Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII - первой половины XIX века


ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МЫШЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

РЕЗЮМЕ

Для обозначения высших форм познавательной (когнитивной) деятельности человека существуют термины — «разум», «мыш­ление», «рассудок», «разумное поведение». Употребляя эти же термины при описании мышления животных, необходимо помнить, что сколь бы сложны ни были проявления высших форм поведения и психики животных в рассмотренном ниже материале, речь может идти только обэлементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека. Термин Л. В. Крушинского«рассудочная деятельность» позволяет из­бежать полного отождествления мыслительных процессов у животных и человека, существенно различающихся по степени сложности.

1. Какие направления биологии исследуют поведение животных?

2. На каких принципах основаны классификации поведения жи­вотных?

3. Какие вопросы стоят перед учеными, изучающими мышление животных?

4. Каковы основные направления в изучении мышления живот­ных?

Эволюция представлений о «разуме» животных — от альтернативы понятия «инстинкт», объединяющей все формы индивидуалъно-приспо-собительной деятельности, до современных концепций, расценивающих элементарное мышление животных как особую ее форму, отличную от способности к обучению. Основные тенденции становления эксперимен­тального и сравнительного подходов к изучению высших психических функций животных. Вклад различных направлений науки о поведении в решение этой проблем. Краткие персоналии исследователей, внесших су­щественный вклад в ее решение (Л. В. Крушинский, Н. Н. Ладыгина-Коте, В. Келер, Л. А. Фирсов и др.).

Становление представлений об элементарном мышлении (рассу­дочной деятельности) животных и ее проявлениях в разных сферах поведения имеет достаточно длинную историю. На всех этапах разви­тия науки вопрос о наличии мышления у животных, степени его раз­вития и роли в психике и поведении решался неоднозначно.

Представления человека о поведении животных развивались вме­сте с его общими знаниями о природе. Во всех сферах своей деятель­ности с древнейших времен человек в той или иной степени зависел от животных, и поэтому для него было важно понимать закономерно­сти их поведения. Задолго до первых научных исследований в этой области у людей постепенно накапливались эмпирические знания о повадках и образе жизни животных, об основах их взаимодействия в сообществах. В процессе одомашнивания диких животных формирова­лись и первые представления о наследственной основе поведения, по­скольку одновременно с хозяйственно полезными морфологически-^ признаками человек производил отбор и по полезным признакам поведения, таким как отсутствие агрессивности, «контактность», по­слушание, сторожевое поведение и т.д.

Наблюдения за дикими и прирученными животными способство­вали появлению первых представлений об особенностях их психологии, постепенно вырабатывались приемы дрессировки. Укреплялась уверен­ность в том, что во многих случаях животные проявляют сообрази­тельность, т.е. обнаруживают зачатки разума.

По мере накопления фактов о сложности и целесообразности по­ведения самых разных животных росло стремление не только пре­увеличивать их разумность, но и приписывать им чисто человеческие свойства — сознание, волю, любовь, злобу и т.п. Такой подход к оценке поведения животных называется антропоморфическим (от anthropos— человек, morphe — форма). В той или иной степени он нередко обнару­живается и теперь. Одна из актуальных задач современной науки о поведении — преодоление антропоморфизма.

С появлением и развитием естествознания (еще с середины XVIII века) оформилось подразделение поведения животных на две категории. Одну из них назвали «инстинктом» (от лат. instinctus— по­буждение). Это понятие появилось в трудах философов еще в III веке до н.э. и означало способность человека и животных выпол­нять определенные стереотипные действия в силу внутреннего по­буждения. Вторую категорию явлений называли «разумом», но этим термином обозначали не собственно разумные поступки (как в насто­ящее время), а любые формы индивидуальной пластичности поведе­ния, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением (тенденция сводить понятие «разум животных» к более простым процессам отча­сти сохраняется и по сей день).

Характерный для того периода развития науки подход к поведе­нию животных можно найти в трудах французского натуралиста Ж. Бюффона (1707-1788). В книге «Всеобщая и частная естественная история» (1810) он попытался систематизировать данные не только о морфологических особенностях разных видов животных, но и об их об­разе жизни, нравах и привычках. Ученый выступил с критикой антро­поморфического подхода в трактовке поведения животных. Описывая поразительные по сложности ритуальные действия общественных насе­комых, Бюффон подчеркивал, что они являются механическими. В тру­дах Бюффона нет описаний тех форм поведения, которые можно было бы отнести к собственно разумным. Однако при описании «естествен­ной истории» отдельных видов он указывал, что одни животные «ум­нее других», т.е. допускал различия в их умственных способностях.

Бюффон выступил против применения понятия «разум» к бо­лее элементарным формам поведения животных и тем самым способствовал созданию основ классификации отдельных форм поведения.

Одно из первых научных определений инстинкта дал немецкий ученыйГ. Реймарус (1694-1768). Он допускал наличие у животных

"гтвий которые можно сопоставить с разумным поведением че-д века. Реймарус, так же как и его современники и предшественни-л включал в эту категорию прежде всего способность к подража­нию и обучению.