Этапы автоматизация деятельности туристских фирм


Тема 4. Автоматизация деятельности туристских фирм

Вопросы:

1. Этапы автоматизации деятельности туристских фирм

2. Программные комплексы автоматизации деятельности туроператов: «МАСТЕР ТУР», «САМО-ТУР»

 

Автоматизированные системы управления турфирмами предназначены для автоматизации деятельности туроператоров и турагентов по формированию и реализации турпродукта потребителю.

Цель автоматизации турфирмы – это информационная поддержка формирования и принятия управленческих решений.

Любая автоматизация турфирмы предполагает создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) для выполнения различных задач управления.

В настоящее время в можно выделить следующие этапы автоматизации типовой российской турфирмы:

1. применение стандартного программного обеспечения ( пакет Microsoft Office), программы-переводчики, бухгалтерские, финансовые, системы электронного документооборота и др.

2. применение специализированных программных продуктов «МАСТЕР ТУР», «САМО-ТУР» и др.

3. использование глобальных компьютерных систем бронирования.

4. интеграция специализированных программ с системами бронирования.

5. участие в электронной торговле или электронном бизнесе.

Автоматизированная информационная система для турфирм должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать нормам российского законодательства;

- охватывать все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности турфирмы, обеспечивая при этом

v функциональную полноту – обеспечение отдельной программой (подсистемой или модулем) автоматизации полного набора функций любого подразделения турфирмы;

v эффективность – высокую производительность автоматизированной системы;

v комплексность – обеспечение тесной взаимосвязи всех модулей;

v модульность – функциональная завершенность отдельной программы (подсистемы, модуля), возможность закупки отдельных модулей;

v гибкость и открытость архитектуры – возможность дополнения системы отдельными модулями;

v масштабируемость – эффективное функционирование при любых объемах обрабатываемой информации и вне зависимости от числа участников информационного процесса;

- иметь статистический и аналитический блоки для оперативного анализа деятельности турфирмы;

- быть конкурентоспособным программным продуктом;

- иметь возможность модернизации программ;

- обеспечивать надежность и безопасность хранения данных, иметь защиту от несанкционированного доступа;

- иметь гибкую настройку параметров на особенности конкретной фирмы;

- иметь фирменную техническую поддержку;

- функционировать на базе архитектуры клиент-сервер, обеспечивая обработку информации, находящейся на разных компьютерах без потери производительности.

Далее будем рассматривать только программное обеспечение автоматизированных информационных систем управления в туризме.

Выбор турфирмами программных продуктов и специфика их использования зависят, в частности:

- от направления деятельности турфирмы, совокупности решаемых задач, исходной технологии, принятой на тур­фирме, суммарного объема продаж, финансового состоя­ния турфирмы; □ от осведомленности руководства турфирмы о програм­мном обеспечении, существующем на рынке информацион­ных технологии управления в туризме, о его достоинствах и недостатках;

- от режима работы компьютеров (автономный или сетевой).

При выборе программного обеспечения необходимо обра­тить внимание на:

- известность и надежность, опыт использования в других турфирмах;

- дружелюбность, простота, стандартность интерфейса;

- стоимость приобретения программного продукта и его обслуживания.

Полная стоимость автоматизации турфирмы складывается из стоимости про­граммного обеспечения, техники, обучения, услуг обслу­живания и т.д. В эту стоимость входит: сумма на приобретение тех­ники и программного обеспечения, сумма постоянных рас­ходов на обслуживание техники и программного обеспечения, обучение персонала. Поэтому сравнивать стоимость внедрения различных автоматизированных информационных систем следует с учетом перечисленных составляющих.

Существующие в настоящее время программы автоматизации работы турфирм можно условно разбить на три класса:

1. программы, которые обеспечивают внутреннюю деятельность турфирмы, без автоматизации поддержки внешних взаимосвязей. Предполагается создание локальной вычислительной сети, баз данных, которые располагаются на мощном сервере, к которому обеспечен сетевой доступ пользователей с их АРМ;

2. программы автоматизации, включающие возможности программ первого класса, а также позволяют туроператору осуществлять модемную связь с другими турагенствами;

3. программы автоматизации, базирующиеся на использовании глобальных телекоммуникационных сетей. В этом случае базы данных о турпродуктах той или иной турфирмы размещаются в информационных узлах глобальной сети и для всех пользователей обеспечен удаленный доступ в режиме online. (рис. 4.1.)

 

Программное обеспечения автоматизированных систем управления в туризме

 

 

 

 

Рис. 4.1. Программное обеспечение туристской отрасли