Основные понятия и определения


 

Слово «система» (организм, строй, союз, целое, составленное из частей) возникло в Древней Греции около 2000 лет назад. Древние ученые (Аристотель, Демокрит, Платон и другие) рассматривали сложные тела, процессы и мифы мироздания как составленные из различных систем (например, атомов, метафор).

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используются следующие основные понятия:

- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления

- информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов

- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств

Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле ИС – это совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

В узком смысле ИС – это только совокупность компонентов баз данных, СУБД и специализированных прикладных программ.

Основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области.

Современные ИС немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».

ИС отождествляется часто с некоторой системой поддержки (автоматизации) интеллектуальных работ, в частности, поиска информации, администрирования, экспертизы, принятия решений, управления, обучения и др. Поэтому часто вместо ИС используется термин автоматизированная система (АС), как совокупность комплекса средств автоматизации, организационно-методических и технологических документов и специалистов, использующих их в процессе своей профессиональной деятельности.

Любая информационная система имеет следующие основные подсистемы:

- подсистема информационного обеспечения (данных);

- подсистема интеллектуального обеспечения (информации, знаний);

- подсистема технического обеспечения (аппаратуры);

- подсистема технологического обеспечения (технологии);

- подсистема коммуникативного обеспечения (интерфейса);

- подсистема анализа и проектирования;

- подсистема оценки адекватности и качества, верификации;

- подсистема организационного взаимодействия и управления персоналом;

- подсистема логистики (планирования и движения товаров и услуг).