Методы пригонки и регулирования


 

При расчете размерных цепей с учетом метода пригонки, требуемая точность замыкающего звена достигается изменением компенсирую­щего звена путем удаления с компенсатора определенного слоя мате­риала (точением, шлифованием, шабрением или припиловкой (рис.25.5).

При расчете размерных цепей с учетом метода регулирования требуемая точность замыкающего звена достигается изменением размера или положения компенсирующего звена без удаления с компенсатора материала (рис. 25.6).

 

 

 

Рис. 25.5. Сборка с применением пригонки (компенсатор, т. е. прокладая

шайба 1 , шлифуется, подрзается или припиливается по толщине «по

месту» для компен­сации погрешности)

 

 

 

Рис.25.6. Сборка с применением подвижных компенсаторов. акомпенеатор-тяга;

б— установочное кольцо со стопорным винтом; вклиновое устройство;

г — разрезная конусная втулка; 6 — эластичный материал.

 

При использовании методов пригонки или регулирования в кон­струкцию изделия вводится специальная деталь — компенсатор, размеры которого могут изменяться при сборке в необходимых пре­делах путем удаления определенного слоя материала соответствую­щей механической пригонкой и положение сопряженных поверх­ностей которого может также регулироваться при сборке за счет его конструкции (винтовая пара, клин, набор прокладок, зазор в сопряжении типа вал—отверстие) или перемещения (передвижные втулки и т, п.).

При применении обоих методов собираемые детали изготовля­ются по расширенным, экономически достижимым производствен­ным допускам, однако при сборке расходуется дополнительное время на пригонку или регулирование размеров замыкающего звена для обеспечения требуемой точности изделия. При этом в процессе при­гонки часто приходится проводить предварительную сборку, про­верку правильности положения сопрягаемых деталей и определять степень необходимой пригонки компенсирующего звена и затем уже осуществлять подгонку компенсатора. Только после этого осущест­вляется окончательная сборка. Все это существенно повышает трудоемкость сборки и затрудняет ее перевод на поточные методы. Операции пригонки выполняется рабочими очень высокой квалифи­кации. Применение пригонки характерно для единичного и мелкосерийного производств и часто используется в крупном машино­строении.

Величина необходимой наибольшей возможной компенсации от­клонений замыкающего звена ∆к в обоих случаях определяется по фор­муле

 

, (25.9)

 

где ТА0 − допуск замыкающего звена, требуемый конструкцией из­делия; ТА´0 − производственный допуск замыкающего звена.

Номинальный размер компенсирующего звена увеличивается на величину компенсации ∆к для уменьшающих звеньев (например, диа­метров валов) и уменьшается на эту же величину для увеличивающих звеньев (например, диаметров отверстия и т. п.).

При применении метода регулирования величина наибольшей возможной компенсации ∆к определяет границы требуемых пере­мещений подвижного или наибольший размер неподвижного компен­сатора (суммарную толщину промежуточных колец, прокладок и т. п.). В последнем случае минимальное число ступеней размеров неподвижных компенсато­ров (прокладок) может быть определено по фор­муле

 

, (25.10)

 

где Тном – допуск на изготовление неподвижного компенсатора.

 

Толщина неподвижных компенсаторов (прокладок) должна быть равна или меньше допуска замыка­ющего звена размерной цепи. При жестком до­пуске замыкающего звена и невозможности обеспечить его про­кладкой соответствующей толщины применяют наборы прокладок разных толщин, используя разницу их толщин.

Метод регулирования дает возможность наибольшего расширения допусков составляющих звеньев. Расширение допусков при при­менении метода пригонки, увеличивая ∆к, согласно формуле (6.16) приводит к увеличению припуска на пригонку, соответственно по­вышая ее трудоемкость. В противоположность этому (при методе регулирования) увеличение ∆к не вызывает дополнительных труд­ностей и не повышает трудоемкости операции. Очень большим до­стоинством метода регулирования является возможность поддержа­ния точности замыкающего звена в процессе эксплуатации изделия путем компенсации износа отдельных составляющих звеньев раз­мерной цепи.

Интересной разновидностью метода компенсации погрешностей является современный способ сборки плоскостных соединений с при­менением пластмассовой прослойки. Пластмасса в вязком состоянии при сборке помещается между соприкасающимися поверхностями и, затвердевая, устраняет 'зазор, образующийся в связи с колебаниями линейных размеров.