Антиинфляционная политика


Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов го­сударственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен.

Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно мож­но выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для ро­ста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. С их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры представляют собой набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу зако­нодательных актов. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменения последних обычно привязаны к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могли изме­няться таким образом, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль — косвенно через цены.

Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка таких товаров, цены которых повысить очень выгодно. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных го­товых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препят­ствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дифляционные» ме­роприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применя­лись в рамках антициклической политики (метод точной настройки конъюнкту­ры). По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на от­крытом рынке.

Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы прове­дения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период, или проводить резко (шоковая терапия). В экономичес­кой теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от раз­меров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организа­циями, социально-политической обстановки в стране и т. п.

В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально своди­лись к использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали положительных результатов. Развитие инфляции в России происхо­дит как сочетание инфляции «спроса и издержек». Рост денежной массы в России обусловлен тремя причинами.

Во-первых, кредитами Центрального банка правительству для финансирования бюджетного дефицита.

Во-вторых, кредитами Центрального банка коммерческим банкам — кредиты рефинансирования.

В-третьих, кредитами государствам СНГ в условиях дефицита их торговли с Россией.

Относительная роль этих источников роста денежной массы на протяжении 1992-1994 гг. менялась. В 1992 г. главным фактором были кредиты ближнему зарубежью. Принятые в 1993 г. меры по упорядочению кредитных отношений с этими государ­ствами помогли во многом перекрыть этот канал инфляции. В 1994 г. по некоторым оценкам объем кредитного финансирования государственного бюджета Централь­ным банком в 2 раза перекрывал объем кредитов коммерческим банкам.[18]

Перечисленные источники кредитования увеличивали денежную базу, на основе которой происходил рост денежной массы и раскручивалась инфляция.

В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием ог­ромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основ­ным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.