Активизация обучения как педагогическая проблема.


Методические приемы активизации восприятия учебного материала студентами.

Методические пути развития креативности и инновационности экономического мышления и поведения.

Базовые экономические знания как инструменты экономического мышления.

Базовые экономические знания – те инструменты экономического мышления, которыми мы пользуемся в процессе анализа и разрешения экономических проблем, закономерностей. Некоторые экономические понятия достаточно просто можно объяснить на любой стадии обучения, другие можно давать лишь в комплексе понятий.

Уровень экономических знаний в различных типах предпринимательской деятельности условно рассматривается на уровне:

§ обывателя (70% населения);

§ представителя малого бизнеса (20%);

§ среднего предпринимателя (8%);

§ менеджер-стратег (2%).

Стандарты базовых экономических знаний должны разрабатываться в рабочей программе экономического курса. Такие стандарты необходимы для определения основных понятий, входящих в содержание курса на разных уровнях обучения в системе непрерывного экономического образования. Базовые экономические знания, развивающиеся на каждом последующем этапе обучения в совокупности формируют экономическое мышление от обыденного до научного.

 

Креативнисть - это умение творчески мыслить, генерировать новые идеи, а инновацийность - это способность понять это новое и воплотить его в практику. Активно изучая экономические категории, инструменты и закономирности, не нужно забывать, что экономика - не только сфера принятия экономических решений, но и отрасль сложных психологических реакций и явлений, которые связаны с мышлением и поведением людей.

Для эффективного развития мышления в учебе необходимо, чтобы задания, курсовые работы и проекты имели элементы исследовательского, проблемного характера. Мышление человека развивается только тогда, когда он сам решает свои проблемы; ищет и находит собственный путь их решения.

Умение и навыки творческого мышления студентов формируются в три этапа:

I - репродуктивный (формирование начальных навыков на практических занятиях;

II - продуктивний (закрепление навыков при выполнении индивидуальных заданий комплексного характера)

III этап -

 

Активизация внимания и интереса к учебному материалу – это важное условие его понимания и запоминания. Для восприятия новой информации большое значение имеет соотношение известного ученику с неизвестным, новым для него материалом; собственного опыта ученика и нового опыта. Важной стратегией мегапамяти является искусство системы вопросов. Есть даже специальные тренинги-коучинги для менеджеров. Одной из эффективных форм передачи информации есть опорный конспект-схема лекции или урока, который сделан преподавателем, а еще лучше учеником.

Существует много методик, которые способствуют процессу понимания и запоминания учебного материала. Например, психолог-преподаватель Коллоп (в 1990 г.) сравнивал качество письменных работ студентов, которые составляли для себя план-конспект ответа перед началом выполнения задания (линейное представление), с работами студентов, которые использовали методику группирования и разбивки на компоненты. При этом основные идеи сначала вспоминались в памяти, а затем эти понятия или идеи совмещались линиями, которые показывали их взаимосвязи друг с другом. Кроме того, первая группа студентов демонстрировала прогресс в организации материала и стилистике письменного ответа, а вторая группа показала творческие способности и разработала много новых идей.

Факторов успешного проведения занятий намного больше, но мы остановимся на некоторых, связанных с методикой преподавания. К этим факторам большинство авторов относят такие:

•создание психологического контакта и чувство единства (сотрудничества) с аудиторией;

•активизация учеников через дискуссии, вопросы, анализ проблемных ситуаций, специальные паузы и тому подобное;

•преподавание с опорой на собственный опыт преподавателя;

•манера и стиль вещания;

•голос;

•жесты и тому подобное.

Передавать знание необходимо доступно, ясно и точно, в соответствии с возрастом учеников. Психологические особенности «живого языка» преподавателя экономических дисциплин имеют собственную специфику. Если в условиях централизованной экономики общество не имело необходимости в умении экономистов профессионально формулировать свою позицию (больше нужны были расчеты, а не риторика), то переход к рыночным отношениям превратил экономику в сферу делового общения.

Наверное, все мы замечаем, что грамотно выражать свои экономические взгляды умеет сегодня только небольшая часть общества. Современные бизнесмены уже увидели, что наибольшие успехи в деловом мире имели люди, которые владели не только знаниями и интуицией, а еще и умением хорошо говорить, убеждать людей в правильности своих убеждений, рекламировать себя и свои идеи.

Для применения метода обратной связи со студентами лектор может сочетать лекцию с дискуссией в одном занятии.

Для создания контакта с аудиторией, когда вы составляете лекцию и, особенно, когда вы ее перечитываете, подумайте как расположить основные вопросы темы, чтобы повысить степень понимания материала учениками и помочь им учиться более эффективно? Учебная информация должна подаваться от знакомого к незнакомому, от простого к сложному, от общего к часному. Для того, чтобы поддерживать заинтересованность студентов, следует обращать внимание на то, где они смогу использовать эти знания и навыки.

Одной из форм активизации методики учебы является модульный или блочно модульный принцип построения учебных программ и учебного процесса в целом. Модуль - это относительно самостоятельная часть учебного курса, который содержит одно или несколько близких по содержанию и фундаментальных по значению понятий. Содержание модуля преподаватель в сжатой форме объясняет на обзорно-учредительной лекции в начале изучения каждого из них. Основное внимание уделяется ведущим идеям содержания, ставятся дискуссионные вопросы, формулируются задания для самостоятельной работы. Изучение блока завершается проведением модульной контрольной работой.

К методам активизации учебного процесса в высшем учебном заведении также относится использование межпредметных связей.

 

Современная психология и дидактика рассматривают такие аспекты активизации учебного процесса: психолого-педагогические основы активности учеников в учебном процесе; методы и формы активизации учебы; особенности проблемной учебы экономических знаний; средства активизации познавательной деятельности и тому подобное.

Проблема активизации учебы не может быть полностью раскрыта без теоретического анализа понятия «активность в обучении». Активность - это усиленная деятельность. Однако в процессе обучения рассматривается сугубо познавательная активность.

Активизация учебы как педагогическая проблема основывается на использовании дидактических и психологических закономерностей и принципов учебы. Невзирая на постоянные призывы преподавателей к вниманию, активности и тому подобное, пассивность студентов (учеников) редко можно преодолеть. Лекция, беседа, рассказ, демонстрация обязательны в учебе. Они дают определенную сумму знаний и в определенной степени способствуют познавательной активности. Но их возможности ограничены. Более того, они приводят к привыканию, репродуктивному подходу к усвоению знаний, созданию стереотипов мишления (пересказ конспектов). Следовательно студенты не умеют ни находить проблемы, ни решать их. Такой подход не стимулирует навыков творческой учебной деятельности, стремления к самостоятельному поиску и усвоению знаний, формирует простых исполнителей, безинициативных работников.

К сожалению и преподаватели недооценивают методы, стимулирующие активный самостоятельный творческий труд студентов (учеников) для изучения специальных предметов. Активизировать сознательную деятельность могут только содержание учебного материала и метод учебы, который порождает адекватный метод восприятия. Характер метода учебы как способа организации познавательной деятельности в значительной мере определяет активность студентов (учеников) и эффективность усвоения ученого материала.

Проблемная учеба всегда происходит под знаком вопроса, всегда порождает потребность в новом знании, а информативный тип учебы заканчивается точкой: все объяснено, все понятно и потребности в самостоятельной деятельности студента (ученика) нет.

Процесс учебы рассматривается как сотрудничество, совместная деятельность преподавателя и студента с целью развития креативности мышления студентов в учебе. Практика преподавания требует в зависимости от содержания экономической информации применения всех методов: пояснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, поискового, а также исследовательского.

Опыт показывает, что и активностью студентов, и энергией преподавателей злоупотреблять не нужно. Только оптимальное использование всех методов позволяет преподавателю рационально организовать учебный процесс, вести студентов от усвоения необходимой информации к самостоятельному продуктивному мышлению, воспитывать активную жизненную позицию и выработать социально-экономический опыт.

Особенностями методов активной учебы (то есть методов проблемного типа) в отличие от традиционных форм информативного типа учебызаключается в: мобилизации активности учеников, активности учеников и преподавателя, самостоятельном творческом принятии решений учениками. Наиболее распространенными методическими формами активизации учебы являются неимитационные традиционные формы занятий (проблемная лекция, семинар и тому подобное) и имитационные формы занятий (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, игровое проектирование, тренинги, игры и тому подобное).