Каннибализм


СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Не каждый человек — личность. Сегодня, говоря: «личность», мы подчеркиваем незаурядность человека, его выделение из общего ряда. Это результат отчуждения, превращения человека в атом неразличимой людской «массы», которому противостоит вся цивилизация и культура, все общество со всеми его институтами.

Проявлением отчуждения становятся и многие качества, присущие только человеку, в первую очередь, зависть и постоянное ощущение того, что настоящая жизнь проходит где-то в стороне, там, где горят софиты, гремят аплодисменты, суетятся папарацци... Человек живет , постоянным ожиданием жизни, сжигающей его мечтой об успехе. Ощущение собственной ничтожности, никчемности сопровождает его до последних дней и только на самом закате он начинает понимать, что это и была жизнь, но в ожидании чего-то другого она так и прошла впустую...

Стремление к преодолению этого вечного противостояния наличного существования и какой-то абстрактной «жизни» свойственно человеку извечно. В сущности вся история человека — это не только история его борьбы с собственной ничтожностью, история протеста личности против всего, что окружает ее...

Обратимся к ранним этапам цивилизации.

Одной из первых форм преодоления отчуждения является ритуальный каннибализм.

Каннибализм широко распространен в природе — животные-хищники не упускают возможности утилизировать своих сородичей, даже собственных родственников. Здесь одновременно и регулирование санитарии и обеспечение себя необходимым для выживания.

Первобытные племена, живущие в наше время в джунглях Южной Америки и островах Океании, пустынях Африки и Австралии, не видят причин отказываться от легко доступного животного белка во время голода.

Когда европейский путешественник впервые встретил индейцев, живших на Огненной Земле, и познакомился с их жизнью и обычаями, он узнал о принятом в племени каннибализме. Путешественник спросил одного индейца, почему во время голода в первую очередь съедают старух, а не собак, единственных домашних животных, знакомых племени. Индеец посмотрел на белого человека, как на идиота, и ответил: «Собаки ловят выдр, а старухи — нет».

Но с развитием общества характер каннибализма меняется. Он перестает быть средством удовлетворения голода и обретает ритуальный характер. Захваченный в бою противник, обладающий выдающимися достоинствами, съедается победителем. Обычай поедания основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему.

Развитие цивилизации, обретение способности постижения действительности рождает мифологему, согласно которой качества человека имеют род самостоятельного существования. Это некие особые субстанции, способные переходить от тела к телу. К ним, в первую очередь, относятся те, что обеспечивают его существование: силу, бесстрашие, ловкость... Отсюда, различие достоинств человека объясняется тем, что эти субстанции в разной степени концентрируются в людях. Но дело можно поправить, попросту съев ту часть тела, в которой они пребывают.

Пережиток этого ритуала сохраняется еще в Древней Греции. Об этом говорит в своей «Истории» Геродот.