Дидактична


ЭПОНА

ФОМОРЫ

ФИНН

ТЕВТАТ

(Teutatus),в кельтской мифологии бог. Этимология его имени (от галльск. teuto, touto, ирл. tuath, "племя") позволяет считать Тевтата богом племенного коллектива, покровителем военной и мироной деятельности. Предположение об общегалльской распространенности Тевтата спорно. Римский поэт 1 в. Лукан упоминает Тевтата наряду с Таранисом и Езусом; приносившиеся Тевтату жертвы топились в воде (согласно т.н. Бернским схолиям к Лукану, 10 в.). В галло-римское время Тевтат ассоциировался с Марсом.

(ирл. Finn, от fis, "тайное знание"),в ирландской мифо-эпической традиции герой; мудрец и провидец. Сын Кумалла и сиды Блаи. Традиция относит подвиги Финна и его фиана (отрядов воинов-охотников, для вступления в которые требовалось пройти изощренные инициационные испытания) к 3 в. н.э., однако повествования о них сложились позднее сказаний о древних правителей Ирландии и Кухулине, а окончательно оформились к 12 в. Образ Финна поэтому в значительной степени демифологизировался, хотя и сохранил немоло древних представлений. Финн наделен сверхестественной мудростью, которую он приобрел (еще нося юношеское имя Демне) от капли чудесного напитка, попавшей на его большой палец (с тех пор, положив его в рот,он приобщался к скрытым тайнам), по другим версиям, - отведав лосося мудрости, после чего получил имя Финн. Центральный эпизод сказаний о Финне - его победа над чудовищным одноглазым противником (в разных вариантах - Голл, Аэд, Аиллен мак Мидиа). Однажды Финн, упирая в лоб магическое копье, смог противостоять действию волшебных напевов Аиллена мак Мидиа,который каждый год на Самайне (см. Кельтская мифология) сжигал королевских двор в Таре, предварительно усыпив его обитателей; в единоборстве Финн побеждает своего божественного противника. Овдовев, Финн сватается к Граинне, дочери короля Ирландии, но она предпочитает ему более молодого воина Диармаита (сага, рассказывающая о бегстве Граинне с Диармаитом, послужила одним из источников средневековой легенды о Тристане и Изольде).По традиции фении распространили свою власть на всю Ирландию, кроме Ольстера, восстановив против себя правителей Тары. Королю Каирпре удалось разбить фениев в 283, остатки их отрядов разбрелись по лесам (сам Финн умер в 252 или в 286). По преданию, сын Финна - Ойсин (Оссиан шотландца Д. Макферсона, который, опубликовав в 1760 вымышленные "Поэмы Оссиана", способствовал возрождению популярности этих героев) дожил до времен святого Патрика (5 в.) и вместе со своим соратником Каилте сопровождал его в путешествии по Ирландии, посещая достопамятные места, связанные с былыми подвигами. По мнению большинства исследователей, саги о Финне не имеют исторического зерна, скорее всего, Финн - древний мифический образ, поздно и своеобразно оживший в фольклорном творчестве. По имени Финн (у Макферсона - Фингал) названа знаменитая Фингалова пещера (на одном из Гебридских островов, Шотландия), выстроенная, по преданию, великанами для Финна. Название легендарной военной дружины Финна - фиан - было воспринято ирландскими революционерами 19 - нач. 10 вв. (фении).

(ирл. fomoire, "нижние демоны"),в ирландской мифологии демонические существа, противники Племен богини Дану во второй битве при Мойтуре (см. Кельтская мифология). Неясно,в какой мере это псевдоисторическое противопоставление "рас" божественных и демонических существ ("светлой" и "темной") отражало архаические представления. Фоморы, как и их противники, ассоциировались с островным потусторонним миром (torinis, "остров со стеклянной башней"), и край блаженных на западе океана нередко назывался владениями Тетры (одного из правителей фоморов); фоморы (как и Племена богини Дану) часто назывались trenfiru an tsidha ("герои из сидов") и т.д. Первоначально фоморы были, видимо, божествами типа скандинавских ванов,связанными с плодородием и магическим искусством. В период переосмысления ирландских историческо-мифологических традиций позднейшими составителями рукописей соперничество фоморов и Племен богини Дану стало фоном одного из ирландских вариантов индоевропейского мифа - о поединке Сияющего бога (связанного с громовержцем) с его противником (Луг - Балор, одноглазый предводитель фоморов).

Епона (галльск. Epona, от epo equo "лошадь"), в мифологии кельтов Галлии богиня. Изображения ее (стоящей у лошади или сидящей на ней) распространены у континентальных кельтов.

 

Єдині міфологічні системи кельтської міфології, що мають цілісний характер – ірландська та валійська. До нашого часу найбільше свідчень дійшло про пантеон кельтів Ірландії, до якого належать Манавідан, Пуіл, Трен та інші божества. У зв’язку із цими божествами знаходяться міфологічні тварини бикі, кабани, свині, коні. У ірландській міфології поширений також культ героя, що найчастіше висвітлюється у сагах.

 

Усвідомити закономірності і особливості розвитку і формування особистості.

Встановити взаємозв»язок між поняттями «темперамент», «характер», «здібності».