ЛЕКЦИЯ 6.


В.БРЮСОВ – ГЛАВА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА. – ПОЭЗИЯ А.БЛОКА

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

 

Поэт родился в Москве, где прошла вся его жизнь. Дед по отцу был крепостным, разбогател на торговле, отец жил на ренту, семья была демократических взглядов. Поэт закончил московский университет. С 1892 года увлекся французскими символистами. С этого момента литературные занятия Брюсова обрели новый смысл, он делает известную запись в «Дневнике»: «будущее принадлежит декаденству, оно – путеводная звезда в тумане». В 1894 году выходит первый сборник «Русские символисты», почти все написано Брюсовым и его друзьями, многое подписано псевдонимами, поэт любил мистификации (у него 33 псевдонима). Стихи вызвали переполох в прессе, все их ругали, пародировали. В первом же выступлении Брюсова заявлены два творческих принципа: сотворение особого поэтического мира и неполная определенность изображаемого. Оба принципа сыграли важную роль в поэтике символизма.

Подобные опыты творчества «от чужого лица» характерны и для Брюсова и для символистов, это явление гетерономии – многоименности. И первый, и следующие (II и III) сборники «Русских символистов» включают стихи, нарушающие привычные представления о свойствах предметов и явлений. Особенно часто интерпретировалось стихотворение «Творчество» и однострок «О закрой свои бледные ноги».

Следующие сборники – «Шедевры», «Это – я» стали авторскими, имели несколько изданий. В них много экзотики, действие происходит не в современном автору мире, а перенесено в прошлое, события заведомо отделены от автора. Книга «Это – я» была завершена летом 1896 года, которое автор провел в Пятигорске, в ее стихах много импрессионизма, зыбкости, неуловимости. Считается, что книга «Третья стража» (1900) открывает новый этап творчества Брюсова, эта книга открывает ХХ век, в ней – много новых тем: история и современный город, активный интерес к другим характерам и судьбам, меньше экзотики – «Задача нового искусства – даровать творчеству полную свободу». Впервые книга стихов представлена как единое целое, введено деление на разделы. «Любимцы веков» включают 23 стихотворения и три поэмы; эти стихи – прославляют исторических деятелей, персонажей мифов, безымянных героев (халдейский пастух, египетский жрец...). Цикл «Город» представляет «город» вообще, его «певучие шумы», декларирует любовь к современной городской жизни; здесь есть и отдельные зарисовки Москвы. «Urbi et Orbi» (1903) – новый тип структуры книги, отделы выделены по жанровому признаку – от древности до «Последнего дня» челвоечества. Цикл «Песни» представляет имитацию городского фольклора. Обращение к всемирной истории и соединение с мифом у Брюсова не прием, а ключевой принцип его творчества, историзм Брюсова генетически связан с мифом. Он руководствуется историко-филологическим принципом – в стихах отображена не история, а предание о ней, история, соединенная с мифом. Многообразны темы этого сборника – любовь, природа, город, техническое и научное творчество, образы деятелей прошлого, лирические посвящения «собратьям по перу». «Венок» (1906) считается вершиной брюсовской поэзии, отделы в книге выделены не по жанровому, а по тематическому приципу. Стихи о современности и интимные переживания представлены в едином сплаве. События в России начала века (русско-японская война, революция) отразились в отдельных циклах. Представлены и циклы о природе Севера, овеянные лирическим восприятием автора. Город предстает в двух основных планах – не только социальном, но и филоаофски-историческом. В «Каменщике» акцентирован момент несвободы. особую страницу представляют гимны городам мира – Парижу, Венеции, Петербургу и др. 1904-1909 годы Брюсов руководил изданием самого крупного символистского журнала – «Весы».

С 1907 года издаются и прозаические произведения Брюсова – «Земная ось» (сборник рассказов), роман «Огненный ангел» (Германия 16 века), роман «Алтарь победы», отдельные повести и рассказы.

1910 год – распад символизма, закрытие «Весов», в 1910-1914 годах Брюсов работает в журнале «Русская мысль». В эти годы поэт издает и несколько новых поэтических сборников: «Все напевы», «Зеркало теней», необычный замысел «Сны человечества» (стилизация в духе поэзии всех времен и народов) занимает его внимание много лет.

В 1914-1915 годах Брюсов – военный корреспондет на фронте, его стихи о Польше. 1916 год – сборник «Семь цветов радуги», тематика – современная война, современность, в книге есть и цветовое деление на циклы, но цветовые циклы не имеют определенной значимости.

Летом 1915 года Брюсов вернулся в Москву, разочарованный войной. В июне 1915 года – встреча с представителями Московского армянского Комитета и предложение возглавить работу над сборником армянской поэзии. Поэт серьезно увлекся армянской поэзией, армянской историей, был в Закавказье с чтением лекций об армянской поэзии. В августе 1916 года вышла антология «поэзия Армении», где более 70% переводов принадлежат поэту. Брюсовым написано и предисловие к антологии, которое представляет первую историю армянской поэзии на русском языке. Высоко оценен и труд Брюсова «Летопись исторических судеб армянского народа». Переписка с армянскими поэтами, стихи и статьи об Армении, отзывы армянских писателей представлены в книге: «Брюсов и Армения». В 2-х томах, Ереван, 1988.

После революции поэт остался в Советской России, напечатал несколько сборников стихов, считается создателем «научной поэзии». Его перу принадлежит многочисленные статьи о пролетарской поэзии. Создал и возглавил «Литературный институт», скончался в Москве в 1924 году.

 

 

Александр Александрович Блок (1880-1921)

 

А.А.Блок – поэт, драматург, критик, родился в дворянской семье в Петербурге, закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Первая книга стихов «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) – яркое отражение поэзии младосимволистов. Появление «Стихов о Прекрасной Даме» было связано с двумя важными событиями в жизни поэта. Первое из них – глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, будущей жене. Второе – увлечение лирикой и идеями философа Владимира Соловьева. Наиболее близкой молодому поэту была идея философа о существовании Божественной Софии – Души Мира и Вечной Женственности, которая может примирить землю с небом и спасти человека и весь мир через его духовное обновление. Живой отклик у Блока получила мысль Соловьева о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине. Стихи о Даме и стали художественной реализацией этого глубоко прочувствованного тезиса. Соловьевская идея «двоемирия», противопоставления материального и духовного воплотилась в цикле через многообразную систему символов. Облик героини многоплановый. С одной стороны, это некая, вполне реальная женщина. Она «стройна и высока, всегда надменная и сурова». Герой видит ее каждый день издалека, она скрывается в «темные ворота», с другой же стороны перед нами мистический, небесный образ, имеющий соответствующие возвышенные имена – Дева, Заря, Святая, Непостижимая, Величавая Вечная Жена и т.д. История земной, вполне реальной любви транформируется в книге в романтический мистико-философский мир. Основной сюжет – противопоставление «земного» (это лирический герой) небесному – Прекрасной Даме, в то же время стремление к их встрече, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Постепенно происходит смена настроения героя, радужные надежды и сомнения, оправдание любви и боязнь ее крушения, вера в неизменность божественного облика Девы. Любовь к Ней близка служению духовно высшему существу.

Я – тварь дрожащая. Лучами

Озарены, коснеют сны.

Перед Твоими глубинаки

Мои ничтожны глубины...

В тебе таится в ожиданьи

Великий свет и злая тьма

Ты – это Ангел во плоти.

В Стихах о Прекрасной Даме Блок создал уникальный поэтический мир, воплотил все чаяния, надежды символистов. Его лирический герой пребывает не в бытовой российской реальности, а в условном мире, находится в постоянном молитвенном ожидании:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

После выхода в свет первого сборника Блок сблизился с петербургскими и московскими символистами – Мережковским, Белым, Бальмонтом, Брюсовым. Но очень быстро в позиции Блока намечаются существенные изменения, они связаны с рядом причин и с той общественной атмосферой, которая возникла в России накануне и в годы первой русской революции. Именно в это время поэт спускается с небес на землю и начинает обращать внимание на повседневность, на мир людей, униженных бедностью и бесправием. Следующие его сборники – «Нечаянная радость», «Снежная мавска» (1907), «Земля в снегу» (1908) – существенно отличаются от первого. В этих сборникай отразилось его видение противоречий реальной жизни. Революцию он воспринимал, подобно другим символистам, как народную разрушительную стихию, как борьбу людей новой формации с царством бесправия и пошлости. Лирический герой сочувствует страданиям людей, он хочет быть с ними, но не считает себя достойным оказаться в их рядах –

Вот они далеко / Весело плывут.

Только нас с тобою / Верно не возмут.

(«Барка жизни стала»)

В этих сборниках полностью изменились женские образы. «Вечно женственное» предстает здесь не в возвышенно-романтической, небесной трактовке, а в его «земном» воплощении. Особое место среди этих стихов занимает знаменитая «Незнакомка» (1906). В ней совмещены две точки зрения на действительность: первая часть – торжество пошлости, во второй – возможность появления подлинного идеала, высокой красоты. Автор допускает мысль, что перед ним пьяное видение, он спрашивает себя: «Иль это только снится мне?». Проявляется горькая самоирония – «Ты, право, пьяное чудовище, / Я знаю: истина в вине».

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Незнакомка обрисована в романтическом ключе, читатель вместе с автором видит ее благородную и таинственную красоту, «берег очарованный и очарованную даль», начинает верить в возможность красоты в этом мире.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманним движется окне.

И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Кто такая Незнакомка – сквозь земные черты (упругие шелка, траурные перья, вуаль, в кольцах узкая рука, она полна тайн – древние поверья, тайны – это новый вариант мифа о Вечной Женственности, мы увидим Незнакомку, несколько трансформированную в других героинях этого времени – в цыганке, Фаине, Кармен...

В книге «Снежная Маска» центральная тема – природная стихия, современный город, даже стихия язычества, это хаотический изменчивый мир, погружение героя в мир «метельной страсти», осмысливается как второе крещение. «Открыли дверь мою метели, / Застыла горница моя, / И в новой снеговой купели / Крещен вторым крещеньем я».

В этих циклах – высокое напряжение страсти – пожар, снежный костер, полет кометы – огонь зимы – они имеют общее происхождение (он влюблен в актрису Волохову). Героиня лишена конкретных черт, это романтическая героиня, ее голос «слышен сквозь метели», у нее «снежная кровь». В цикле образ героини – Фаины – меняется, теперь это воплощение народной жизни.

Метель взвилась / Звезда сорвалась / За ней другая.

Уже в этом цикле миф о Мировой Душе транформировался у Блока в миф о приобщении к народной душе, вот почему образы жены, невесты, возлюбленной превалируют в стихах о России, написанных в 1906-1909 годах. Блок неоднократно обращался к образу Куликовской битвы, по убеждению поэта это было «символическое событие русской истории», особенно важен его цикл «На поле Куликовом». До наших дней продолжаются разные толкования этого цикла, самые сложные вопросы – это проблема соотношения «вечного», «исторического» и современного планов, проблема переклички личного и национального. Знаменитая строка – «О, Русь моя! Жена моя» – предмет бесконечных споров и недоумений – почему герой отождествляет свое отношение к родине и свое отношение к жене? У Блока ряд понятий: Русь – мать – жена – Богоматерь, именно образ Богоматери делает возможным отождествление матери и жены, невозможное в других контекстах (Богоматерь в православных молитвах называется Мать и Пречистая Жена, Дева и т.д.). Цикл состоит из пяти стихотворений, в первых двух Русь и родина равновелики, сравниваются с образом жены. Второе стихотворение заканчивается обобщением:

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

то есть поэт говорит о неразделимости собственного пути и русской истории, поэт самоотождествляет себя и русского воина.

Для раскрытия пути России поэт синтезирует, объединяет различные уровни бытия: конкретно-исторический, символический и метафизический – «Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу» – образы «разбойной красы» и «острожной тоски» слились у поэта с чувством ужаса и любви.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви.

Поэт хочет до конца пройти путь вместе с родиной.

Русь моя, вместе ль нам маяться

Царь, да Сибирь, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Современникам была близка поэзия Блока и особенно его основной лейтмотив – Родина и Прекрасная Дама, в ее многочисленных ликах. Поэт угадал что-то особенное, глубинное, спрятанное в русской душе – ее антиномичность – свободу, переходящую в мятеж и грабеж, и возвышенную любовь, заканчивающуюся кощунством. Сам Блок в конце жизни сказал о России трагические слова:

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью.

Блок глубже всех символистов вскрыл противоречия символистского метода и способа мышления – противоборство в душе художника двух начал – божественного и демонического. Все эти противоречия в видении поэтом современной действительности отразились в цикле «Страшный мир». Тема «страшного мира» – сквозная блоковская тема, характерная в той или иной мере и для других писателей серебряного века. Было бы примитивно трактовать ее лишь как тему обличения буржуазной действительности, где «богатый зол и рад», а страдающий бедняк обречен на гибель. Это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира», главное, что человек, живущий в страшном мире, испытывает на себе его воздействие. при этом в первую очередь страдают нравственные ценности, губительные страсти овладевают людьми. Лирический герой Блока переживает состояние собственной греховности, безверия, смертельной усталости. Законы «страшного мира» проибретают космический размах:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит на нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Мысль о роковом круговороте жизни, о его безысходности выражена в широко известном 8-стишье:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешью начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь;

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Этому способствует его кольцевая композиция, гипербола: умрешь – начнешь опять сначала, необычные эпитеты.

Влияние страшного мира ощущается и в известном стихотворении «На железной дороге». В нем тоже немало бытовых деталей, что дало повод считать его реалистическим. Важен образ героини – кто она? Она раздавлена – «любовью, грязью или колесами», – все больно – «красивая, молодая», в цветном платке – узорный плат был и у женщины в образе России.

Важное значение в творчестве Блока играет поэма «Возмездие», начатая в 1910 году, она не завершена, в центре ее история жизни предков Блока (действие начинается в 70-е годы 19 века), изображение многих исторических событий, поэма доведена до смерти в Варшаве отца поэта. Слово «возмездие» у поэта – не наказание за преступление, это нравственная категория, осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Герой не находит места в жизни, его преследует душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Используя автобиографический материал, поэт хотел показать жизнь четырех поколений одного рода, в ней выразил свое творческое кредо и цель творчества:

Жизнь без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай,

Пред нами – сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы.

 

Твой взгляд – да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

В 1914 году началась первая мировая война, в 1916 Блок был призван в армию, он служил в Белоруссии. Н.Гумилев сказал об этом – «это то же самое, что есть жареные язычки соловьев». После февральской революции 1917 года поэт в качестве редактора входил в Комиссию по проверке политических преступлений царского правительства. Октябрьские события воспринял как необходимую очищающую грозу. Драматизм и неоднозначность его восприятия революции отражены в поэме «Двенадцать». Действие в поэме развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий – Ветер, ветер - / На всем Божьем свете... Гуляет ветер, свищет ветер, вьюга, пурга. Вся поэма построена на антитезе, на контрасте, резко противопоставлены два мира – черный и белый, старый и новый, даны сатирические зарисовки обломкоя старого мира – буржуй, товарищ – поп, барыня в каракуле и т.д. – символический образ «паршивого пса». С другой стороны – коллективный образ 12 красноармейцев, которых Блок не идеализрует, он считает их выразителем народной стихии, они несут все крайности народовластия. Это люди, готовые исполнить свой революционный долг – «Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!» – но в их психологии выражены и настроения анархической вольницы –

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

События поэмы тоже отражают неуправляемость революционных событий – один из красноармейцев («Петруха») убивает свою любовницу Катьку, это не гимн революции, а отражение ее гримас. Величие и красоту революции, несущей возмездие старому миру, Блок утверждает в финальной главе поэмы, где впереди 12 красноармейцев, 12 апостолов новой жизни, возникает образ Иисуса Христа. Существует множество трактовок образа Христа в поэме... В основном критики считают, что образ Христа позволяет поэту создать нравственное оправдание революции. Поэма очень своеобразна – в ней слышен голос улицы, разговорные интонации. Лексика литературная, политическая – и лозунговая, лирическая, частушки с маршем, городской романс. 29 января 1918 года Блок написал в записной книжке: «Сегодня я – гений».

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем.

Так идут державным шагом,

Позади – голодный пес,

Впереди с кровавым флагом,

А за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Вслед за поэмой «Двенадцать» Блок пишет стихотворение «Скифы», в котором противопоставляет цивилизованный Запад и революционную Русь. Поэт от лица революционной «скифской» России призывает народы Европы поставить предел «ужасам войны» и вложить «старый меч в ножны». Поэт напоминает о том, что в свое время Россия спасла европейские народы от нашествия монголов. Но если Запад не пойдет навстречу России, то она может обернуться к нему своим азиатским обликом –

В последний раз – опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

В тяжелые послереволюционные годы Блок тяжело болел, ему было отказано в разрешении выехать на лечение заграницу, он скончался в Петрограде летом 1921 года.