Средства обучения


Наряду с целями, содержанием, методами и формами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Это необходимый элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием обучения его информационно-предметную среду. Средства обучения материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака. Например, выделяют по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий и т.д.) и идеальные(образные представления, модели Вселенной, знаковые модели) средства обучения. Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может в свою очередь классифицироваться по разным основаниям. К таким группам относятся натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материал и т. д. К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений (посуда, станки, машины, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения).

Изображения и отображениясоставляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы. Иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, рисунки, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, кинофильмы, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи).

Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебники, сборники задач, методические рекомендации и др.

Технические средства обучения (ТСО) включают диапроекторы, кинопроекторы, школьные и факультетские радиоузлы, телевизоры, калькуляторы, и др. К этой группе относят также средства новых информационных технологий: компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, мультимедиа-проекторы, учебное оборудование на базе электронной техники.

Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования изготовления. Основными дидактическими функциями средств обучения являются:

· компенсаторность – т.е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагогов и учащихся;

· информативность - передача необходимой для обучения информации;

· интегративность – рассмотрение изучаемого объекта по частям или в целом;

· инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.

Существуют официальные перечни учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента Государственного образовательного стандарта.

Данные перечни включают в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторных работ и т.д.

Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и изменений содержания образования, разработку новых форм и методов обучения в связи с появлением, например, информационной сети Интернет.

В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски (CD-ROM) и DVD с материалами по различным учебным курсам. Подобные средства предлагается использовать в учебном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы на занятиях, для самостоятельной работы. Они помогают обеспечить интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его усвоения, интенсифицировать обратную связь «учащийся – педагог».

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Они вариативны в использовании, поскольку им можно придать любую форму для чтения, предоставляют большие возможности для совместной творческой работы педагога и учащихся. Педагог может достаточно быстро переструктурировать учебный материал, поместить его на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех своих учеников.

К новым средствам обучения относится сайт учебного заведения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке.