Этапы автоматизация деятельности туристских фирм
Тема 4. Автоматизация деятельности туристских фирм
Вопросы:
1. Этапы автоматизации деятельности туристских фирм
2. Программные комплексы автоматизации деятельности туроператов: «МАСТЕР ТУР», «САМО-ТУР»
Автоматизированные системы управления турфирмами предназначены для автоматизации деятельности туроператоров и турагентов по формированию и реализации турпродукта потребителю.
Цель автоматизации турфирмы – это информационная поддержка формирования и принятия управленческих решений.
Любая автоматизация турфирмы предполагает создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) для выполнения различных задач управления.
В настоящее время в можно выделить следующие этапы автоматизации типовой российской турфирмы:
1. применение стандартного программного обеспечения ( пакет Microsoft Office), программы-переводчики, бухгалтерские, финансовые, системы электронного документооборота и др.
2. применение специализированных программных продуктов «МАСТЕР ТУР», «САМО-ТУР» и др.
3. использование глобальных компьютерных систем бронирования.
4. интеграция специализированных программ с системами бронирования.
5. участие в электронной торговле или электронном бизнесе.
Автоматизированная информационная система для турфирм должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать нормам российского законодательства;
- охватывать все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности турфирмы, обеспечивая при этом
v функциональную полноту – обеспечение отдельной программой (подсистемой или модулем) автоматизации полного набора функций любого подразделения турфирмы;
v эффективность – высокую производительность автоматизированной системы;
v комплексность – обеспечение тесной взаимосвязи всех модулей;
v модульность – функциональная завершенность отдельной программы (подсистемы, модуля), возможность закупки отдельных модулей;
v гибкость и открытость архитектуры – возможность дополнения системы отдельными модулями;
v масштабируемость – эффективное функционирование при любых объемах обрабатываемой информации и вне зависимости от числа участников информационного процесса;
- иметь статистический и аналитический блоки для оперативного анализа деятельности турфирмы;
- быть конкурентоспособным программным продуктом;
- иметь возможность модернизации программ;
- обеспечивать надежность и безопасность хранения данных, иметь защиту от несанкционированного доступа;
- иметь гибкую настройку параметров на особенности конкретной фирмы;
- иметь фирменную техническую поддержку;
- функционировать на базе архитектуры клиент-сервер, обеспечивая обработку информации, находящейся на разных компьютерах без потери производительности.
Далее будем рассматривать только программное обеспечение автоматизированных информационных систем управления в туризме.
Выбор турфирмами программных продуктов и специфика их использования зависят, в частности:
- от направления деятельности турфирмы, совокупности решаемых задач, исходной технологии, принятой на турфирме, суммарного объема продаж, финансового состояния турфирмы; □ от осведомленности руководства турфирмы о программном обеспечении, существующем на рынке информационных технологии управления в туризме, о его достоинствах и недостатках;
- от режима работы компьютеров (автономный или сетевой).
При выборе программного обеспечения необходимо обратить внимание на:
- известность и надежность, опыт использования в других турфирмах;
- дружелюбность, простота, стандартность интерфейса;
- стоимость приобретения программного продукта и его обслуживания.
Полная стоимость автоматизации турфирмы складывается из стоимости программного обеспечения, техники, обучения, услуг обслуживания и т.д. В эту стоимость входит: сумма на приобретение техники и программного обеспечения, сумма постоянных расходов на обслуживание техники и программного обеспечения, обучение персонала. Поэтому сравнивать стоимость внедрения различных автоматизированных информационных систем следует с учетом перечисленных составляющих.
Существующие в настоящее время программы автоматизации работы турфирм можно условно разбить на три класса:
1. программы, которые обеспечивают внутреннюю деятельность турфирмы, без автоматизации поддержки внешних взаимосвязей. Предполагается создание локальной вычислительной сети, баз данных, которые располагаются на мощном сервере, к которому обеспечен сетевой доступ пользователей с их АРМ;
2. программы автоматизации, включающие возможности программ первого класса, а также позволяют туроператору осуществлять модемную связь с другими турагенствами;
3. программы автоматизации, базирующиеся на использовании глобальных телекоммуникационных сетей. В этом случае базы данных о турпродуктах той или иной турфирмы размещаются в информационных узлах глобальной сети и для всех пользователей обеспечен удаленный доступ в режиме online. (рис. 4.1.)
Программное обеспечения автоматизированных систем управления в туризме
Рис. 4.1. Программное обеспечение туристской отрасли