Лекция 6.2. Установление цены. Адаптация цены. Варьирование ценами. Разработка ценовой политики
Метод установления цены на основе закрытых торгов.
Конкурентное ценообразование применяется и в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. В подобных ситуациях при назначении своей цены фирма отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимоотношений между этой ценой и показателями собственных издержек или спроса. Фирме хочется завоевать контракт, а для этого нужно запросить цену ниже, чем у других. Однако цена эта не может быть ниже себестоимости, иначе фирма нанесет сама себе финансовый урон.
При установлении окончательной цены фирма должна реализовать цель всех предыдущих методик — сузить диапазон цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара.
С целью повышения привлекательности цены товара для потребителей и роста объемов продаж предпринимаются определенные меры по регулированию цен. Важнейшими из них являются регулирование с ориентацией на спрос и скидки. Регулирование с ориентацией на спрос отражает точку зрения потребителей на товары и их цены. Оно может осуществляться с помощью психологического ценообразования, выстраивания цен, а также поощрительного (льготного) ценообразования. Используемые при этом подходы применяют на психологическое ценообразование, основанное на опыте изучения психологии покупателей, главным образом на рынках потребительских товаров.
В розничной торговле часто практикуется прием, называемый выстраиванием цен. Существуют так называемые ценовые линии, которые связаны с продажей продукции в диапазоне цен, где каждая из них отражает определенный уровень качества. Поощрительное (льготное) ценообразование основано на особой привлекательности цены ниже нормальной.
Цена — денежное выражение стоимости товара. Ранее в России господствовала система стабильных, утверждаемых государством оптовых и розничных цен. Они не отвечали общественно необходимым затратам труда. В 1991 г. после начала рыночных реформ цены резко возросли, все более приближаясь по своим масштабам по отдельным товарам к мировым. Так в настоящее время происходит с ценами на нефтепродукты. Согласно основным положениям экономической теории, в цене находят отражение:
1. Динамика затрат на производство продукта.
2. Показатели производительности труда.
3. Темпы инфляции.
4. Текущее соотношение спроса и предложения.
5. Степень монополизации рынка.
Правильное определение цены позволяет предприятию:
1. Увеличить рентабельность производства.
2. Повысить конкурентоспособность фирмы и ее товара на рынке.
3. Освоить более широкий сегмент рынка.
4. Поднять уровень устойчивости и стабильности функционирования фирмы на рынке.
Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде. Рассмотрим следующие подходы к системе ценообразования: установление цен на новый товар, ценообразование в рамках товарной номенклатуры, определение цен по географическому принципу, установление цен со скидками и зачетами, определение цен для стимулирования сбыта и установление дискриминационных цен.