Государство и право Древней Индии и Древнего Китая.


02.02.11

Лекция №3.

 

  1. Общественный и государственный строй Древней Индии.
  2. Законы Ману как источник права.
  3. Государство и право Древнего Китая.
  4. Система права Древнего Китая.

 

Для Индии было характерно сохранение общинных порядков и деление общества на Варны. Члены каждой варны должны были соблюдать индивидуальный кодекс обязанностей дхарму, сущность которого была подробно расписана в законах Ману.

I варна – Брахмане:

Имели монопольное право толкования законов и религиозных книг. Царь (князь, раджа) был обязан советоваться по любому вопросу с советом брахман, главным из которых являлся пурохито (верховный жрец). Кроме этого в царских судах обязательно присутствовали брахмане для определения виновности человека, в то время как царь назначал наказание. Главным предназначением брахман являются толкование священных книг и поэтому они должны были говорить либо только правду, либо молчать. Им запрещалось браниться, они должны были избегать жадности, гнева, поэтому все другие варны должны были оказывать содействие брахманину, и его личность считалась неприкосновенной.

2 варна – Кшартии:

Только из этой варны были цари Индии. Кшатрии по своей дхарме должны были охранять весь мир, совершать жертвоприношения, заботиться о женщинах, детях и слабых и олицетворять справедливость.

3 варна – Вайшья: народ.

 

Все три варны считались дважды рожденными, т.к. в определенном возрасте (брахмане – 6 лет, кшатрии – 8, вайшья – 10) проходили посвящение и имели после этого возможность чтения священных книг.

 

4 варна – шудры:

Последняя категория свободных людей. Были слугами первых трех варн. Кроме личной свободы ничем не отличались от рабов.

Категорией несвободных являются рабы, и в законах Ману выделяют 7 источников рабства:

  1. военнопленные;
  2. рожденные от раба;
  3. купля-продажа рабов;
  4. наследство;
  5. рабство за долги;
  6. подаренный раб;
  7. раб за преступление.

В Индии государство принимает форму восточной деспотии (глава государства считается Богом). Согласно учению брахманов, государственная власть имеет божественное происхождение, и царь в Индии обладает верховной законодательной, судебной и исполнительной властью.

Царь своими действиями подчиняется брахману, он имеет право назначения и смещения государственных чиновников, контролирование ирригации, контроль над финансовым ведомством и командование армией. Центральный аппарат возглавляли 7 или 8 министров, назначаемых царем, и при царе существовал совет, в который входили эти министры.

В Индии существовало 3 ведомства:

  1. финансовое, во главе с главным сборщиком налогов (в казну взималась 1/6 часть зерна, лекарственных трав и плодов; 1/50 часть скота, золота, драгоценных камней и т.д.)
  2. военное, во главе с военным советом, состоящим из 30 человек. Военный совет разделялся на 6 коллегий, в каждой из которых был старшина офицеров.
  3. ведомство публичных работ.

Во главе каждого селения находился староста (10 селений – десятский, 100 – сотский, 1000 – тысяцкий), который выполнял обязанности охраны общественного порядка и борьбы с преступлениями. Во главе города стоял главный управляющий и городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших ремеслом, торговлей с иностранцами, учетом населения города и различными видами торговли.

Древнейшим источником права был обычай, на основе которого были созданы царские сборники законов, наиболее известными из которых являются сборники законов Ману (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Законы Ману содержат три группы норм: религиозные предписания брахман; нормы, регулирующие государственную власть; нормы гражданского и уголовного законодательства. Сборник делится на 12 глав. Особое внимание уделяется праву собственности. Особое внимание уделяется праву собственности: формально земля принадлежала только царю, но можно выделить категорию общинных земель.

Существуют 7 способов приобретения собственности:

  1. приобретение наследства;
  2. находка или дар;
  3. покупка;
  4. захват;
  5. ссуда под проценты;
  6. исполнение работы;
  7. милостыня.

Первые три характерны для всех варн, 4-й только для кшатриев, 5-6 – только для вайшья, 7 – только для брахман.

Недействительными считались договоры, заключенные пьяным, безумным, рабом вопреки закону, путем обмана и под влиянием женщины.