбор стимула, ранее связанного с большим количеством подкрепления | 4. «Доставание банана» голубями |
1. Последовательные переделки сигнального значения стимулов при УР-дифференцировке | 2. Формирование установки на обучение |
1. Обобщение абсолютных признаков | 2. Обобщение относительных признаков | 3. Формирование «естественных» понятий | 4. Формирование довер-бальных понятий | 5. И спольза вание симво лов |
1. Построение аналогий | 1. Транзитивное заключение |
VI. «Социальное сознание» (Social Cognition)
1. Самоузнавание в зеркале | 2. «Перемена ролей» | 3. Преднамеренный обман |
В этой главе приводятся наиболее известные методы изучения те\ форм рассудочной деятельности животных, которые связаны с экстренным улавливанием принципа задачи (1) и экстренной реорганизацией независимых навыков (II). Решение на основе выявления общего алгоритма при многократном предъявлении серии однотипных задач (III) были рассмотрены в гл. 3, а проблемам обобщения и абстрагирования (IV) посвящена гл. 5.
С помощью задач этого типа началось непосредственное экспериментальное исследование зачатков мышления животных. Впервые их использовал В. Келер (1930) в своих ставших классическими опытах (см. 2.6), где создаются разнообразные проблемные ситуации, в большей или меньшей степени новые для животных, а их структура позволяет решать задачи экстренно, на основе анализа ситуации, без предварительных проб и ошибок.
Задачи, применявшиеся В. Келером, можно расположить в порядке возрастания их сложности и разной вероятности использования предшествующего опыта. Рассмотрим наиболее важные из них.
Опыт с корзиной. Это относительно простая задача, для которой, по-видимому, существуют аналоги в естественных условиях. Корзину подвешивали под крышей вольеры и раскачивали с помощью веревки. Лежащий в ней банан невозможно было достать иначе, чем взобравшись на стропила вольеры в определенном месте и поймав качающуюся корзину. Шимпанзе легко решали задачу, однако это нельзя с полной уверенностью расценивать как экстренно возникшее новое разумное решение, так как не исключено, что с похожей задачей они могли сталкиваться ранее и имели опыт поведения в подобной ситуации.
Задачи, описанные в следующих разделах, представляют собой наиболее известные и удачные попытки создания животному проблемных ситуаций, для выхода из которых у него нет готового решения, но которые можно решить без предварительных проб и ошибок.