Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения


V. Операции логического вывода

IV. Обобщение и абстрагирование

III. Выявление общего алгоритма

II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков

I. Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе

Применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных

К настоящему времени накоплены разнообразные и многочис­ленные, но разрозненные данные о мышлении животных. Они полу­чены в разных лабораториях, с помощью весьма разнообразных тес­тов. Единая классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, практически отсутствует. Для восполнения этого пробела ниже приведена классификация существу­ющих ныне тестов для изучения мышления животных (Зорина, 1997), которой мы в дальнейшем будем пользоваться.

1 Достижение приманки, 2. Поиск приманки, исче­ 3. Экстренное выявление
находящейся в поле зре­ зающей из поля зрения: дискретного изменения
ния, но недоступной: 1) экстраполяция положения (перемеще­
1) преодоление направления движе­ ния) приманки в ряду по­
преграды или выбор ния пищевого зиций:
обходного пути; стимула; тест Ревеша—
2) достижение 2) оперирование Крушинского
приманки с помо­ пространственно-    
щью орудий геометрическими    
    признаками    

 

1. Выбор нового пути в лабиринте: 1) отыскание пути в трехлу­чевом лаби­ринте; 2) выбор короткого пути в лабиринте 2. «Сотрудниче­ство» при добы-ваниии корма: 1) наблюдения в природе; 2) совместные манипуляции для добычи приманки 3. Выбор стимула, ранее связанного с большим количеством подкрепления 4. «Доставание банана» голубями

 

1. Последовательные переделки сигнального значения стимулов при УР-дифференцировке 2. Формирование установки на обучение

 

1. Обобщение абсолютных признаков 2. Обобщение относитель­ных признаков 3. Формирова­ние «есте­ственных» понятий 4. Формиро­вание довер-бальных понятий 5. И спольза вание симво лов

 

1. Построение аналогий 1. Транзитивное заключение

 

VI. «Социальное сознание» (Social Cognition)

1. Самоузнавание в зеркале 2. «Перемена ролей» 3. Преднамеренный обман

 


В этой главе приводятся наиболее известные методы изучения те\ форм рассудочной деятельности животных, которые связаны с экст­ренным улавливанием принципа задачи (1) и экстренной реорганиза­цией независимых навыков (II). Решение на основе выявления общего алгоритма при многократном предъявлении серии однотипных задач (III) были рассмотрены в гл. 3, а проблемам обобщения и абстрагиро­вания (IV) посвящена гл. 5.

С помощью задач этого типа началось непосредственное экспери­ментальное исследование зачатков мышления животных. Впервые их использовал В. Келер (1930) в своих ставших классическими опытах (см. 2.6), где создаются разнообразные проблемные ситуации, в боль­шей или меньшей степени новые для животных, а их структура по­зволяет решать задачи экстренно, на основе анализа ситуации, без пред­варительных проб и ошибок.

Задачи, применявшиеся В. Келером, можно расположить в поряд­ке возрастания их сложности и разной вероятности использования предшествующего опыта. Рассмотрим наиболее важные из них.

Опыт с корзиной. Это относительно простая задача, для которой, по-видимому, существуют аналоги в естественных условиях. Корзину подвешивали под крышей вольеры и раскачивали с помощью веревки. Лежащий в ней банан невозможно было достать иначе, чем взобрав­шись на стропила вольеры в определенном месте и поймав качающуюся корзину. Шимпанзе легко решали задачу, однако это нельзя с полной уверенностью расценивать как экстренно возникшее новое разумное решение, так как не исключено, что с похожей задачей они могли сталкиваться ранее и имели опыт поведения в подобной ситуации.

Задачи, описанные в следующих разделах, представляют собой наиболее известные и удачные попытки создания животному про­блемных ситуаций, для выхода из которых у него нет готового реше­ния, но которые можно решить без предварительных проб и ошибок.